Празднуй по-украински: Рождество

Depo.ua продолжает цикл статей о том, как наши предки отмечали праздники, которые сейчас принято называть новогодними

Празднуй по-украински: Рождество…

На самом деле, не бывает католического и православного Рождества, а есть только разница в Юлианском и Григорианском календарях, из-за которой христиане начали отмечать религиозные праздники в разные дни.

Сначала 6 января было тройным праздником рождения, крещения и богоявления Христа. В IV веке 25 декабря стали отмечать рождение, а 6 января — крещение и богоявление.

Расхождение в праздновании Рождества западными и восточными церквями вызвано тем, что они пользуются разными календарными системами. Православная церковь празднует его 7 января (25 декабря по старому стилю), а католическая церковь — 25 декабря по новому стилю.

Католики перед Рождеством не постятся, у них есть Адвент – радостное ожидание, во время которого верующие готовятся к светлому празднику Рождества. В православной традиции Рождеству предшествует четырехнедельный Рождественский пост (Филипповка): с 27 ноября до 6 января. В это же время хозяйственные украинцы стремились выполнить все крупные домашние работы: горницу белили, украшали росписями, вешали на иконы новые рушники, застилали чистые дерюги, покупали новую одежду, посуду.

Накануне праздника хозяйка пекла лепешки и готовила "Божью еду" - кутью и вар (узвар), которые ритуально ставили в печь на "довосходней" воде, чтобы вынуть из печи именно с восходом солнца.

Покутье наряжали особенно торжественно и украшали зажженной свечой или лампадой. Здесь ставили первый символ всех трех зимних праздников — Дидух (сноп из колосьев ржи или пшеницы, собранных в конце жатвы). Его заносил в дом хозяин со старшим сыном, на стол или пол ложили сено, а по краям клали чеснок, затем застилали одной скатертью для духов, а поверх нее другой - для людей. Посреди стола ставили кныш и каравай с собственной свечой, а на край - миску с пирожками. С кутьи снимался сухой верх и отдавался домашней птице и скоту - для плодородия. Если были пчелы, то хозяин, надев шапку и рукавицы, нос кутью, имитируя их гудение.

Потом кутью и узвар торжественно с молитвами переносили на покуть, отсыпав часть в миску на столе.

Обязательно зажигали восковую свечу. Хозяин курил ладаном в доме и читал "Отче наш", чтобы отвадить злые силы.

СОЧЕЛЬНИК: ВРЕМЯ ЕДИНЕНИЯ, НАСЛАЖДЕНИЯ И ПРИМИРЕНИЯ

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все важно дули на скамьи, чтобы не сесть на духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не следовало вставать из-за стола, это разрешалось только хозяйке – она подавала к столу новые блюда. Хозяйка занимала место перед столом.

Хозяин берет первым ложкой кутью (за ним другие) и говорит молитву за усопших, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две тарелки, из которых никто не ел.

В этот день всем членам семьи следовало быть дома и, как правило, не ходить в гости и ничего не одалживать.

Следующую молитву хозяин произносит за членов семьи, желает здоровья, счастья и дождаться следующего Рождества, после чего все принимаются за еду. Меню на Сочельник традиционно состояло из 12 постных блюд: без мяса, молока, яиц и жира. Главной является кутья - пшеничная или ячменная каша с изюмом, маком, медом и орехами. Ее надо съесть хоть немного, потом можно переходить к другим блюдам.

Примерное меню на Сочельник и символика блюд:

Кутья. Кутья - это зерно, а значит, символ вечного возрождения и веры в Христа.

Узвар - отвар из сухофруктов, символизирует живую воду, которая очищает душу и тело.

Рыба жареная. Рыба является олицетворением женской энергии. Кроме того, рыба - древний символ Христа.

Постный борщ на свекольном квасе или капустник. И тот, и другой готовятся из простых растительных ингредиентов, и эта простота рождает гармонию и сытную пищу. Так и человек, ежедневно работая над собой, становится чище и мудрее. На западе Украины в борщ добавляют "ушки" с начинкой - картошкой, капустой, грибами.

Тушеная капуста с грибами.

Голубцы с рисом, тушеной морковью и пастернаком. У голубцов символическое даже название: голубь - символ Божьей гармонии и красоты, мира и любви.

Пшенная каша с грибной приправой на растительном масле.

Салат из свеклы и чищеной сельди.

Салат из соленых огурцов, кислой капусты и лука.

Фасолевые блины. Очень важны на столе блюда из фасоли и гороха: считается, что бобовые принесут в дом достаток. Также они символизируют вечную Божью весну.

Острая приправа из толченого чеснока, черного перца, зеленого укропа, томатной пасты и растительного масла.

Вареная картошка с толченым чесноком и растительным маслом.

Кулинарные особенности регионов:

В кутью на Буковине добавляют халву, на Галичине заправляют орехами и маком, на Волыни подают и густую (без узвара), и жидкую. На Донбассе кутью обычно варят из риса и пекут много пирогов с разными начинками.

На Ивано-Франковщине к постному борщу с грибами готовят "краплики" – вареники с мелко порезанной селедкой, заправленные жареным на растительном масле луком. Обязательно делают постные голубцы с рисом, гречкой и грибами и грибную подливу.

На Закарпатье жарят постные деруны (без яйца), готовят "галамбець" – колбаски из кукурузной каши с зажаренным на растительном масле луком.

После ужина, который длился несколько часов, кутью и другие блюда не убирали, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святой ужин во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

Дети отправлялись к крестным родителям с гостинцами с родительского стола. Те взамен передавали такие же блюда со своего стола, это символизировало родство семей, их дружбу и взаимную щедрость. Детей, которые приносили ужин, угощали, одаривали гостинцами.

РОЖДЕСТВО: 5 ВИДОВ КОЛЯДЫ И ДРУГИЕ НЕВИННЫЕ ЗАБАВЫ

После церковной службы в ночь на 7 января, которая заканчивалась в 4-5 часов, все расходились по домам. Утром 7 января здоровались фразой "Христос родился!", а отвечали "Славим его!". Очень давняя украинская традиция мириться в этот день, прощать друг другу обиды, вольные и невольные, чтобы в полной мере ощутить радость жизни.

Хозяйки готовили мясной праздничный стол: колбасы, окорок, печеное мясо, холодец, сальтисон, жаркое и другие традиционные украинские блюда. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости (хорошей приметой считалось, если первый гость будет мужского пола). Дети, создавшие семью, как правило, идут к своим родителям.

Пожилые люди и молодежь собирались в группы для общения, а вечером ватаги молодых людей ходили колядовать. Пели песни-поздравления, поздравляя хозяина и всю его семью

Слово "коляда" происходит от названия Нового года у римлян, который приходится на неделю после веселых сатурналий, во второй половине декабря. Это чужое название, которое наложилось на древнеславянский праздник зимнего поворота солнца и позже перешло на наше зимнее новогодье, по мнению ученых указывает на сильные греко-римские влияния в IV-ІХ ст., когда украинская колонизация достигла берегов Черного моря и Дуная и встретилась непосредственно с греко-римским миром. Вполне возможно, что наши предки вместе с названием "коляда" и некоторыми обычаями заимствовали от греков и римлян еще что-то по мотивам новогодних величальных гимнов еще перед принятием христианства.

Готовились к колядованию фундаментально: парни (а колядовали обычно парни) делали восьмиугольную звезду, маски Козы, Мишки, доставали белые и коричневые полушубки и свиты. Между собой выбирали атамана — самого ловкого и остроумного парня, которого уважали на селе.

Холостяцкая коляда

Ватага колядников — пять человек: береза, звездоноша, звонарь, михоноша и запасной - помощник михоноши. Такие колядники колядуют в доме перед иконами. Сначала подходят к окну, и береза кричит:

"Пане господарю, благословіть Христа славити!"

Иногда, как где ведется, такое благословение выпрашивают все хором:

"Чи дозволите колядувати, колядувати, дім звеселяти, дім звеселяти, детей збудити, Христа славити?!"

"Просимо!" — отзывается из дома хозяин, открывая дверь. Ребята заходят в дом, снимают шапки, становятся перед иконами и под перезвон колокольчика поют.

За такую колядку хозяин дает, бывало, целый калач, а то и приглашает всю ватагу к столу, как желанных гостей. Выпьют по рюмке, закусят — долго не сидят, и встают на знак перед хозяином. Береза поздравляет:

"За цим віншуємо вас, чесний та величний наш пане, усім добром, усім гараздом, що собі у Господа Бога жадаєте та думкою думаєте, щоб так воно і сталося! Поможи вам, Боже, ці свята мирно одпровадити та других у радості й веселості щасливо діждати, а нам, колядникам, ласкаві будьте не за зле мати, що у ваш чесний та величний двір повернули. Поверни до вас, Господи Боже, ласкою своєю небесною на цілий рік і вік! Сим вас віншуємо, а самі усім чесним та ґречним низько кланяємося. Здорові будьте, в гаразді оставайтеся!"

Все колядники низко кланяются хозяину, хозяйке, детям, даже работнику, если он есть. Так поколядовав в одном доме, ватага идет во второй.

Детская коляда

Колядуют дети, взрослые парни и девушки, а на Галичине иногда и хозяева. Но первыми глашатаями рождения Христа в рождественских обрядах в древности были дети, которые обходили ватагой богатые и бедные дома, распевая колядки и щедривки. Колядников ждали и благодарили их яблоками, орехами, бубликами: считалось, чем больше детей посетит дом, тем щедрее для его хозяев будет новый год. Колядовали, как правило, только мальчики: девочки в рождественских обрядах участия не принимали, поскольку, по давним верованиям, на большие праздники первыми должны появляться представители мужского пола.

Девичья коляда

Вечером, как стемнеет, идут с колядой и девушки. Девичья ватага ходит с фонарем в вид луны или звезды – его привязывают к длинной палке, чтобы издалека было видно. Девичья коляда в дом не заходит, а поет на дворе, под окном. "Оце постаємо кружка під хатою, а всередині — наша "береза" з ліхтарем".

Церковная коляда

На Западной Украине колядуют и пожилые люди — чаще всего мужчины, входящие в церковное братство. Братья, собравшись, идут к священнику. От батюшки колядовщики идут к дому своих братьев, поздравляя их с рождением Христа.

Легерская коляда

Особая холостяцкая коляда на гуцульский манер. Колядницкая ватага большая — где-то двадцать человек. Вместе с батюшкой вырабатывает программу, ведь колядницкая ватага находится под протекторатом церкви. Коляда начинается обходом вокруг церкви и колядой у батюшки.

Колядницкий поход очень интересный: впереди идут парами плясуны с "бартками" (топориками) на плечах. К "барткам" подвязаны колокольчики, которые во время танца звонят в такт плясунам. Так, танцуя, колядники и подходят к каждому дому, где колядуют, — и уходят.

Если хозяин хочет, чтобы колядницкая ватага ему "дом развеселила", он выходит на порог с калачом в руках, а хозяйка — с прядью льна. К ним подходит "выборець" и преподносит им деревянный резной крест, чтобы целовали. Поцеловав, хозяйка перевязывает крест прядью, а хозяин дает "выборцю" калач и бросает деньги в ящик.

После этой церемонии вся ватага заходит в дом. В доме колядующих угощают водкой или пивом — что у хозяина есть. Во время угощения колядники "розвеселяють дім" — поют, рассказывают веселые истории, танцуют с хозяйкой или ее дочерью...

Так позабавившись, ватага приступает к настоящей церемонии коляды: садится за стол и колядует по очереди: хозяину, хозяйке, сыну, дочке и всему "живому и мертвому изобилию" — скоту, дому, плугу, ухватам. Кончается коляда пожеланиями. Все встают из-за стола, становятся перед хозяином и хозяйкой, "береза" выходит вперед и говорит:

"Віншуємо вас, аби у вашій загороді було стільки овечок, скільки у сім домі дрібних кришок. Віншуємо вам многая літа з цими святками, з цим Новим роком та Святим Різдвом. Дай вам, Боже, здоров'я!" Вся ватага колядников подхватывает хором:

"Дай, Боже!"

"А в домі склінно!"

"Дай, Боже!"

"У кіннику коні!"

"Дай, Боже!"

"У кошарі вівці!"

"Дай, Боже!"

"У пасіці бджоли!"

"Дай, Боже!"

 

 

"Дай Бог!"

"А в доме склінно!"

После пожеланий один из плясунов, подпрыгивая то на одной, то на второй ноге, обходит по очереди всех членов семьи. Танцуя, он поет в сопровождении всего хора:

Ой, пляшу, пляшу — знаю до кого,

Дасть мені ґазда пів золотого.

Ой, мало, мало — на цім не стало...

Ой, скачу, скачу, бо гроші бачу,

Як маєш сина, то давай сира,

Як маєш дочку — давай горілочку.

Ой, дай же, дай же, як маєш дати,

Не маєш дати — вигонь із хати:

Ой, хоч ожогом, хоч кочергою,

А хоч дівчинов коструботою.

За этот "пляс" колядник получает в шапку или в колокольчик грош от каждого, к кому танцевал и припевал. После этого все колядники трижды кланяются хозяину и хозяйке и, танцуя от стола назад спиной, выходят из дома. За ними выходят хозяин с хозяйкой. На дворе ватага становится кругом, окружая хозяев и своего скрипача. Скрипач играет, а колядники идут "рівної" — водят хоровод то в одну, то в другую сторону, припевая: "Аби ґаздам весело було через цілий рік жити..."

За это хозяин угощает колядников водкой. Наконец ватага останавливается, выпускает из круга хозяев, еще пьет по рюмочке водки и, приплясывая, выходит на улицу.

Стихи на Рождество Христово

Кроме колядок и вертепов был когда-то, а кое-где сохранился и до сих пор, обычай произносить стихи на Рождество Христово. Произносить стихи ходили обычно школьники, собираясь небольшими кружками по 2-3 человека. Содержанием рождественских стихов были священные события, о которых вспоминает церковь во время рождественского Богослужения. Некоторые из этих стихов были, очевидно, частями вертепных драм, полные тексты которых до нас не дошли.

На вертепное происхождения этих стихов указывает еще и тот факт, что иногда стихи читаются от имени пастухов, воинов царя Ирода, черта и других персонажей вертепных драм. Кроме того рождественские стихи в отдельных местностях Украины еще и до сих пор называются вертепами.

Гадания

Считалось, что гадания на Рождество - самые правдивые, поскольку именно в это время границы между мирами живых и мертвых становятся наиболее тонкими, и потусторонние силы проникают в человеческий мир, открывая тайны будущего.

Незамужние девушки мыли посуду и выносили ее на улицу, постукивая в миски: откуда отозвется пес, туда пойдет замуж. Подходили к окнам соседей: если слышали слово "сядь" - не повезет выйти замуж, а когда "иди" - в этом году придут сваты.

Парни, которые не хотели, чтобы к их любимым засылали сватов другие парни, шли вечером к мельнице, брали три лучины из шлюзов, которые пересекали лотоку, заворачивали их в тряпку и тайно втыкали в косяк женихов, приговаривая: "Як сеся застава не пущає воду на лотоки, так би (имя девушки) не пускала сватів, окрім моїх".

Но будущее интересовало и старших людей - их в основном беспокоило, как долго осталось жить. Они становились между лампадкой и свечой и смотрели, будет ли двойная тень: если только одна, то это на скорую смерть.

Вслед за Рождеством идет Новый год или Щедрый вечер: 13 января называли щедрым или богатым и готовили богатый праздничный стол: много пирогов и кнышей, колбасы, жареное мясо, жаркое, блины как прообраз солнца. В некоторых регионах, в частности на Полесье, варили вторую кутью, заправляя ее свинным жиром.

С рождественского сочельника начинаются две недели святок, которые длятся до Крещения, 19 января.

Представители украинской интеллигенции поют колядки. На фото, в частности, присутствуют Иван Гаврилюк и Игорь Калинец. Фото 1972 года

В советские времена празднование Рождества было запрещено, как и другие религиозные праздники. Празднование советская власть хоть и запретила на официальном уровне, но не искоренила. Например, во Львове в 1972 году по инициативе Елены Антонив, в нем приняли участие 45 деятелей украинской интеллигенции, в частности супруги Калинец, Василий Стус, Стефания Шабатура и Мария Савка, Михаил и Ольга Горыни, Владимир Иванишин, Елена Антонив, Мария Ковальская, Ярослав Мацелюх, Любомира Попадюк, Богдан и Любомир Сороки, Роман и Леся Лещухи, Мария Гель, Марьян Гатала, Ярослав Лемик, Степан Бедрило, Любомир Крыса, Раиса Мороз, Николай Белоус, Ярослав Кендзер, Иван Гарилюк и много других. К сожалению, 12-14 января 1972 года 19 участников этого вертепа были арестованы, а потом осуждены и отправлены в ссылку.

 

 

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"