Прощание со "Сватами". Почему Украине надо просто забыть про Зеленского и его сериал

Украина после 2014 года - страна, в которой каждый день надо делать свой нелегкий выбор. Усидеть на двух стульях, как того хочет автор "Сватов", уже не получится - они стоят на разных континентах

Володимир Миленко
Журналист Depo.ua
Прощание со "Сватами". Почему Украине на…

История со "Сватами" подходит к логическому концу. Госкино отменило госрегистрацию и признало недействительными прокатные удостоверения на все сезоны этого сериала. С формальной точки зрения каких-либо серьезных замечаний быть не может – один из главных актеров саги, Федор Добронравов, попал в "бан-лист" на въезд в Украину, что потянуло за собой цепочку ответных реакций государственных органов. Вспомните, как была перечеркнута сама идея дистанционного участия российской певицы на киевском "Евровидении" – персона нон-грата и на экранах не имеет права появляться. Здесь имеем такую же историю – запрет распространяется не только на физическое, но и виртуальное появление в украинском информпространстве. Поэтому давайте поговорим о фактической стороне вопроса.

Для начала сразу четко обозначим – эстетический и кинематографический, художественный уровень этого сериала оставим соответствующим профессионалам. Да и не касается этот момент нынешней истории. В Украине демонстрируются фильмы и сериалы разного качества, и "Сваты" вряд ли были бы на самом последнем месте среди них. Причина негативного отношения к творению рук Владимира Зеленского и компании в другом.

Сам Зеленский справедливо – с формальной точки зрения – называет "Сватов" украинским кинопродуктом. Но являются ли "Сваты" такими с фактической, то есть реальной точки зрения? По нашему мнению, нет. То, что его снимали под Киевом и на Черниговщине (до Крыма мы еще дойдем, это отдельный разговор), еще ничего не значит. В сериале нет ничего украинского – кроме разве что автомобильных номеров в первых сезонах, которые заменили российскими в более поздних сериях, и Киева на Евро-2012. Сага эта снималась (и, очевидно, задумывалась) исключительно как продукт на Россию, на российского потребителя. И, конечно, на нашего – потому что "украинцы российское кино смотрят с удовольствием" (по крайней мере, так было до революции). Но основной рынок – Россия. Отсюда все российские реалии, начиная с тамошних правоохранителей, что, кстати, тоже недопустимо на украинском телеэкране, и заканчивая аудиовизуальными упоминаниями о Путине.

Отдельная тема – Крым. Здесь Зеленский вообще ступил на тонкий лед. На полуострове снимался четвертый сезон "Сватов" (вышел в эфир 2010 года). Крым, как известно, это Украина, а тогда и на России этого не отрицали, по крайней мере, вслух. Но авторы и здесь умудрились выкрутиться – назвав в четвертой серии одного из второстепенных персонажей "депутатом городской думы". Как известно, никаких городских дум в Украине, в частности, в Крыму – никогда не было, а были и городские советы. Почему было не оставить "совет"? Все равно это только одно слово, которое по сути сериала ничего не меняло. И зрители вряд ли заметили бы. Но – городской совет украинской Ялты обозвали "думой". Не приучая ли этим крымчан к тому, что скоро у них здесь эти думы появятся на самом деле? Конспирология, да – но и от таких обвинений Зеленскому и Ко придется теперь отбиваться. И отмываться.

Одним словом, вроде бы украинская организация снимала кино для россиян. Ничего противозаконного – по крайней мере, тогда. Несколько непатриотично, но откуда этой категории людей знать о патриотизме, если украинские кино-музыку-телевидение 90-х пустили под нож еще в 2000-х ради российских денег. Поэтому тут пенять на авторов "Сватов" не за что.

Другое дело – после начала войны. Ситуация поляризовалась. И фактически, и даже формально, в законодательстве. Говоря просто и понятно – Украина наконец-то заметила, что ей такой кинопродукт, с такими актерами-ватниками, не очень и выгоден. Точнее, вообще невыгоден. Итак, в итоге имеем: с одной стороны выгода Зеленского и Ко, с другой – выгода государства и общества. Эти интересы пересеклись. Вполне очевидно, что из – за отсутствия каких-то дополнительных "стимулов" – интерес государства перевесил бы. Он и перевесил.

То, что украинская власть годами, десятилетиями закрывала глаза на фактически уничтоженный внутренний рынок, который был отдан российскому капиталу – отнюдь не означает, что так будет и впредь. Вот что не хочет или не может понять истеричащий в Facebook криворожский шоумен. Времена, когда можно было делать деньги на российском рынке, проходят. Собственно, не только в кино, а во всех сферах и отраслях. В этом кинопродукция не особо отличается. Просто "Сваты" у всех на устах по понятным причинам.

Запрет "Сватов" на телеэкранах (дома на компьютере или смартфоне смотрите сколько хотите) – абсолютно правильный шаг. Российское кино, которое никогда не отличалась шедевральностью и всегда проигрывало европейском-американском, когда-то уничтожило украинское кино, которое только начинало зарождаться. Пришло время вернуть свое. Это во-первых. Во-вторых, даже тамошнее игровое кино – это все равно пропаганда "русского мира", прямая или скрытая. Мы вроде бы решили, что идем в Европу, а "Раша, гудбай". Так зачем нам дальше тащить этот чемодан без ручки?

Долгое время украинские художники были, как тот Фигаро – и тут, будто свои, и там, на России, зарабатывая серьезные деньги, получая награды. И интегрируясь в "русский мир", неся его потом на подошвах своих ботинок. Даже вроде бы патриотического Вакарчука не минула чаша сия, что уж говорить о менее идейных персонажах. До поры, до времени такое разрешалось, потому что никому в государстве до этого не было никакого дела. Теперь же пришло время выбирать. Или снимать "Украинских сватов" для Украины, или работать на Россию уже не в Украине. Вариант номер два очевидно является более привлекательным для многочисленных зеленских, тем более, рядом есть Беларусь, где уже начали снимать седьмой сезон "Сватов".

Что ж, свой выбор эти, по меткому выражению одного поэта, "тоже украинцы" сделали. Не жалея ни о чем (разве что о потерянной возможности и дальше жить в СССР, который они пропагандировали в своем отельчике в четвертом сезоне "Сватов"). Ну так и нам нет здесь о чем жалеть. После появления "Дзидзьо контрабас" вполне очевидно, что жанр массового игрового кино в Украине имеет неплохие перспективы. Вот чем надо заниматься и кому включать зеленый свет. А "Сватов" пусть и дальше потребляют за поребриком. Для них этот сериал и создавался.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme