Празднуй по-украински: Рождество Христово

Всегда интересно узнать, как отмечали давние праздники наши предки – украинцы

Валя Котик
Журналист отдела «Жизнь», редактор отдела «Молодой укроп»
Празднуй по-украински: Рождество Христов…
Фото: Pixabay

Depo.ua предлагает проникнуть в историю, однако мы расскажем только самое интересное.

Как мы уже знаем, не бывает Рождества католического и православного, а есть только разница в календарях: Юлианском и Григорианском, из-за которой христиане стали отмечать религиозные праздники в разные дни. Православная церковь празднует его 7 января (25 декабря по старому стилю), а католическая церковь — 25 декабря по новому стилю.

Католики перед Рождеством не постятся – у них есть Адвент – радостное ожидание, во время которого верующие готовятся к светлому празднику Рождества. В православной традиции Рождеству предшествует четырехнедельный Рождественский пост (Филипповка): с 27 ноября по 6 января. В это же время стремились выполнить все большие домашние работы: горницу белили, украшали росписями, закладывали за образа новые рушники, застилали чистое рядно, покупали новую одежду и кухонную утварь.

Накануне святая хозяйка пекла хлеб и готовила "Божую пищу" — кутью и вар (узвар), которые ритуально ставили в печь на "доходной" воде, чтобы вынуть из печи именно с восходом Солнца.

Уголки украшали особенно торжественно и украшали зажженной свечой или лампадой и ставили первый символ всех трех зимних праздников — Дидуха (сноп из колосьев ржи или пшеницы, собранных в конце жатвы). Его заносили в дом Хозяин со старшим сыном, стол или пол устилали сеном, а по краям клали чеснок. Затем застилали одной скатертью для духов, а поверх нее другой – для людей. Посреди стола ставили книш и лепешку с собственной свечой, а на край — миску с пирожками. С угла снимался сухой верх и отдавался домашней птице и скоту для плодородия. Если имели пчел, то хозяин, надев шапку и варежки, нес кутью, имитируя их гудение.

Затем кутью и узвар торжественно с молитвами переносили в угол, отсыпав часть в макитру на столе. Обязательно зажигали восковую свечу. Хозяин курил ладаном в доме и читал "Отче наш", чтобы отвратить злые силы.

Как нужно было проводить Сочельник

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все важно продували скамейки, чтобы не присесть Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина неуместно было вставать из-за стола, это разрешалось только хозяйке – она подавала к столу новые блюда. Хозяйка занимала место перед столом.

Хозяин брал первой ложкой кутью (за ним другие) и произносил молитву за покойников, приглашая их к ужину. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две тарелки, из которых никто не ел.

Стоило, чтобы в этот день все члены семьи были дома, как правило, не ходили в гости и ничего не брали в долг.

Следующую молитву хозяин произносил за членов семьи, желал им здоровья и счастья и дождаться следующего Рождества, после чего все принимались за еду. Меню в сочельник традиционно состояло из 12 постных блюд: без мяса, молока, яиц и жира. Главной является кутья – пшеничная или ячменная каша с изюмом, маком, медом и орехами. Ее нужно съесть хоть чуть-чуть, потом можно переходить к другим блюдам.

Что готовили на Сочельник и что символизировали эти блюда:

Кутья – это зерно, а значит, символ вечного возрождения и веры во Христа.

Узвар – отвар из сухофруктов – символизирует живую воду, очищающую душу и тело.

Рыба жареная. Рыба является олицетворением женской энергии. Кроме того, рыба – древний символ Христа.

Постный борщ на свекольном квасе или капустняк. И тот и другой готовятся из простых растительных ингредиентов, и эта простота рождает гармонию и сытную пищу. Так и человек, ежедневно работая над собой, становится чище и мудрее. На Западе Украины в борщ добавляют "ушки" с начинкой — картофелем, капустой, грибами.

Тушеная капуста с грибами.

Голубцы с рисом, тушеной морковью и пастернаком. Голубцы символичны даже своим названием: голубь – символ Божьей гармонии и красоты, мира и любви.

Пшенная каша с грибной приправой на масле.

Салат из свеклы и очищенной сельди.

Салат из соленых огурцов, кислой капусты и лука.

Фасолевые блины. Очень важные на столе блюда из фасоли и гороха: считается, что бобовые принесут в дом изобилие. Также они символизируют вечную Божью весну.

Острая приправа из толченого чеснока, черного перца, зеленого укропа, томатной пасты и растительного масла.

Вареный картофель, смазанный толченым чесноком с маслом.

Кулинарные особенности регионов:

В кутью на Буковине добавляют халву, на Галичине заправляют орехами и маком, на Волыни подают и густую (без узвара), и жидкую. На Донбассе кутью обычно варят из риса и пекут много пирогов с разными начинками.

На Ивано-Франковщине к постному борщу с грибами готовят "каплики" — вареники с мелко порезанной селедкой, заправленные жареным на масле луком. Обязательно делают постные голубцы с рисом, гречкой и грибами и грибной подливкой.

На Закарпатье жарят посные драники (без яйца), готовят "галамбец" – колбаски из кукурузной каши с зажаренным на растительном масле луком.

После ужина, продолжавшегося несколько часов, кутью и другие блюда не убирали, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святой ужин во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

Дети отправлялись к крестным родителям с гостинцами с родительского стола. Те взаимно передавали такие же блюда со своего стола, это символизировало родство семей, их приязнь и взаимную щедрость. Детей, которые приносили ужин, угощали, одаривали гостинцами.

Как развлекались на Рождество: Колядки и разные игрушки

После церковной службы в ночь на 7 января, которая заканчивалась в 4-5 часов, все расходились по домам. Утром 7 января приветствовались фразой "Христос родился!", а отвечали "Славим его!". Очень давняя украинская традиция мириться в этот день, прощать друг другу обиды, вольные и непроизвольные, чтобы в полной мере почувствовать радость жизни.

Хозяйки готовили мясной праздничный стол: колбасы, окорок, печеное мясо, студень, ковбик, жаркое и другие традиционные украинские блюда. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости (хорошей приметой считалось, если первый гость будет мужского пола).Женатые дети, как правило, идут к своим родителям.

Старики и молодежь собирались в группы для общения, а вечером ватаги молодых людей ходили колядовать. Пели песни-поздравления поздравляя хозяина и всю его семью

Слово "коляда" происходит от названия Нового Года у римлян, приходящегося на неделю после веселых сатурналий, во второй половине декабря. Это чужое название, сплевшееся со старославянским праздником зимнего поворота солнца и позже перешедшее на наш зимний Новый год, по мнению ученых, указывает на сильные греко-римские влияния в IV-IX вв., когда украинская колонизация достигла берегов Черного моря и Дуная и встретилась непосредственно с греко-римским миром. Вполне возможно, что наши предки вместе с названием "коляда" и некоторыми обычаями заимствовали от греков и римлян еще что-нибудь из мотивов величественных новогодних славен еще перед принятием христианства.

Готовились к колядованию фундаментально: парни (а колядовали обычно парни) делали восьмиугольную звезду, маски Козы, Мишки, доставали белые и коричневые полушубки и свитки. Между собой выбирали атамана — самого ловкого и остроумного молодого человека, которого уважали на селе.

Холостяцкая коляда

Ватага колядников — пять человек: береза, звездонос, звонарь, михоноша и запасной, который имеет задачу помогать михоноше. Такие колядники колядуют в доме перед образами. Сначала подходят к окну, и береза кричит:

"Хозяин, благословите Христа славить!"

Иногда, как говорится, такого благословения выпрашивают все — хором:

"Позволите ли колядовать, Колядовать, дом веселить, Дом веселить, детей разбудить, Христа славить?!"

"Просим!" — отзывается из дома хозяин, открывая дверь. Ребята заходят в дом, сбрасывают шапки, становятся перед образами и под звон колокольчика поют.

За такую колядку хозяин дает бывало целого калача, а то и приглашает всю ватагу к столу, как желанных гостей. Выпьют по рюмке, закусят — долго не сидят, да и предстают перед хозяином. Береза поздравляет:

"По этому поздравляем вас, честный и величественный наш господин, всем добром, всем благополучием, что себе у Господа Бога желаете и мысленно думаете, чтобы так оно и случилось! Помоги вам, Боже, эти праздники мирно провести и других в радости и веселии счастливо дождаться, а нам, колядникам, будьте любезны не счесть за зло, что в ваш честный и величественный двор пришли, пришли к вам. Возврати вам, Господи Боже, милостью своей небесной на целый год и век! кланяемся. Здоровые будьте, в порядке оставайтесь!"

Все колядники низко кланяются хозяину, хозяйке, детям, даже батраку, если он есть. Так поколедовав в одном доме, ватага идет в другой.

Детская коляда

Колядуют дети, взрослые парни и девушки, а на Галичине иногда и хозяева. Но первыми возвещателями рождения Христа в рождественских обрядах в древности были дети, обходившие ватагой богатые и бедные дома, поющие колядки и щедривки. Колядников ждали и благодарили их яблоками, орехами, баранками: считалось, чем больше детей приедет в дом, тем щедрее для его хозяев будет новый год. Колядовали, как правило, только мальчишки: девочки в рождественских обрядах не участвовали, поскольку по давнему верованию на большие праздники первыми должны появляться представители мужского пола.

Девичья коляда

Вечером, когда совсем стемнеет, идут с колядой и девушки. Девичья ватага ходит с фонарем, имеющим вид луны или звезды – его привязывают к длинному шесту, чтобы издали было видно. Девичья коляда в дом не заходит, а поет во дворе, под окном. "Вот встаем кружком под домом, а внутри — наша "береза" с фонарем.

Церковная коляда

На Западной Украине колядуют и люди постарше — чаще всего мужчины, принадлежащие к церковному братству. Братчики, собравшись, идут к отцу-связеннику. От священника колядники идут в дом своих братчиков, поздравляя их с рождением Христа.

Легерская коляда

Особая мальчишеская коляда на Гуцульский манер. Колядницкая ватага большая — двадцать человек. Вместе со священником составляют программу, потому что колядницкая ватага стоит под протекторатом церкви. Коляда начинается обходом вокруг церкви и колядой у священника.

Колядницкий поход очень интересен: впереди идут парами танцоры с "бартками" (топорами) на плечах. К "барткам" подвязаны колокольчики, которые во время танца звонят в такт танцующим. Таким "плясом" колядники и подходят к каждому дому, где колядуют, — и уходят.

Если хозяин хочет, чтобы ватага колядников ему "дом веселила", он выходит на порог с калачем в руках, а хозяйка — с повесом льна. К ним подходит "избиратель" и преподносит им деревянный резной крест, чтобы целовали. Поцеловав, хозяйка перевязывает крест повисмом, а хозяйка дает "избирателю" калач и бросает деньги в ящик.

После этой церемонии вся компания заходит в дом. В доме колядников угощают водкой или пивом — что у хозяина есть. Во время угощения колядники "развеселяют дом" — поют, рассказывают веселые приключения, танцуют с хозяйкой или дочкой...

Так позабавившись, ватага приступает к настоящей церемонии коляды: садится за стол и колядует по очереди: хозяину, хозяйке, сыну, дочери и всему "живому и мертвому достатку" — скоту, хате, плугу, рогачам. Заканчивается коляда поздравлением. Все встают из-за стола, становятся перед хозяином и хозяйкой, береза выходит вперед и говорит:

"Поздравляем вас, чтобы в вашем загоне было столько овечек, сколько в этом доме мелких крышек. Поздравляем вам много лет с этими праздниками, с этим Новым Годом и Святым Рождеством. Дай вам, Боже, здоровья!" Вся ватага колядников подхватывает хором:

"Дай, Боже!"

"А в доме стеклянно!"

"Дай, Боже!"

"В коннике лошади!"

"Дай, Боже!"

"В овчарне овце!"

"Дай, Боже!"

"В пасеке пчеле!"

"Дай, Боже!"

После поздравления один из танцоров, подпрыгивая то на одной, то на другой ноге, обходит поочередно всех членов семьи. Танцуя, он поет в сопровождении всего хора:

Ой, пляшу, пляшу — знаю до кого,

Дасть мені ґазда пів золотого.

Ой, мало, мало — на цім не стало...

Ой, скачу, скачу, бо гроші бачу,

Як маєш сина, то давай сира,

Як маєш дочку — давай горілочку.

Ой, дай же, дай же, як маєш дати,

Не маєш дати — вигонь із хати:

Ой, хоч ожогом, хоч кочергою,

А хоч дівчинов коструботою..

За этот "пляс" колядник достает в шапку или в звонок денежку от каждого, к кому танцевал и припевал. После этого все колядники трижды кланяются хозяину и хозяйке и, танцуя от стола назад плечами, выходят из дома. За ними выходят хозяева с хозяйкой. Во дворе ватага становится кругом, окружая хозяйку, хозяйку и своего скрипача. Скрипач играет, а колядники идут "ровной" — хороводят то в одну, то в другую сторону, припевая: Чтобы хозяйкам весело было Через целый год жить...

За это хозяин угощает колядников водкой. Наконец, ватага останавливается, выпускает из круга хозяина с хозяйкой, еще пьет по рюмке водки и, приплясывая, выходит на улицу.

Стихи на Рождество Христово

Кроме колядок и вертепов, был когда-то, а кое-где сохранился до сих пор, обычай произносить стихи на Рождество Христово. Произносить стихи ходили обычно школьники, собираясь небольшими кружками по 2-3 человека. Содержанием рождественских стихов были священные события, о которых обычно упоминает церковь во время рождественского богослужения. Некоторые из этих стихов были, по-видимому, частями вертепных драм, полные тексты которых до нас не дошли.

На вертепное происхождение этих стихов указывает еще и тот факт, что иногда произносимые стихи характеризуются под пастухов, воинов царя Ирода, черта и других персонажей вертепных драм. Кроме того, рождественские стихи в отдельных местностях Украины до сих пор называются вертепами.

Как гадали на Рождество

Считалось, что гадания на Рождество – самые истинные, поскольку именно в это время границы между мирами живых и мертвых становятся самыми тонкими, и потусторонние силы проникают в человеческий мир, открывая тайны будущего.

Незамужние девушки мыли посуду и выносили ее на улицу, постукивая в миски: откуда отзовется пес, туда пойдет замуж. Подходили к окнам соседей: если слышали слово "садись" — не удастся выйти замуж, а когда "уходи" — в этом году придут сваты.

Ребята, которые не хотели, чтобы к их любимым ссылали сватов другие парни, шли вечером к мельнице, брали три куска со шлюзов, которые пересекали лоток, заворачивали их в тряпку и тайно втыкали в ковер невест, приказывая: "Как эта помеха не пускает воду на лотки, так бы (имя девушки) не пускала сватов, кроме моих".

Но будущее интересовало и пожилых людей – их преимущественно беспокоило, как долго осталось жить. Они становились между лампадкой и свечой и смотрели, будет ли двойная тень: если только одна, то это на скорую смерть.

Вслед за Рождеством приходит Новый год или Щедрый вечер: 13 января называли щедрым или богатым, к нему готовили богатый праздничный стол: много пирогов и книшей, колбасы, жареное мясо, жаркое, блины, как прообраз солнца. В некоторых регионах, в частности в Полесье, варили вторую кутью, заправляя ее смальцем.

С рождественского сочельника начинаются две недели праздника, которые продолжаются до Крещения, 19 января.

В советское время празднование Рождества было запрещено, как и другие религиозные праздники. Празднование советская власть хоть и запретила на официальном уровне, но не искоренила. Например, во Львове в 1972 году по инициативе Елены Антонив, взяли 45 деятелей украинской интеллигенции, в том числе супруги Калынцив, Василий Стус, Стефания Шабатура и Мария Савка, Михаил и Ольга Горыни, Владимир Иванишин, Елена Антонив, Мария Ковальская, Ярослав Мацелюх, Любомира Попадюк, Богдан и Любомира Сороки, Роман и Леся Лещухи, Мария Гель, Марьян Гатала, Ярослав Лемик, Степан Бедрило, Любомир Крыса, Раиса Мороз, Николай Белоус, Ярослав Кендзер, Иван Гарилюк и многие другие участие в празднествах. К сожалению, 12-14 января 1972 года 19 участников этого вертепа были арестованы, а затем осуждены и отправлены в ссылку.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme