Скидки за русский и "что такое тистечко": Чем запомнился первый месяц обслуживания на украинском языке

16 января 2021 года обслуживание в Украине должно было перейти на государственный язык: вступила в силу статья 30 Закона Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Рассказываем, много ли жалоб поступило языковому омбудсмену за это время и какими наиболее громкими связанными с законом скандалами запомнился этот месяц

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Скидки за русский и "что такое тистечко"…

16 февраля на странице уполномоченного по защите государственного языка опубликовали информацию об отправленных жалобах. Всего за месяц поступило 647 сообщений о возможных нарушениях языкового законодательства. Из них 160 — звонки.

Наибольшее количество жалоб - 284 - поступило из Киева и Киевской области. 58 обращений поступили из Львовской области и в основном касались других регионов Украины, кроме трех случаев. Из Харьковской области поступили сорок три сообщения, Одесской — двадцать семь, Днепропетровской и Полтавской — по шестнадцать. Из других областей количество жалоб не превышало 10 на каждую.

На что жалуются больше всего? Почти половина обращений, 299, — это жалобы на отсутствие украинской версии у разных сайтов и интернет-магазинов. Вторая по численности жалоб проблема — нарушение права на обслуживание на государственном языке (за месяц 139 обращений, из них 58 — от киевлян). 77 жалоб поступили на наружную рекламу на негосударственном языке, 23 заявки были связаны с нарушениями в сфере образования и еще 19 — с использованием негосударственного языка депутатами местных советов.

"По состоянию на сегодня не наложено ни одного штрафа и не зафиксировано ни одного злостного нарушителя. Все присланные нами в адрес физических или юридических лиц требования об устранении нарушений языкового законодательства, в том числе по результатам проведенных мероприятий государственного контроля, были выполнены. Никакой информации от граждан, которым, по их просьбе, отказали бы в обслуживании на негосударственном языке, не поступало", — идет речь в сообщении.

Самые громкие языковые скандалы месяца

"Началось, бл ... дь" и разбитый телефон покупателя: Языковые столкновения в "Новусе"

В начале февраля в магазине NOVUS по адресу ул. Златоустовская, 48/5 одна из кассирш, по сообщению покупательницы, написавшей об этом на своей странице в "Фейсбуке", отказалась обслуживать клиентку на украинском. К тому же на ее просьбу ответила в довольно грубой форме. Сообщение покупательницы с фото чека, на котором указаны дата, время, адрес и номер оператора и кассы, собрало кучу репостов.

Скрин чека из супермаркета

Конфликт был исчерпан достаточно быстро — с покупательницей связалась руководитель супермаркета, которая сообщила, что кассиршу лишили премии, а ее начальницу уволили.

"Кассирша, обслужившая Вас, депремирована. Также ей был вынесен строгий выговор. Старший кассир Оксана С. уволена, а со всем персоналом проведена профилактическая беседа", — говорится в ответе якобы менеджера супермаркета, изложенном в соцсети.

Этот случай вызвал волну обсуждения в соцсетях, в частности относительно целесообразности увольнения работницы. Одни говорили, что это слишком жестко и в целом не добавляет украинскому языку фанатов, другие — что по-другому с такими людьми нельзя.

Скрин из соцсетей

При этом ситуацию в самом магазине подробнее комментировать отказались. Об этом, в частности, сообщали журналисты ТСН.

Беседу в "Новусе" с работниками провели, но надлежащие выводы из нее, похоже, сделали не все, потому что вскоре произошел еще один неприятный случай. Клиент магазина Владислав Полевой на своей странице в Facebook рассказал, что на просьбу его друга перейти на украинский язык в магазине NOVUS начали хамить, а затем охрана пыталась не дать возможности снять видео и сломала телефон.

"На днях зашел в "Новус" (на Героев Сталинграда, 4а) с другом, который попросил продавщицу общаться на украинском. На что продавщица не среагировала, к тому же мы нарвались на наезд со стороны персонала. А потом еще услышали очень много неприличных слов в свой адрес. К сожалению, сразу не достали телефоны, поэтому лишь конец разговора успели записать. Но, как ни странно, сразу подбежал охранник и начал "тыкать" моему другу и рассказывать, что "ЗДЕСЬ ТАК РАЗГОВАРИВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, ВЫХОДИТЕ И РАЗГОВАРИВАЙТЕ, СКОЛЬКО ХОТИТЕ", и выбил телефон из рук, когда мы решили записать разговор на видео. В результате после похода в магазин имеем плюс одну общую историю с друзьями и минус 4 300 грн за ремонт телефона (переднее и заднее стекло). У меня, конечно, только один вопрос, а можем ли мы в своей собственной стране разговаривать на украинском? Или некоторым сетям украинское законодательство не писано и к скандалам не привыкать? Друг - не активный пользователь соцсетей, хотя по месту и брался писать заявление из-за разбитого телефона, хотя вряд ли какой-то это даст результат", — написал он.

Тем временем под этим сообщением в соцсети часть комментаторов выразила "мнение", что телефоном молодые люди недостаточно отделались

Скрин с соц сети о языке

Некоторые также предположили, что ребята были подосланы в магазин, ведь два таких прокола за один месяц — это какое-то безобразие. Другие магазины так не позорятся. По крайней мере это не попадает в сеть.

С другой стороны, как бы там ни было, сотрудники сферы обслуживания действительно обязаны теперь уже законом обращаться к клиентам на государственном языке. И если бы они так и делали, этих конфликтов бы просто не было.

"Азиривка" в Одессе

В Одессе из-за языкового скандала закрыли доставку еврейской кухни "Артель "У Машковичей"". Перед тем как 30 статья должна была вступить в силу, на странице заведения появилась публикация, в которой украинский текст был извращен на российский лад.

"Шалом люби друзи. Наступнойи недили будемо готувати справжни хинкали з бараныною зи правыльного тиста. Так зийшлися зиркы, що до нас прыйыхав друг симьи, справжний грузынський повар Гулади. Не прогавьтэ момент, встыгнить замовыты, лише мисяць в Одеси. Завжды ваша Артель у Машковичей", – было написано в сообщении.

Такое отношение к языку возмутило нескольких людей, которые написали под постом сообщения, которые были похожи на угрозы. Сейчас страница "Артели" недоступна.

Скрины страницы Артель

В связи с этим руководство "Артели" написало, что планирует написать обращение в Израильское посольство и СБУ. Чуть позже хозяйка заведения Ирина Машкович сообщила, что бизнес временно приостанавливается, потому что они начали опасаться провокаций. Например, что кто-то закажет еду и в итоге "сообщит" о массовом отравлении, стекле в еде и тому подобном. Также, по ее словам, угрозы поступали не только в адрес ее бизнеса, но и лично в отношении нее и ее семьи.

При этом в эфире одного из телеканалов, ныне закрытых, показали ее комментарий, где Машкович заявляла, что у нее просто нет украинской раскладки на телефоне, и поэтому она написала украинский текст "русскими буквами".

Неизвестное слово "тистечко"

В одном из кафе Днепра — Coffein - бариста отказалась обслуживать клиентку на украинском. На просьбу дать ей "тистечко" женщина услышала от продавщицы, что та не знает, что это такое. Чуть позже продавщица сказала, что вместо украинского лучше учить французский, а Днепр назвала "русским" городом.

Видео разговора можно посмотреть здесь:

К видео женщина добавила сообщение:

Скрин из соцсети о языковой скандал в Днепре

 

Сейчас бариста уволена. Владелица Coffein Анна Прудка при этом заявила, что она не на стороне клиентки и человек может говорить по-русски. Впрочем, отметила, что унижение языка не оправдывает. "Если она его не знает, то зачем язык поносить и унижать Украину? Мы будем искать украиноязычных официантов и барист и потом будем начинать свою работу, — говорит Прудка.

Поэтому кафе закрыто, пока владелица ищет в Днепре украиноязычных работников.

Скидка русскоязычным

Еще один скандал произошел в Мариуполе: здесь в одной из ветеринарных клиник решили давать скидку за обращение на русском языке. Событие имело отношение к ветцентру "Западный".

Владелица центра Галина Лекунова написала на своей странице в Facebook пост следующего характера:

Всем русскоязычным клиентам владелица пообещала бессрочную акцию.

На пост (ныне недоступный) отреагировали, и не только в социальных сетях. Чуть позже Галина сообщила, что здание ветклиники разрисовали.

"Завандалили фасад клиники. Ждем полицию. Дополнение — в клинике жуткий запах нитрокраски, все животные в стационаре в страшном стрессе, очевидно, стучали в окна", — написала она.

На восстановление фасада она объявила сбор средств. Также чуть позже на ее странице появился пост с извинениями, однако не относительно украинского языка, а в отношении владельцев здания и своей семьи.

"Ну что, народ, настало время для поста с извинениями. Правда, немного не теми, которые от меня ждет оголтелая толпа, травившая меня. В первую очередь я искренне прошу прощения у владельцев помещения, которое я арендую. Это абсолютно мирные граждане Украины, которые не разделяют моих взглядов, но их имуществу нанесен ущерб по моей вине... Я, также, прошу прощения у своего коллектива, помимо своей воли попавшего под этот дикий шабаш. Прошу прощения у своей семьи, которой пришлось столкнуться с круглосуточными угрозами, бесконечными проклятиями и пожеланиями смерти", — написала она.

Сейчас ветцентр якобы продолжает работать. Относится ли его персонал к украиноязычным клиентам с такой же любовью, как к русскоязычным, не сообщается.

Читайте также: Как мэр Николаева синхронно переводил на украинский выступление депутата от ОПЗЖ.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme