Кино без НДС: Станет ли Украина Голливудом

К 2023 году украинское кино освободят от НДС, а за импортируемую кинотехнику не нужно платить пошлину

Кино без НДС: Станет ли Украина Голливуд…

Соответствующие изменения, принятые в Налоговый и Таможенный кодексы, стали горячей темой для обсуждения в соцсетях. Ведь для поддержки украинского кино фактически ввели все льготы, которые существовали в разные периоды независимости.

Так, освобождение от НДС услуг по производству украинских фильмов, - для Украины не новость. В частности, эта норма действует и сейчас. Просто ее срок должен был закончиться уже 31 декабря, сейчас же каникулы продлили на шесть лет. Адепты льготного кино акцентируют: продлили не зря, ведь в кинотеатрах настоящий бум украинства. Только за этот год в прокате появится 33 украинских картины, и это настоящий рекорд. Что же относительно того, что далеко не все из них окупились, не беда: мол, не все сразу.

Еще одной льготой – отменой НДС на продажу билетов – пытались поддерживать кинотеатры в 2010-2015-х годах. Некоторые из них действительно стали на ноги, хотя залов в Украине и сейчас около 170-ти, что для такой страны катастрофически мало. В Киеве из 20 коммунальных кинотеатров функционирует только 13. Да и те, едва выдерживают конкуренцию с лоском, евроремонтом нарядных коммерческих учреждений.

И наконец, чтобы исправить эту ситуацию, решили позволить импортировать нужное для создания и воспроизведения аппаратуры без пошлины. Мол, как иначе заманить иностранных киношников в украинские киностудии, а зрителей – в кинотеатры, когда значительная часть техники явно устаревшая...

Хотя изменения вызвали немало критики, большинство экспертов сходятся на мнении, что законы и впрямь могут стать неслабым бонусом для украинского кинорынка, причем в нескольких аспектах.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Уже в пояснительной записке определяются наполеоновские планы. В частности, планируется превратить кинематограф в экономически самодостаточную и конкурентоспособную отрасль производства.

Мол, международный опыт показывает: подобные льготы мотивируют кинематографистов со всего мира создавать продукт в Украине. А это, во-первых, рабочие места, а во-вторых, ряд других налогов, начиная от единого социального взноса, который работодатель платит за каждого работника.

Конечно же, утверждение о том, что Украина станет этакой съемочной базой для других стран, несколько утопическое. Льготы на производство касаются национального продукта. То есть, картин, которые хотя бы частично снимались в Украине и озвучивались преимущественно на украинском или крымскотатарском языке (с возможным добавлением иностранного объема не более 10%).

Итак, здесь речь может идти скорее о совместных проектах, которых сейчас Украина снимает немало. Взять хотя бы украинско-словацкий фильм "Граница", который стал самым кассовым в истории словацкого проката, собрал в кинотеатрах страны аж 1.5 млн евро, притом, что потратили на него всего 1.3 млн. То есть картина окупилась еще до старта в украинских кинотеатрах.

И если места съемок "Границы" обусловлены сюжетом (действие происходит на украинско-словацкой границе), для съемочных групп других картин налоговая льгота может теоретически стать решающим аргументом, чтобы организовать съемки именно в Украине и еще и выбрать украинский за базовый.

В случае создания исключительно украинского продукта сэкономленные деньги могут увеличить бюджет киноленты, а значит, ее шансы на успех. Конечно же, объем бюджета не всегда определяет потенциальный заработок. Но самые кассовые фильмы в истории мирового кино обошлись своим создателям недешево. Так, бюджет трех самых успешных фильмов в истории – "Аватара", "Титаника" и "Звездные войны: пробуждение силы" – превышает $200 млн. Сумма не рекордная, но очень солидная: первые две картины занимают 19 и 18-ю строчку в рейтинге самых дорогих в истории. Отметим, что при этом в прокате все три собрали более $2 млрд.

В рейтинге же украинских фильмов больше всего – около $2 млн - собрал мультик "Никита Кожемяка" при бюджете в $4 млн.

Интересно, что мультик не совсем подпадает под определение национального, ведь в оригинале дублировался на английском.

Противоположный пример – картина "Дзидзьо Контрабас", которая собрала $848 тыс. при бюджете в $170 тыс. Но даже в таких примерах очевидно, что даже при удачной раскрутке небольшой бюджет устанавливает для продукта определенный потолок.

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Конечно же, кино не может рассматриваться как исключительно отрасль экономики, ведь наличие собственных фильмов – вопросы установления и сохранения ценностей, более того – национальной безопасности.

Ведь не секрет, что остросюжетные голливудские блокбастеры пропитаны мыслью, например, о том, что США – суперстрана, которая противостоит мировому злу. Кинематограф страны является не только прибыльной отраслью экономики, но и своего рода мастер-классом по лидерским навыкам.

Что уж говорить про Россию, где не слишком церемонятся с тем, чтобы пропаганда в картине была едва заметной.

В последних проектах Украина тоже отходит от образа жертвы, представляя класс героев, на которых рядовой зритель стремится равняться.

"Герой, который бросает вызов обстоятельствам, а не рефлексирует на них, способен пойти против течения, всегда находит отклик среди зрителей. У нас все больше фильмов, которые такого героя демонстрируют. Это и фильм "Чужая молитва", и "Красный", и "Киборги", - отметил Филипп Ильенко в интервью CMN.

ТРЕВОЖНЫЙ АСПЕКТ

Критики проекта особенно сетуют на несколько моментов. Во-первых, кино может стать еще одной возможностью для отмывания денег, как бывает с любой освобожденной от налогов отраслью. Ведь соответствующие скандалы вокруг Госкино уже разгорались в украинском медиапространстве.

Во-вторых, подозревают, что отмена пошлины может развить в Украине черный рынок аудио - и видеотехники. Ведь спектр аппаратуры широк и включает "аппаратуру передающую для радиовещания или телевидения, в состав которой входит или не входит приемная, звукозаписывающая или звуковоспроизводящая аппаратура; телевизионные камеры; цифровые камеры и записывающие видеокамеры". Кроме того, таким образом подкармливают импортного производителя и дискриминируют собственного. Конечно же, украинский производитель "киношных" товаров мирового класса сейчас миф, а вот аудиоаппаратуру несколько компаний таки поставляют.

В-третьих, льготы на билеты касаются украинских фильмов и фильмов, дублированных на украинском, а это львиная доля отечественного проката. При этом неохваченными остаются фестивальные ленты, которые транслируются с украинскими субтитрами. И этот момент может стать фактором риска для интеллектуального европейского кино. Мол, при наличии такой льготы будет легче озвучить один голливудский, чем титровать несколько фестивальных. Или же просто озвучить европейское кино, а это явный наезд на киноманов, которые привыкли смотреть такие картины на языке оригинала.

Впрочем, по большей части закон можно оценить положительно. Ведь кинематографический рынок продолжает развиваться и сейчас скорее есть основания пророчить ему успех, чем изнывать о его "неголливудский уровень".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme