Школа с пяти лет: Пойдет ли украинцам на пользу новая идея МОН

В МОН рассматривают возможность отправлять детей в школу уже в 5 лет, учитывая 12-летнюю программу. Но пойдет ли это на пользу?

Школа с пяти лет: Пойдет ли украинцам на…
Фото: depositphotos.com

Временно исполняющий обязанности министра образования и науки Сергей Шкарлет в своем Telegram-канале 10 ноября отметил, что Украина не будет отказываться от 12-летнего школьного образования, добавив, что такой термин — общеевропейская тенденция.

"... Мы должны наработать необходимые решения, чтобы 12-летнее школьное образование действовало, стало удобным и эффективным для детей, педагогов, родителей. В некоторых странах ЕС обучение начинают с 5 лет и заканчивают в 17. Звучало такое предложение и на сегодняшнем совещании в МОН с руководителями облуправлений. Это стоит обдумать, учитывая стандарты Новой украинской школы, и обсудить на педсоветах, в институтах повышения квалификации, с родителями ..." - написал Шкарлет.

Пункт о возможности обучения с 5-летнего возраста заинтересовал журналистов Depo.ua. Неужели ребенок в столь раннем возрасте уже готов к овладению школьной программой? Подходит ли НУШ для обучения детей такого возраста? И как определить готовность ребенка к школе своих дочери или сына?

Как в мире?

Во всех странах начало школьного обучения для детей приходится в среднем на возраст от 5 до 7 лет. Самая распространенная "золотая середина" — 6 лет. Где именно и в каком возрасте детей впервые отправляют в школу, вы можете посмотреть на следующей карте:

Если пролистать ползунок на карте до 1970-х годов и обратно в 2020, мы увидим, что мир с тех пор явно "посветлел" в сторону более раннего обучения.

Но хорошо ли это? Или это просто дань быстрому темпу жизни, в водоворот которого бросают и детей?

Наука ставит под сомнение оправданность такого подхода.

Так, исследование, проведенное Стэнфордским университетом, показало, что дети, родители которых отправляли их в школу впервые в 6 лет (вместо 5), имели заметно лучшие результаты по тестам на самоконтроль (это психические процессы, которые позволяют нам планировать, концентрировать внимание, запомнить инструкции и успешно жонглировать несколькими задачами) в 7 и 11 лет.

В некоторых странах родители идут еще дальше. Например, в Финляндии и Швеции нередко дети впервые идут в школу в 8-летнем возрасте. До этого они или проводят время дома, или ходят в детский сад, где акцентируют внимание не на обучении как таковом, а на социальных навыках и играх. И, похоже, это весьма оправданная стратегия. По крайней мере, школьники из Финляндии имеют одни из лучших результатов в ежегодном рейтинге образования PISA. Хотя, стоит признать, отстают от многих стран Азии, где учебная нагрузка на детей крайне интенсивная (но давайте вспомним их уровень самоубийств из-за перегрузки?)

В некоторых частях Великобритании в школу принимают с 4-летнего возраста. И уже с этого возраста дети учатся читать и писать, а их знания регулярно проверяют.

Между тем целый ряд антропологических и психологических исследований признают лучшим методом адаптации к миру и обучения детей раннего возраста игры. Именно игровая деятельность приводит к росту большего количества связей между нейронами у детей, особенно в лобной доле мозга. Еще одна научная работа из США (2002 год) продемонстрировала, что дети, которые в раннем возрасте посвящали время в основном играм, а не обучению (в нашем классическом понимании) в старших классах имели куда более высокие показатели успеваемости.

Куда двигаться Украине?

Так стоит ли при вышеприведенных исходных данных Украине рассматривать возможность обучения в школах с 5-летнего возраста? Об этом и особенностях развития детей мы поговорили с детскими психоаналитиком Ириной Дякив.

По ее словам, сама инициатива — интересная, впрочем, нынешняя программа НУШ ориентирована на детей, начиная с 6-ти лет. А в 5-летнем возрасте у детей другие потребности, и их эмоционально-волевая сфера еще не готова к классическому обучению, если говорить о средних показателях.

"В 5 лет дети очень хорошо учатся, но основная их деятельность остается игровой.

И если школьное образование с 5 лет будет именно в игровой форме, если у детей будет возможность иметь комнату отдыха, игровую и учебную — в таких условиях это хорошая инициатива. Кроме того, еще есть вопрос подготовки кадров. Учителя младших классов на сегодняшний день, на мой взгляд, не готовы к такому обучению. Они могут учить детей по классической программе, к которой мы привыкли", — говорит Ирина.

То есть, чтобы начать учить детей в школе с 5-ти лет, необходимо будет полностью пересмотреть формат учебного процесса, включительно с продолжительностью уроков и их наполнением.

"Дети 5 лет психически не готовы к учебному процессу в формате нашей школы. Здесь предусматриваются некоторая самостоятельность детей, ответственность, уроки по 35 минут. Но в таком возрасте дети не готовы высидеть 35 минут ради обучения. Человек в 5 лет может концентрировать внимание в среднем 20-25 минут, и это при условии, что при обучении будет использовано много наглядного материала, будет постоянная смена видов деятельности, интерактивность. Сидеть и просто слушать учителя даже в течение 25 минут ребенок такого возраста вряд ли будет", — отмечает психоаналитик.

По ее словам, обучение 5-летних детей — это больше о формате старших групп детских садов, с короткими занятиями по подготовке к школе, возможностью дневного сна, общей игровой деятельностью.

Также специалист говорит, что ожидать от ребенка такого возраста результатов формата "умеет читать-писать" также не стоит — это не обусловлено даже физиологически:

"Кисть руки человека развивается таким образом, что он готов к письму, мелкой моторике примерно в 6-7 лет, а не в 5. Это чисто физиологические особенности.

Так же и с чтением: в 5 лет многие дети могут оказаться не готовыми читать, потому что особенности их нервной системы, их мышления не предусматривают синтеза такого уровня, чтобы ребенок мог свободно воспринимать текстовую информацию. Поэтому, чтобы ввести реформу без ущерба для детей, нужно преодолеть немало препятствий. И тут возникает вопрос, а, собственно, зачем?".

И как определить готовность ребенка к школе? Ведь ежегодно перед началом обучения у молодых украинских родителей возникает дилемма: отдавать в 6, или подождать еще год? А здесь речь о 5-летних ...

Ирина отмечает, что готовность ребенка к школе родителям определить непросто: "Даже если ребенок уже читает, пишет и считает — это еще совсем не говорит о его готовности к школе. Здесь ключевую роль играет психическое развитие, развитие эмоционально-волевой сферы, некоторая самостоятельность и автономность ребенка".

По ее словам, определить развитие эмоционально-волевой сферы — скорее задача специалиста.

В каждой школе, как мы знаем, есть психолог. Родители могут обратиться к любому детскому психологу — к частному или школьному, с просьбой помочь в этом. Если отдать ребенка рано — это будет тяжелым испытанием и для него, и для его родителей, и для учителя. Поэтому очень важно, чтобы на ребенка не давили и он мог развиваться в своем темпе.

Кроме того, говорит специалист, не стоит форсировать и подготовку к школе, ведь научиться читать и писать и считать — это и есть задача 1 класса.

Главное фото: depositphotos

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"