"Праздник женского лона": Как разъединить 8 Марта и "совок"

Баталии вокруг 8 Марта продолжаются не один год. Отменить выходной, вызвав ненависть солидной части электората, у политиков не поднимается рука. А вот определиться с адекватным форматом украинцам пока не удается

"Праздник женского лона": Как разъединит…

"День весны", "праздник женственности" или "День борьбы женщин за свои права"... Украинцы блуждают в трех соснах и выбирают определение по душе.

Правозащитницы и активистки напоминают о первоначальном значении праздника, ведь 8 Марта - день борьбы за права женщин.

Впервые его отметили по инициативе немецких социалисток 19 марта 1911 года. За более 60 лет в этот день король Пруссии пообещал ввести избирательное право для женщин, но все так и осталось на словах. Почему дата празднования в конце концов пришлась именно на 8-е, остается загадкой. По одной из версий, таким образом почтили день демонстрации текстильниц в Нью-Йорке в 1857-м, когда активистки требовали одинаковой зарплаты с мужчинами.

В Советский Союз праздник въехал именно на этих идеологических рельсах. Большевики рассудили, что рабочие руки и активные
"подруги" для них важнее, чем всякий патриархальный бред.

Впрочем, уже в 30-х решили, что негоже так смело обходиться с традицией, и понесли женщинам мимозы.

В 60-80-х праздник превратился в совсем не политический. Женщины получали дефицитные сковородки и не такие дефицитные тюльпаны. Активные сотрудники сдирали деньги с мужчин на шпроты и конфеты к празднику. Словом, очередной момент общественного единения и еще и с определенным романтическим флером. Провозглашая тосты, жители СССР стремились как можно надежнее забить гвозди в трон традиции - за красивых, нежных, которые позаботятся и накормят...

ГЕНДЕРНЫЙ ВАЛЕНТИН И ШАНС ПРОДАВАТЬ

В Украине у праздника смешанные акценты. В частности, активистки используют возможность напомнить, что права женщинам достались не так уж и легко, кроме того, борьба продолжается. Ведь женщины все еще зарабатывают меньше мужчин, зато тянут на себе большинство домашних обязанностей.

Так, в Киеве 8 марта пройдет Марш женщин, в Херсоне - "Феминистический марш", во Львове - акция "Права женщин - права человека".

 

Одесский художественный музей создал коллекцию футболок против стереотипов, связанных с женщинами.

Немало социально активных женщин призывает не дарить им цветы на праздник, а вместо этого уделить немного времени решению или хотя бы размышлениям над проблемой неравенства.

В частности, глава Минздрава Ульяна Супрун призывает присоединяться к флешмобу #Wiki4Women - совместному проекту Wikipedia и ЮНЕСКО. Поскольку в свободной энциклопедии лишь 17% статей посвящены женщинам, неравнодушных поощряют исправить ситуацию и посвятить немного времени созданию контента.

Одна из популярных тем - смеяться над теми, кто вместо отстаивать гражданскую позицию выбирает просто поздравлять близких и праздновать.

Недавно в сети предложили честно назвать 8 Марта праздником женского лона и отмечать его как день женской плодовитости.

Но в конце концов понятно, что пока существует 8 Марта, по крайней мере половина будет трактовать его как праздник некоего гендерного Валентина. Мол, для тех, кто не успел вырваться из будничной атмосферы в феврале, есть шансы устроить романтический вечер в марте. И в конце концов, это личное право и дело каждого.

Тем более, что маркетологи активно будут отстаивать именно такую интерпретацию ради шанса реализовать на подарки тонны товара и собрать в стенах своих заведений в десять раз больше гостей. Да и политики не упустят возможности поиграть с архетипом "настоящего мужчины".

Впрочем, то, что кажется адекватным в общении в официальной или рабочей обстановке, в стенах школ или даже детских садов действительно выдается советским пережитком.

Во-первых, во многих компаниях действует та же проблема централизованного вымогательства, когда сотрудникам придется думать, где именно поставить запятую в предложении "скинуться невозможно отказать". Во-вторых, младших сотрудников, воспитанных на комиксах о Чудо-женщине и игре про Лару Крофт, начинает немного трясти, когда на праздновании толкают очередной кудрявый тост про Берегиню.

И дело не только в изменении социальных ролей с приходом новых поколений - в конце концов, становиться ли им Ларой или Берегиней, каждая (и каждый) решает лично. Дело еще и в том, что даже в молодых компаниях любят путать общественное и личное, как это было принято в "совке". А стансы на тему "Наши женщины особенные" быстро превращаются на реверансы на поле коллективизма.

Тема о том, что "Все женщины - разные", а эпитеты "нежные", "чуткие" и "хрупкие" более органичны от партнера, чем от начальника, в украинском обществе приживается медленно.

Поэтому, хотя формат лекции, командной игры или совместного кинопросмотра кажется гораздо более уместным, предприятия все еще выбирают архаичный тимбилдинг времен Брежнева.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme