Уроки "защиты отечества": За что участники АТО благодарят военруков

Еще четыре года назад в целесообразность этой дисциплины не верили, ведь после обретения Независимости Украину не приходилось от кого-то защищать. С 2014-го "защита отечества" снова актуальна, и научиться стрелять хотят все

Уроки "защиты отечества": За что участни…

Школьная дисциплина "защита отечества" - это бывшая "допризивная подготовка юношей", ДПЮ. Несколько лет назад ее переименовали. Или для того, чтобы звучало более патриотично, или для того, чтобы было не как на России, или же ради гендерного равенства – даже преподаватели точно не знают. Сейчас "защиту отечества" преподают в общеобразовательной школе – два, а в специализированных – один раз в неделю.

О целесообразности допризывной подготовки в школах спорят уже не одно десятилетие, особенно родители, которые хотели бы "вложить" в ребенка лишний урок английского языка или основ программирования, вместо беготни на плацу. Для учащихся военруки десятки лет являлись источником знаний о противогазах, путевкой на настоящий военный полигон и источником афоризмов.

"Сменная обувь — это ваше лицо!"

Одним детям нравится получать возможность ездить на стрельбища и раз в неделю играть в армию. Для других эти "смирно", "шагом марш" и "товарищ полковник" звучат более современнее "житие протопопа Аввакума". Даже то, как называют преподавателей – "военрук" на украинском языке аналога не имеет. Разве что "депеюшник"...

Многое в отношении к "защите отечества" должна была бы изменить война, и военруки твердят – дети действительно стали больше интересоваться военным делом. Но с устаревшими учебниками, в которых изложены еще советские методики, и даже больше - без полигонов, тиров и патронов остается лишь говорить с детьми о патриотизме.

Юрий Катков, Анатолий Маленков и Игорь Лукьянчук

Как в таких условиях готовить защитников отечества и воспитывать патриотизм, нам согласились рассказать: преподаватель "защиты отечества" с 12-летним стажем, полковник танковых войск Юрий Катков и преподаватель "защиты отечества" с 28-летним стажем, полковник бронетанковых войск Анатолий Маленков (да, родственник, но очень дальний).

Оба учительствуют в киевских школах и оба, как это чаще всего и бывает среди украинских военруков - военные пенсионеры. Беседуем в "Центре военно-патриотического и спортивного воспитания молодежи "Десантник" - это внешкольное учебное коммунальное заведение на базе бывшего детского сада. Финансируется из бюджета города. Здесь есть тир, полоса препятствий, военно-спортивные кружки, на которых можно доучиться тому, на что во время уроков "защиты отечества" нет ни времени, ни средств. Юрий Константинович и Анатолий Артемович преподают и здесь также. Руководит "Десантником" Игорь Лукьянчук. По образованию он - учитель физкультуры и военным не является, но срочную службу проходил.

- Как изменилось преподавание дисциплины за последние четыре года? Что добавили и наоборот отменили с учетом современных запросов?

Ю.К. (Юрий Катков). По большому счету, ничего нового нет. Только если ты сам стремишься до ребят что-то донести, приглашаешь участников боевых действий. От них мы узнали, что, например, тактические действия проводятся уже не так, как в учебнике написано. Что автомат, как написано в учебниках, ребята в АТО не носят. Сборку-разборку так как в учебниках не делают.

Игорь Лукьянчук

И.Л. (Игорь Лукьянчук) Изменились и отношения между военными, ты можешь быть майором, но бойцы будут слушать капитана, если он более компетентен. Такой муштры как на России уже нет. Хотя, с другой стороны, это дисциплинирует...

- Сколько вы стреляете и из какого оружия?

Ю.К. Почти во время каждого занятия мы стреляем, и девушки и парни. Из пневматической винтовки – по программе из автомата Калашникова учить уже не надо. Ранее в 11 классе еще были полевые сборы в учебном центре воинской части. Сейчас мы обращаемся в части, просим принять нас на стрельбы, а от нас отмахиваются. Я за 10 лет ни разу не ездил. Как следствие – дети не понимают, что такое стрельба с боевым патроном, отдача от АК.

Экскурсии, полигон, занятия в воинской части, комплектующие и расходники - все приходится выпрашивать и никто не дает.

А.М. (Анатолий Маленков) До 2010 года в методичках было прописано, какие материальные средства необходимо иметь в школе, чтобы проводить занятия по ДПЮ. В этих наших новых программах ничего нет.

Ю.К. Как-то я отчаявшись, решил сам магазин купить. Под 5.45 у меня был, а под 7.62 нигде не мог найти. Зашел в интернет, сторговались за 100 гривен, в парке с продавцом договорились встретиться. Я пришел, а ко мне оперативник с удостоверением и еще два стоят неподалеку. Я говорю: ребята, я военрук! Ну, а что мне делать, ну не на чем детей учить? Они меня отпустили, но предупредили, чтобы больше так не делал.

А.М. В прошлом году в нашем районе построили 5 лазерных тиров. Имитация стрельбы из автомата, визуальный ряд, чувство отдачи, в тебя тоже стреляют – можно посчитать, сколько ты попал и сколько по тебе. Дети конечно с удовольствием в таких тренажерах занимаются. Но этих тиров 5, а школ – 36. И попробуй туда попасть.

Все пошло на спад с 1997-го года, когда у нас забрали оружие, а тиры стали использовать под склады. Раньше в нашем районе у каждой школы был свой тир, сейчас они остались только в трех, во всех других сделали там кладовые, раздевалки, бойлеры поставили...

- Вы говорили, что бойцы АТО рассказывают о более современных методах ведения боя, обращения с оружием. Почему тогда вы до сих пор преподаете как было, по-старому?

К.Ю. А мы не можем преподавать иначе. Мы в частном порядке показываем, как реально действуют в боевой обстановке, но методическими указаниями это не узаконено.

А.М. Сейчас мы пользуемся учебниками 2006, 2007, 2011 года, их переиздают, а содержание не меняется. Из нового - только международное гуманитарное право добавили, из практики – ничего нового.

- Какая тогда польза от уроков "защиты отечества"?

И.Л. К нам приходят наши воспитанники, которые побывали в горячих точках и благодарят за то, что мы их научили выживать. Физическая подготовка, основы такмеда, пользование средствами связи, командная работа, эвакуация раненых с поля боя – они говорят, что эти азы выживания им дали мы.

Ю.К. Важность в том, что мы должны воспитывать патриотов. Как бы там не было, а военрук прививает любовь к Родине, основы военного дела.

- Как вы воспитываете патриотизм в своих учениках?

Ю.К. Необходимо дать каждому осознание того, что именно от него в этой стране что-то зависит. Дать основные ценности. Не ври. Не делай подлости. Будь целеустремленным.

Мы стараемся научить их анализировать информацию, обсуждаем новости, которые они где-то слышали и "приносят" в свой коллектив. Например приходят: Константинович, а россияне говорят, что за три дня дойдем до Киева. А такое может быть? Я говорю: если и дойдут, то не за три дня, потому что вся Украина поднимется. И враг это знает.

Главное – не врать. Что знаешь, как думаешь – так детям и говори.

На каждом уроке обсуждаем ситуацию на фронте, где отступ, где наступление, сколько наших бойцов погибли. Все равно, когда начинаешь о серьезных вещах говорить, даже последний хулиган затихает и начинает слушать.

Опять же, наши военные патриотические песни разучиваем, те, которые сейчас поют ребята в АТО. Каждый урок у нас начинается со слов "Слава Украине!" - "Героям слава", с 2014 года.

Тир для пневматического оружия в центре "Десант"

- А вы же с господином Анатолием - советские офицеры. Вас учили, что национализм – плохо, бандеровцы – бандиты. А теперь "Героям слава". У вас от этого крышу не срывает?

Ю.К. (смеется) Более того – я москаль, коренной москвич. Мог принять российскую присягу, но жена у меня – украинка, мы 45 лет прожили в Украине, и решили остались здесь. Почему-то я свято верил, что Украина быстрее всех выберется из этого болота. Я и сейчас верю.

Мы много спорили в интернет с бывшими товарищами по службе. Они удивлялись, как это я могу в Украине жить, как мой сын мог во Львове учиться. Я приглашал их приехать и воочию увидеть, как все в Украине обстоит. Не хотят, не верят. Не могут понять.

- Как проходила ваша эволюция сознания? Вы же скорее всего верили, когда служили в советской армии, во все эти пугалки о Бандере и УПА?

Ю.К. Конечно. Я был коммунистом, знал о бандеровцах. Но я еще тогда начал задумываться о передергивании фактов. Например, что это НКВдшники, переодетые в форму УПА, убивали и пытали людей. Я видел эти документы.

Во время работы в дипакадемии я много работал в архивах. Там я начал понимать, почему некоторые документы были засекречены на 100 лет, когда стал их изучать. Вот и начинаешь после такого задумываться, каких из нас делали... болванчиков.

- Есть у вас ученики, которые называют АТО "гражданской войной"?

Ю.К. Относительно разговоров о войне на Востоке, очень трудно обычно с детьми-переселенцами из зоны АТО. Они боятся лишний раз высказываться. Часто они или напуганы, или их травят. Один парень даже расплакался на уроке, мол, что вы о Донбассе говорите, мы не сепаратисты! Оказалось, что его одноклассники дразнили сепаром. А у него отец – за Украину, ходил на проукраинские митинги. Мы на его примере разобрали ситуацию, что нельзя обо всех огульно говорить.

- В целом у ребят есть мотивация защищать страну или они говорят, что я в случае чего сбегу из страны?

Ю.К. У меня товарищ сказал, что прописан по одному адресу, а живет по другому, поэтому военкомат его не найдет. Но я вам скажу, остальные ребята к нему очень негативно отнеслись.

- Уже не популярно от армии косить?

Ю.К. Не популярно. Кстати, тот парень все же уточнил свои данные в военкомате.

- Вы знаете, из ваших учеников есть кто в АТО?

Ю.К. Да, и кавалеры орденов есть. Они и к нам в школу приходят.

- Что им особенно пригодилось из того, чему вы их учили? За что они благодарили?

Ю.К. В основном вспоминают учителей, которые были требовательны. Вот благодарят за требовательность – почему я от них требовал, они, говорят, там поняли.

- Вам не было обидно, когда отменили 23 февраля как праздник?

Ю.К. Было изначально. Но есть отдельное государство, у него свои законы, свои праздники и свои традиции. Украинские традиции возрождаются и я этому радуюсь. Мы такие мероприятия с ребятами устраиваем на Покрова!

- Иногда люди теперь двадцать третье февраля с четырнадцатого октября лепят.

Ю.К. Может оно на первом этапе где-то будет, но со временем появятся новые традиции.

- Как вы относитесь к тому, что 14 октября, вслед за 23 февраля стали поздравлять всех, кто мужского пола, даже если защитником не являются?

Ю.К. Я не вижу в этом ничего плохого. Кто сейчас не является, пусть готовятся.

Фото: Александр Хоменко / depo.ua

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme