Свалки из автомобилей: Сколько украинцам заплатят за "евробляхи" в Европе

Во дворах домов, на парковках супермаркетов, обочинах дорог Словакии, Венгрии и Польши стоят "евробляхи" украинцев

Свалки из автомобилей: Сколько украинцам…

Европейское пограничье с Украиной захламлено старыми автомобилями, которые бросили украинцы.

С 25-го ноября вступили в силу законы, которые изменили правила растаможки автомобилей в Украине. И теперь каждый украинский "евробляхер", который ранее имел возможность заехать в страну из Европы в режиме транзита, не уплачивая ничего на границе, должен оставить сумму, которая равна растаможке. Так называемый залог за транзит, который возвращается, если автомобиль своевременно покинет территорию Украины (5-10 дней), или будет растаможен. Иностранец может заехать без залога.

Если автомобиль куплен в ЕС украинцем за две тысячи евро, то и залог будет примерно таким же на границе. Если транспортное средство дорогое, то залог будет меньше - все зависит от суммы растаможивания по формуле.

Пострадали от этого более всего так называемые "челноки", которые едва ли не каждый день катались в ЕС на "бляхах". Они даже перекрывали границы, жгли шины, но свернули акции после разговора с отдельными представителями власти, сообщений полиции о возможности силового варианта, а также слов таможенников стран ЕС о дальнейшем "бане" на въезд.

Читайте также: Брокеры-решалы и тысячи долларов: Как украинцам растаможить свои "евробляхи"

Немало украинцев, которые ехали из Европы, бросили свои автомобили в приграничных селах Польши, Словакии, Венгрии. СМИ сообщают о целых кладбищах старых "евроблях". Причина банальна - у людей нет денег на то, чтобы заплатить залог. Чаще всего брошенными оказываются автомобили 90-х и начала 2000-х годов, которые стоят от одной до трех тысяч евро в ЕС.

В Словакии бьют тревогу жители села Убля на границе с Украиной. Там настоящий "трэш" - украинцы бросили десятки автомобилей, заехав в неогороженные дворы к людям. Одна женщина в сюжете словацкого телеканала насчитала около 40 автомобилей на словацких, польских, чешских французских и даже британских номерах около собственного дома.

Жители обращаются в полицию. Там обещают разобраться - владельцев авто на словацких номерах будут штрафовать, а транспортные средства постепенно вывозить на штраф-площадки. В итоге, из-за украинцев пострадают словаки, у которых они их приобрели. Поскольку по документам владельцами являются именно они.

Такая же история в Польше. Телеканалу ICTV "бляхеры" рассказали, что будут оставлять автомобили на платных стоянках, а в Украине искать деньги на растаможку и транзитный залог. Большинство все же бросают автомобили на бесплатных стоянках супермаркетов и просто в деревнях. При этом сами спускают колеса, чтобы их не забрал эвакуатор.

Еще раньше в сети Интернет публиковали фотографии из Венгрии. По ту сторону украинской границы, возле КПП "Лужанка-Берегшурань", образовалось целое кладбище "евроблях".

Продать или сдать на металлолом

Сейчас более-менее комфортно могут себя чувствовать те "евробляхеры", которые на момент вступления в действие законов о растаможке находились в Украине. Новые большие штрафы начнут действовать только через 180 дней (если считать с 25-го ноября). А в течение 90 суток они получат еще и скидку 50% на акциз в общей стоимости растаможки.

У тех же, кто оставили автомобиль в Европе, потому что не имеет денег на его ввоз в Украину, есть несколько вариантов.

Первый - бросить автомобиль в ЕС и искать деньги в Украине. Но здесь есть риски. Уже сегодня немало брошенных транспортных средств были изуродованы вандалами. С них снимают колеса, торпеды, даже могут украсть руль, не говоря уже о возможности разобрать транспорт на запчасти за ночь. И даже найдя деньги, "бляхер" может вернуться в ЕС и увидеть не машину, а груду металла.

Второй - сдать авто на металлолом и получить деньги. Например, в Польше сервисы предлагают за машины от 300 до 600 злотых, в зависимости от стоимости. Можно получить и больше, если сдать на металлолом грузовик. Все зависит от веса. Есть соответствующий калькулятор, в котором можно все просчитать.

Например, за Nissan Micra K12 массой 998 кг, украинец сможет получить 348 злотых. Это 2500 грн или $89. Маловато, потому что такую машину в Польше в неплохом состоянии можно купить за $1200.

Украинец должен предоставить документы, чтобы у него приняли автомобиль на металлолом. Речь о регистрации автомобиля или договоре купли-продажи, если он не был перерегистрирован - собственником является поляк. Кроме этого в машине должен быть не затерт номер VIN и номерные знаки.

Похожая история в Венгрии и Словакии. Расценки примерно одинаковые, разве могут различаться на несколько десятков долларов. В основном, если по документам вес авто один, а на взвешивании будет другой. То с каждого килограмма будут снимать определенный процент стоимости.

Третий - продать автомобиль в ЕС.

Вблизи границы с Украиной в Польше уже существуют стоянки и размещены сообщения на украинском языке, в которых "бляхеров" призывают продать свой автомобиль.

Скриншот из сюжета 1+1

На первый взгляд, ситуация забавная - поляки покупают у украинцев "евробляхи". Но на самом деле в Польше существует проблема незаконных складов и разборок, которые торгуют запчастями в Европе и СНГ. О них пишет польская пресса. Работает схема просто. Условный "евробляхер", который приобрел машину начала 2000-х годов за $2 тыс. и не имеет денег, чтобы заехать в Украину, продает авто в Польше по соответствующему объявлению. Расценки на такие машины разные - от 300 до 500 долларов. Более новые машины, стандарта Евро 5, которые стоят по 5 или $7 тыс. можно продать на таких площадках за 1,5 - $2 тысячи. Украинский "бляхер" деньги потеряет, но в ситуации, когда у него нет финансов на растаможку - это лучше, чем потерять машину и не получить ничего.

Затем с площадки проданный украинцем автомобиль перемещается на склады или разборки, на которых его разбирают на запчасти. Дельцы по своим каналам продают эти запчасти и получают прибыль. А некоторые автомобили могут повторно выставляться на продажу на рынках. При этом дельцы ищут владельца-поляка, чтобы перерегистрировать его, но есть и другие варианты, включая продажу авто людям, тем самым украинцам, с регистрацией поляка, на котором он и остается.

От этой схемы может пострадать польский владелец. Если полиция наведается на незаконный склад или разборку, выявит нарушения экологических норм и законодательства, ему придет солидный штраф в размере нескольких тысяч злотых.

Также украинцы могут попытаться продать машину в Польше самостоятельно. Но это мероприятие также сопровождается бюрократическими моментами, поисками польского владельца, оформлением новой "купчей". И если автомобиль старый - его вряд ли кто-то купит.

Сегодняшняя ситуация демонстрирует, что "шара" для "евробляхеров" закончилась. И страдают больше всего те люди, которые не откладывали деньги на растаможку, а надеялись, что эта "шара" будет вечной. Но даже для таких найдутся варианты, как вернуть хоть немного средств, потраченных на "евробляху".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme