Что рассердило американцев в черных лицах политиков

В США вспыхнули несколько скандалов из-за blackface - традиции, когда белые люди красят лицо черной краской, чтобы быть похожими на темнокожих

Журналист отдела "Жизнь"
Что рассердило американцев в черных лица…

Так, в публичном доступе оказались фото губернатора штата Вирджиния Ральфа Нортама в юности. На снимке, сделанном в 1984-м, позируют двое парней: один - с черным лицом, другой - в костюме ку-клукс-клановца.

Позже генеральный прокурор штата Марк Герринг признал, что также появлялся с черным лицом на университетской вечеринке в 1980-х годах.

"Мне было 19, друзья предложили пойти на вечеринку одетыми, как рэперы, которых мы тогда слушали (например, Кертис Блоу), и исполнить песню. Сейчас кажется глупостью даже писать о таком. Но по незнанию у нас не было уважения к опыту и перспективам других, поэтому мы нацепили парики и сделали черный мейк", - сказал политик.

А потом скандал закрутился и вокруг Gucci, которая выставила на продажу провокационный свитер.

В одежке сразу же увидели blackface, хотя немало украинцев, учитывая свою новейшую историю, могли бы увидеть балаклаву.

Впрочем, компания извинилась и одежду стоимостью в $890 из продажи убрала.

Между тем, использование приема - не такая уж и редкость.

В частности, такой образ выбрал участник Розенмонтага - действа, посвященного завершению карнавального сезона в немецком Майнце. Мероприятие известно своим ироничным и даже сатирическим характером - люди высмеивают политические и социальные нормы.

Но американских правозащитников черный мейк политиков разозлил не на шутку: мол, такие финтифлюшки - проявление и попустительство расизму.

Так, по словам журналиста и историка Джона Страусбо, традиция blackface появилась в Европе и изначально имела немного общего с расами, пишет Vox. Черным цветом могли разрисовывать антагонистов или героев, которые несут опасность. Например, черный был цветом демонов - ночных созданий.

В США традиция появилась примерно в 1820-х с легкой руки менестрелей. Часто черной краской разрисовывали себя актеры-ирландцы, которые были незначительно богаче темнокожих.

Но используя blackface, ирландцы сигнализировали: мы тоже белокожая элита, хотя и живем бок о бок с черными.

Впрочем, замазывание лица считалось и способом прикоснуться к культуре черных, когда джаз и блюз набирали популярность. То есть традиция транслировала своеобразную смесь восхищения, любопытства, но и ксенофобии.

Традиция могла бы остаться весьма невинной, но стала оружием в руках расистских пропагандистов.

В частности, профессор афроамериканских и театральных исследований Йельского университета Дафни Брукс утверждает, что благодаря искусству нехитрый прием blackface помогал политикам демонизировать темнокожих людей, пишет History.

Так, в картине "Рождение нации" темные лица были у негодяев. Премьера фильма обусловила волну протестов, но он так и остался популярным среди определенной категории людей.

При этом кажется довольно странным предъявлять претензии к политикам за юношеские выходки почти 40-летней давности. Даже в те времена, когда расовое неравенство еще не исчезло, blackface необязательно был проявлением расистского мировоззрения. Тем более, что Марк Герринг объяснил: они с друзьями хотели перевоплотиться в своих кумиров - темнокожих рэпперов, и в этом нет ничего крамольного. А как однозначное зло и обида черный грим на белых людях начал трактоваться позже.

Например, в Метрополитен-опере отказались от черного грима на лице исполнителя роли Отелло. Но сделали это не так давно - в 2015-м. Не прошло и четырех лет, но уже сейчас человек, желающий перевоплотиться в Отелло на костюмированной вечеринке, рискует вляпаться в немалый скандал.

За blackface тянется шлейф обид, и историческая травма черных - далеко не настолько давняя, чтобы быть темой для насмешек. Впрочем, использование грима все еще может быть проявлением неосведомленности или же альтернативного трактования.

В частности, в 2013-м в ООН ополчились на нидерландского помощника рождественского Санта-Клауса, Черного Пита.

Мол, такой фольклорный герой пропагандирует расизм, а следовательно, его популяризация недопустима. Впрочем, нидерландцы устояли перед градом нападок. Терпеливо объясняли: их герой - черный, потому что пробирается в дома по дымоходам и замазывается сажей. И никаких расовых намеков здесь нет.

Между тем, рядом с традицией blackface в культуре существует и ее противоположность - whiteface. Этот прием также часто интерпретируют как расизм, но его сторонники упорно стоят на своем, уверяя, что белый грим - лишь художественная форма выражения.

Стоит вспомнить хотя бы Пьеро, щеки которого традиционно покрыты белилами.

Впрочем, в данном случае действительно подчеркивается кое-что другое - бескровность и оторванность от мира материального.

Хотя и от blackface в некоторых случаях отказываться не собираются. В частности, во время костюмированного парада зулусов Mardi Gras в Новом Орлеане участвуют преимущественно темнокожие, белые же в дань традиции замазывают лицо черным мейком.

Многие жители города считают традицию недопустимой, но организаторы не собираются ограничивать участников, ведь концепт действа - вызов чрезмерной серьезности современного общества.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme