Право голоса для школьников и выгода учителю: Как изменится среднее образование

Министерство образования и науки Украины представило законопроект "О среднем образовании". В рамках масштабной реформы Новая украинская школа должна стать более ориентированной на потребности каждого современного школьника

Теперь правительство внесет этот документ на рассмотрение в Верховную Раду.

“Нам нужно больше возможностей для детей, родителей и учителей, которые являются сердцем и проводниками реформы. Этот закон как раз о расширении возможностей”, – комментирует законопроект министр образования и науки Лилия Гриневич.

Рассмотрим, как может измениться современная украинская средняя школа

ПРАВО ВЫБОРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Дети, обучающиеся вне школы, например, спортом или музыкой, получат возможность зачисления знаний, полученных вне школы, с возможностью не посещать отдельные школьные уроки. Например, если ребенок имеет сертификат о знании иностранного языка, он может не посещать этот предмет в школе. Далее для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне учреждения, проводят обычное годовое оценивание или ГИА.

Ученики, которые обучаются дома, смогут засчитать свои учебные достижения и получить документ о полном общем среднем образовании. Для этого школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль.

Для того, чтобы построить индивидуальный учебный план, родителям нужно будет обратиться в школу с соответствующим заявлением. План вместе составляют педагоги, родители и ученик, принимает педсовет и утверждает директор.

Появляется механизм введения вариантивной составляющей, чтобы дети могли изучать предметы, которые интересуют небольшое количество учеников в их классе.

“Сейчас все упирается в недостаточное количество часов, поэтому выборочную составляющую делает школа, а не школьник. Например, законопроект позволяет создавать межклассовые группы для изучения выборочных предметов. Когда учится не целый класс, а сборная группа классов одной параллели. Тогда дети могут поделиться своими интересами, – объясняет Гриневич. - Особенно это актуально для старшей профильной школы, содержание образования которой должно максимально отвечать потребностям, интересам и планам на будущее".

УЧЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

Чтобы в школе учитывали образовательные и психологические потребности детей, проект предусматривает два адаптационных цикла: первый в 1-2 классе, и второй – в 5-6 классах.

Родители детей с особыми образовательными потребностями получат возможность сопровождать своих детей на уроках.

Дети на длительном стационарном лечении смогут получать образование в медучреждениях.

Также, проект закона предусматривает создание ресурсных комнат во всех школах. Сейчас такие комнаты есть в специализированных школах для детей с особыми образовательными потребностями.

Для школ с языком обучения нацменьшинств предлагается трехсторонняя модель

Для коренных народов Украины (например, крымских татар), которые не проживают в языковой среде своего языка и не имеют государства, которое бы этот язык защищало и развивало, предполагается обучение на языке коренного народа с 1 по 11 (12) классы наряду с основательным изучением украинского языка.

Для школ с языком обучения нацменьшинств, языки которых принадлежат к языкам ЕС.

– базовое образование: не менее 20% годового учебного времени в 5 классе с ежегодным увеличением не менее 40% в 9 классе;

– профильное образование (10-11(12) классы): не менее 60% годового учебного времени.

Также образовательная программа школы может предусматривать преподавание одного или нескольких предметов на английском или другом языке ЕС.

Для других языков на базовом и профильном уровнях предусмотрена норма не менее 80% годового учебного времени на украинском языке. Эти требования не касается частных школ. Но они обязаны сделать так, чтобы ученики выучили украинский язык на уровне государственных стандартов.

Вместе с тем, коренные народы имеют право получать среднее образование на родном языке наряду с государственным на всех уровнях образования. Учиться на родном языке представители коренных народов и национальных меньшинств могут в отдельных классах. Их открывают при наличии 5 заявлений от учеников в классе.

Отметим, что здесь все согласно Закону об образовании, статьи 7. "В учреждениях образования согласно образовательной программе могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух или более языках -на государственном языке, английском языке, на других официальных языках Европейского Союза". Лицам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях образования для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, на языке соответствующего национального меньшинства.

Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых принадлежит к одной с украинским языком языковой семье, а также, проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык).

Там начальная школа также будет на языке меньшинства наряду с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Трудовой договор с учителями обязательно будет составляться в письменной форме. Максимальная учебная нагрузка установлена в объеме не более 27 учебных часов в неделю (1,5 тарифной ставки) по основному месту работы.

Проверка тетрадей, за которую учителя получают 10-20% надбавку, названа проверкой учебных работ – ведь, кроме тетрадей, учитель может проверять, например, выполненные проекты или презентации.

За заведование кабинетами информатики повышена надбавка 15-20%, за все другие кабинеты – 10-15%.

Предельная надбавка в 20% за работу в инклюзивном классе теперь вынесена в законопроект. Сейчас это предусмотрено только постановлением Кабмина.

Кроме того, учредитель имеет право установить другие доплаты за счет собственных поступлений.

Также в законопроекте четко определено, что оплачивать работу воспитателей групп продленного дня должны по образовательной субвенции (из нее получают зарплату все педработники).

Законопроект имеет два принципиальных нововведения.

Первое предлагает ввести педагогическую интернатуру: молодой учитель, с учебы придя в заведение, получит наставника, который будет консультировать, направлять и заниматься благополучием и развитием педагога. При этом наставник будет получать 20% доплату к зарплате за такую супервизию и будет лично заинтересован в успехе молодого учителя.

Второе - все учителя обязательно должны пройти курсы подготовки по домедицинской помощи, потому что «были случаи, когда дети по разным причинам угасали в стенах школы за считанные минуты, но ни медсестра, ни скорая просто физически не успевали оказать им помощь». Поэтому домедицинскую помощь должны уметь оказывать все учителя.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Родители, в случае если видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, могут инициировать проведение внепланового институционального аудита учреждения образования.

В новом документе также определено, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль во время выборов нового руководителя, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир