Шведский тренд и Украина: Почему черная пятница оказалась под угрозой

Нынешний праздник полных шкафов и пустых кошельков – черная пятница - в Украине обещает стать беспрецедентно популярным

Журналист отдела "Жизнь"
Шведский тренд и Украина: Почему черная…

По масштабам покупательского бума в этот день Украина все еще не дотягивает до большинства стран Европы и США, хотя и тянется изо всех сил, а интерес к черной пятнице растет ежегодно.

Например, в 2018-м во всемирный день скидок объем продаж вырос почти на 50% по сравнению с предыдущим годом, отмечает GFK Ukraine. А по данным Black-Firday.Global, в прошлогоднюю черную пятницу продажи увеличились более чем в четыре раза. При этом в 2019-м, по результатам нескольких опросов, приобрести хоть что-то или по крайней мере посетить торговый центр планируют около 50% украинцев, тогда как в 2018-м этот показатель составлял 30%.

При этом многие компании объявили о скидках еще в начале недели. В частности, уже сейчас действует ряд предложений на авиабилеты Ryanair, Laudamotion, Qatar Airlines и других перевозчиков. Впрочем, в основном дисконт колеблется в пределах 25-30%, то есть, заоблачными выгодами не радует.

До 5 тыс. грн можно сэкономить на покупке бытовой и офисной техники. Но предложения в интернет-магазинах случаются разные. Поэтому, чтобы не попасть на крючок маркетологов, "сниженную" цену лучше сразу пробивать в сети. В некоторых случаях чернопятничный прайс идентичен обычному на других площадках.

Торговые центры обещают скидки до 80%. И из тех предложений, которые уже успели обнародовать, можно сделать выводы, что дисконт весьма умеренный и в целом соответствует так называемому mid sale (дисконта на середину сезона). Среди самых популярных вариантов – 20, 30, 40, 50% на избранные модели, или же, в лучшем случае, 40% на все.

Черная репутация черной пятницы

При этом черная пятница – не только возможности, но и риски. В частности, бывшая глава МЗ Ульяна Супрун предупредила об опасности "дня щедрости" на своей странице в Facebook.

"Шопинг в черную пятницу, как и во время других крупных распродаж или акций, превращается буквально в охоту, а значит — сплошной стресс", – подчеркнула экс-чиновница.

Добавила, что в толпе может повыситься давление, и, соответственно, – риск инфаркта и инсульта. А также в большом скоплении людей велика вероятность подхватить какую-нибудь инфекцию или же стать жертвой краж.

Интересно, что писать про убийства и избиения людей, которые произошли именно в черную пятницу – одна из древних привычек западных таблоидов. В частности, в СМИ называют этот день "одним из самых темных" в жизни страны.

Так, TheHustle напоминает, что с 2006 по 2018 год 11 человек погибли и 108 получили ранения в событиях, связанных с черной пятницей. Например, в 2008-м сотрудник супермаркета на острове Лонг-Айленд погиб под ногами соотечественников, когда 2000 американцев одновременно ринулись через передние двери. А в 2011-м полицейский Северной Каролины решил в собственный выходной распылить в толпе перцовый спрей, из-за чего 11 человек были вынуждены обратиться к врачу. А в 2016-м в Сан-Антонио на парковке покупатель увидел, как другой мужчина тянет женщину за волосы. Покупатель вступился за жертву, но нападающий вытащил оружие и убил покупателя.

Впрочем, если часть преступлений и травм и впрямь связаны с толпой, ажиотажем и стрессом, другую часть аналитики связывают с теорией вероятности. Мол, с одним из нескольких тысяч людей ежедневно происходит неприятность, а в черную пятницу они банально собираются в одном месте.

Тренд против трендов и шопинга

В мире популярность черной пятницы также растет, но далеко не такими темпами, как в Украине. Параллельно же набирает обороты противоположный тренд. Мол, чрезмерное накопление вещей вредит окружающей среде, а прессинг маркетологов и многочисленные искушения, которые предлагают потребителям в черную пятницу, в разы увеличивает количество ненужного хлама в шкафах.

В частности, в Швеции набирает популярность термин köpskam, которым обозначают стеснения и стыд шопоголика. По данным ООН, модная индустрия обуславливает большее количество выбросов СО2, чем международные перелеты и доставка по морю, акцентирует Business Insider. И если раньше за новый симпатичный лук молодой швед или шведка получали десятки комплиментов, сейчас все больше социальных групп, где хвастовство одеждой не приветствуется.

Британская неприбыльная организация Fashion Revolution акцентирует, что модель сверхпотребления, которую навязывает черная пятница, люди больше не могут себе позволить.

"Этот день многими ритейлерами растягивается до недели, и это больное место индустрии (...) Когда мы покупаем на таких условиях, мы говорим брендам, что производить бездумно – это нормально", – цитирует Teen Vogue Бронвина Сейера, контент-координатора организации.

Не удивительно, что в такой парадигме все больше брендов отказываются участвовать в черной пятнице. Ведь если раньше многие компании, которым такие акции не очень выгодны, боялись показаться скрягами, теперь можно легко объяснить свою позицию заботой об окружающей среде.

В частности, Forbes в материале "5 примеров, как черная пятница уходит, а потребительское осознание приходит" приводит названия компании, которые остались в стороне от шопинг-обычая.

Например, производитель одежды REI в этот день дает сотрудникам выходной и мотивирует провести его на природе, закрывает свои магазины бьюти-компания Deciem, а предприятие Everlane дополнительно вкладывается в свои предприятия, чтобы улучшить их экологичность, некоторые компании жертвуют на благотворительность.

"Компании, которые выступают против Черной пятницы шлют мощное послание о своей социальной и экологической позиции", – говорится в материале.

Впрочем, модель, когда компания не только отказывается от традиции дисконта, но и пытается провести свою акцию, вне общих правил, в ближайшие годы в Украине вряд ли приживется. Тем более, когда и производители, и потребители начали чувствовать вкус дисконтной лихорадки.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme