Празднуй по-украински: Новый год

Depo.ua продолжает цикл статей о том, как наши предки отмечали праздники, которые сейчас принято называть новогодними

Празднуй по-украински: Новый год…

Новый год в дохристианский период отмечали 1 марта - именно с этого времени наступало лето, которое продолжалось до начала сентября. Помните "Щедрик-щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка...", - это очень древние слова. Как понимаем, ласточка все же возвращалась в Украину весной, а не в декабре.

В 1492 году, прошло семь тысяч лет со дня сотворения мира. Начало нового тысячелетия воспринимался как возможный апокалипсис и когда конца света не произошло, в Московском царстве был издан указ о праздновании Нового года 1 сентября как церковно-государственного праздника.

Западные церкви в это время пользовались летоисчислением от Рождества Христова, дату которого в VI вв. вычислил монах Дионисий Малый, то есть датой Нового года в юлианском календаре было 1 января, а в византийском – 1 сентября.

В 1699 году Петр I "лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах" издал указ об изменении летоисчисления, начиная с 1 января. Русским царем был введен и новый порядок встречи Нового года, как в Европе: с салютами, пьянством, украшением домов елками или елочными ветками. Стоит сказать, что после смерти царя обычай быстро забылся, и елки под Новый год можно было встретить только на крышах кабаков.

Но не так и надолго....

СОВЕТСКАЯ ЕЛКА И "СТАРОРЕЖИМНОЕ ДЕРЕВО"

Православная церковь чтит в вечером перед Новым годом святую Меланию Римлянку, а 1 января по старому стилю – память святого Василия Великого. По именам святых эти дни получили название "Маланки" и "Василия". На Бойковщине к празднику даже пекли специальные хлебы – "Васили".

От дома к дому ходили щедровальники. Чтобы родила нива, проводили по ней, еще заснеженной, символическую борозду и засевали зерном.

В первый день Нового года засевали и в каждом доме. Популярными были народные новогодние представления "Коза" и "Маланка", участие в которых принимали преимущественно мужчины. Козу – животное, которое считалась символом плодовитости, изображал парень в вывернутом кожухе с деревянным макетом головы животного. В спектакле также присутствовали: Дед, Баба, Врач, Солдат, Еврей, Цыган, Турок, Гончар и другие персонажи, которые разыгрывали жанровые сценки. Роль Маланки – нестройной хозяйки, которая не умеет ничего делать, так же исполнял парень, переодетый в женскую одежду.

Первый день Нового года считался благоприятным для начала важных дел, придавали значение тому, кто первым войдет в дом. Считалось, что первым должен зайти мужчина, такой обычай назывался "полазник".

От благочестивой спокойной атмосферы встречи Рождества новогодний праздник отличалось шумным, задорным характером. В этот день разрешались холостяцкие дебоши. Церковь призвала верующих быть сдержанными в праздничных забавах, не злоупотреблять спиртным, не переедать, воздерживаться от непристойных шуток. Понимая, что в чем-то они могли "переборщить", участники новогодних представлений на Гуцульщине и сейчас после завершения праздников идут к ручью, чтобы смыть грехи". Кое-где, духовенство снимало запреты на употребление скоромных блюд мирянами в новогоднюю ночь, понимая слабость человеческой натуры, хотя православные должны придерживаться поста до 7 января по новому стилю.

Елку украинцы долгое время не украшали - на наших землях ее функцию выполнял Дидух. Елочную традицию, по одной из версий, на просторы Российской империи, под гнетом которой была и Украина, занесло из Германии вместе с прусской принцессой Шарлоттой, женой императора Николая I в 1817 году для нее украсили елку в Петербурге. Во второй половине XIX века традиция стала повсеместной, причем из семейной она быстро превратилась в общественную и даже благотворительную. Именно в таком виде елка впервые появилась и в Киеве.

"На третий день праздника Рождества Христова, 27 декабря, высочайше утвержденным киевским обществом для помощи бедным будет устроена в зале Киевской городской думы на Крещатике елка в пользу детей, опекаемых этим обществом, – цитирует "Кореспондент" газету "Киевлянин" 12 декабря 1878 года. – Цена билета для детей 50 коп., для взрослых – 1 руб. На каждый детский билет будет подарок".

С того времени Крещатик стал центром подготовки к рождественским праздникам. В многочисленных магазинах на этой улице можно было приобрести подарки на любой вкус, а на елочных базарах, проводившихся тут же, – хвойные деревья. "Во многих дворах на Крещатике производится продажа елок, а также целые леса елок можно заметить на площадях, – отмечалось в "Киевлянине" за 23 декабря 1902 года. – Цены на них сравнительно невысоки".

На том же Крещатике располагались и магазины с елочными украшениями отечественного и зарубежного производства. Причем торговали они довольно изысканным товаром. Например, в начале XX века в моду вошли игрушки из так называемого дрезденского картонажа – фигурки птиц и зверей, составленные из двух половинок блестящего выпуклого картона. Довольно тонкой работы были и игрушки из ваты, накрученной на проволоку, раскрашенные и посыпанные блестками, – ангелы, херувимы, дети, моряки, клоуны. А вот традиционные ныне стеклянные шары с тонкими стенками тогда только научились делать, и поэтому стоили они очень дорого.

На звание главной елки Киева в то время, по словам заведующей отделом Музея истории Киева Ольга Друг, претендовали два дерева. Первое устанавливали в Дворянском собрании на Крещатике – этот дом не сохранился (в советское время на его месте построили Дом профсоюзов). Вторая елка красовалась в Купеческом собрании – здании, где сегодня располагается филармония. Именно вокруг нее устраивали больше всего детское рождественское представление.

Одно из таких мероприятий, на котором дерево украшали уже не обычные свечи, а электрические лампочки, рекламировал в декабре 1910 года "Киевлянин". "Устроено будет шествие детей с флагами и в костюмах разных народов. В шествии примут участие Снегурочка, Дед Мороз, Баба-яга и другие. Дети прочитают стихи и басни".

Существенные изменения в новогодние традиции украинцев принесла революция 1917 года. Одним из первых указов советской власти в 1918 году стал декрет о переходе на григорианский календарь (православная церковь не признавала календарной реформы и до сих пор пользуется старым стилем, имеющим разницу с новым в 13 дней).

Рождество было объявлено пережитком прошлого, "вредным праздником", вместе с ним под анафему попала и елка.

Но в поисках новых способов идеологического воздействия на массы, советские вожди пересмотрели свое отношение к рождественскому символу, и в 1930 году для детей рабочих была установлена елка в Кремлевском дворце с "правильной" пятиконечной звездой на верхушке.

В быт широких слоев населения новогоднее дерево вошло после статьи "Давайте организуем детям к Новому году хорошую елку", опубликованной в газете "Правда" 28 декабря 1935 года.

"Елкой" стали называть и сами новогодние праздники – "утренники", которые организовывались на предприятиях и в школах. Появились массовые сценарии детских праздников и их нынешние участники - Дед Мороз и Снегурочка, которые давали подарки. Определенное время эти подарки могли быть весьма специфическими, например, билетом в цирк или кинотеатр. А уже сходив туда дети получали более приятные для них подарки в виде конфет, а главное - мандаринок, которые стали еще одним новым атрибутом праздников. Почему именно мандарины? Этот фрукт созревает зимой, и поставлялся в советские республики из Грузии в декабре.

Вернулась и традиция украшения елки, что заставило советскую промышленность вспомнить навыки изготовления соответствующих игрушек. Хитом стали украшения из прессованной ваты, причем к традиционным фруктово-звериных сюжетам и Деду Морозу добавились герои сказок – Красная Шапочка, Доктор Айболит, Кот в Сапогах, а также советские актуальны мотивы – фигурки дирижаблей с надписью СССР, самолеты, парашютисты, полярники, пограничники с собаками, красноармейцы, пионеры.

В довоенные времена покупные игрушки были редкостью. Советские люди чаще украшали елки тем, что делали своими руками из бумаги, ваты или картона

СОВЕТСКИЙ НОВЫЙ ГОД: МАНДАРИНЫ, ШАМПАНСКОЕ, РЕЧИ ВОЖДЕЙ

В послевоенное время традиция празднования Нового года обрастает новыми деталями. С 1947 года 1 января становится выходным днем. В 50-е на улицах городов становится больше елок: к примеру, в Киеве елки устанавливали на площади Сталина (Европейской), возле Дворца пионеров, где сейчас находится филармония, на площади Калинина (Майдан Независимости), возле входа на станцию метро Крещатик.

Начиная с 1960-х к Новому году центральную улицу украинской столицы стали украшать праздничной иллюминацией в ее советском понимании: пятиконечные звезды и серпы с молотами, растянутые над проезжей частью.

В домашнем обиходе произошла очередная игрушечная коррекция – с наступлением эпохи Никиты Хрущева промышленность взялась изготавливать фигурки девушек в национальных костюмах, кукурузные початки, а также игрушки на космическую тематику – спутники, ракеты, космонавтов.

Еще одной яркой деталью советского Нового года стала подготовка праздничного стола, к которому каждая семья старалась раздобыть деликатесы. В эпоху тотального дефицита этот процесс превращался в сафари, ведь только в декабре в огромных очередях можно было "урвать" зеленый горошек, шампанское, майонез "Провансаль" и Советское шампанское. Видимо именно тогда и появилась фраза "не трогай, это на Новый год!"

Исследователи считают, что основные атрибуты Нового года окончательно оформились в 1960-х годах, и потом два десятка лет подряд киевляне, как и остальные жители "страны советов", ежегодно разыгрывали один и тот же сценарий сначала погоня за деликатесами, затем домашний праздник "чтобы стол ломился", а после него – массовые гулянья.

Этот сценарий содержал элементы рождественского праздника (украшение елки, обмен подарками), советского быта (слушание выступлений президентов, боя курантов), восточных традиций (выбор цвета одежды в соответствии с годом определенного животного), а также магические обряды (сжигание записки с желанием и глотание пепла от нее вместе с шампанским).

"ОДИН ДОМА", КРАБОВЫЕ ПАЛОЧКИ, ИСКУССТВЕННЫЕ ЕЛКИ

Эти обычаи претерпели небольшие изменения в 90-е, когда не стало СССР, Рождество перестало быть под запретом, а железный занавес упал.

Украинцы посмотрели "Один дома" (часто - впервые в своей жизни услышав там "Щедрик" и еще не зная, что это украинская колядка), узнали о Санта Клаусе, увидели в фильмах елки, украшенные колокольчиками и красными бантами, но так же стояли в очередях, не покупали, а "доставали" продукты. Одним из главных хитов стали "ножки Буша" - куриные окорочка огромных размеров и напиток "Юпи" цвета "выдери себе глаз". А по телевизору выступал уже не генсек, а президент.

Источник: 24tv.ua

Со временем к оливье и "шубе" добавились салат из крабовых палочек, свинина в майонезе "по французски". В продаже появились искусственные елки и елочные украшения на западный манер, правда китайского производства. Президенты по телевизору продолжали рассказывать, какой это был сложный год.

Сейчас оливье с крабовыми палочками уже не является главным новогодним блюдом, с елки исчезла советская звезда, да и Деда Мороза со Снегурочкой время от времени предлагают заменить Святым Николаем. По телевизору больше не крутят "Иронию судьбы", Рождество по Григорианскому календарю стало выходным.

Главная киевская елка переехала с Майдана на Софийскую площадь

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"