Без фейков и джинсы: Как технология блокчейн изменит журналистику

Журналисты могут выйти на новый уровень свободы и взаимодействия с читателем благодаря изобретению, которое лежит в основе биткойна

Алексей Шевнин
Заместитель главного редактора, редактор отдела "Экономика" "Деловой столицы"
Без фейков и джинсы: Как технология блок…

Depo.ua разобрался, как можно заменить неэффективную бизнес-модель медиа, основанную на рекламе, избавиться от цензуры и фейковых новостей с помощью технологии блокчейн, а главное – наконец-то свести журналистов и читателей на конкурентном рынке – как продавцов и покупателей.

Тексты на чужую музыку

Чтобы жить за счет рекламы, для прессы нужны высокие тиражи, а для интернет-СМИ – посещаемость. В частности, веб-редакции вынуждены подстраиваться под правила игры поисковых систем или соцсетей (тратясь на CEO и SMM). Стоимость рекламы в издании также зависит от его имиджа, но большинство ресурсов делают легкую ставку на посещаемость и в худшем случае генерируют пустой, но "кликабельный" контент. Здесь проблема именно в источнике дохода – рекламе, которая, кстати, может быть скрытой (джинсой). С точки зрения бизнеса, информировать, захватывать и удерживать читателя – промежуточная цель, а главная – конвертировать клики в деньги. Но рекламных доходов все равно не хватает, поэтому СМИ как бизнес бывают рентабельными не всегда, а в Украине вообще очень редко.

Второй вариант – еще хуже. Это модель работы информационных изданий как трибуны. В таком случае основным источником дохода для них является сам владелец, который хочет иметь инструмент влияния на общественное мнение. И это означает тенденциозность изложения, в худшем случае – гремучую смесь откровенной пропаганды и цензуры. Словом, кто платит, тот и заказывает музыку. Даже если владелец и рекламисты "танцуют" издание вскладчину, читателю достаются тексты, положенные на чужую музыку.

Это не означает, что все издания, которые работают "как трибуна", обязательно удовлетворяют прихоти владельца, зарабатывают на пропаганде и изнывают от цензуры. Есть компании, которые придерживаются стандартов журналистики и, если пропагандируют, то общечеловеческие (или хотя бы западные) ценности. В таком контексте стоит вспомнить BBC и Радио "Свобода". Правда, у них нет владельца-магната. Кроме рекламы, бюджет этих медиагигантов наполняют британские или американские налогоплательщики, соответственно.

Высокая цена

Получается, за настоящую журналистику люди должны платить сами, но платежеспособный спрос якобы очень ограничен. И хотя некоторые статусные издания, например The New York Times и Washington Post, продают свой веб-контент непосредственно читателям по подписке, большинство онлайн-СМИ просто не выдержат такой ставки на кошельки читателей.

Так какой же выход? Чтобы ответить, нужно понять, почему так произошло. Пока доступ к контенту можно сделать платным, но – для всех или бесплатным – но тоже для всех. В первом случае резко уменьшается аудитория, во втором – нет источника дохода "от читателя". А брать деньги только от тех, кто готов платить, не получится: никто не будет покупать прав доступа на материалы, которые можно увидеть бесплатно.

Важно, что даже читатели-подписчики за собственные деньги не могут прямо влиять на выбор тем и поощрять понравившихся журналистов. Конечно, СМИ ориентируются на вкусы своей аудитории, разрабатывают формы обратной связи, но читатели систематически не заказывают конкретные статьи.

Умные контракты

Наконец появилась возможность так запрограммировать сотрудничество журналистов с читателями, чтобы авторы получали вознаграждение непосредственно от тех, кому понравились их материалы, и сама интернет-аудитория определяла приоритетные темы. Запрограммировать – в прямом смысле слова.

Решение пришло, откуда и всем известный биткойн – первая и самая популярная криптовалюта, которая работает на блокчейне – цепочке блоков информации, объединенных и защищенных математическими алгоритмами. Все записи в ней одновременно "упаковываются" и рассылаются на компьютеры тех, кто присоединился к этой системе. Поэтому подделать данные о денежных переводах практически невозможно.

Но этот принцип можно использовать для любых массивов информации – от баз данных государственных органов до деловых сделок. В частности, в Интернете создана специальная система Ethereum, которая имеет одноименную криптовалюту, но прежде всего предназначена для заключения так называемых смарт-контрактов. Это программы, которые отражают определенные договоренности и работают с электронными кошельками (принимают деньги, решают, кому и сколько отправить и т. п.) по правилам, известными всем пользователям. Если в системе Bitcoin записываются данные о транзакции, то в Ethereum – еще и запрограммированы контракты, которые также нельзя подменить.

Кроме того, технология блокчейн дает возможность пользователям отслеживать все изменения в публикациях, что гарантирует сохранение прав на интеллектуальную собственность: любые правки в тексте создают новую публикацию, а в перепостах автоматически формируется ссылка на оригинал.

Рынок контента

В мире уже создают новейшие информационные системы на базе блокчейна. Так, норвежская компания Hubii, известная как агрегатор новостей с 50 млн подписчиков, запускает проект Hubii Network – децентрализованный рынок контента, не только статей, но и фото и видео.

"Идея заключается в том, чтобы создать здоровую экосистему, согласно которой контент-мейкеры смогут установить свои правила участия, дистрибьюторы получат доступ к постоянному потоку контента от создателей, а пользователи – доступ к желаемому контенту", – говорится в Белой книге компании.

Отношения между участниками рынка будут регулироваться смарт-контрактами. А для расчетов, в частности с авторами, специально выпущены "фишки" Hubiits12 (HUB) – это так называемые токены (с англ. "жетоны"), которые отличаются от криптовалюты тем, что принимаются в пределах конкретной онлайн-компании и по сути является долей в ней. На специальных биржах жетоны можно приобрести или обменять на разные валюты.

Итак, как все будет работать. Например, журналист, публикуя статью в сети Hubii, устанавливает для нее смарт-контракт на условие, что в случае просмотра этого текста Х раз он получит Y Hubiits. Читатели, принимая правила контракта, открывают материал. Как только наберется указанное количество просмотров – автору будет начислена оговоренная сумма в токенах. Журналист может отслеживать данные об использовании его контента в реальном времени. Смарт-контракты на основе реальных данных создаются с помощью специальной службы Oracle.

Авторы также смогут делиться частью своего заработка, например, с теми, кто распространяет их статьи. Разрабатывая контракт, журналист может пообещать процент от дохода за Х просмотров своего материала, созданных влиятельными блогерами, которые будут постить статью в своих соцсетях.

"Денежная транзакция основана на правилах, которые устанавливаются создателем контента и хранятся в блокчейне, они прозрачны для обеих сторон и не требуют посредника", - отмечают разработчики Hubii Network.

Кроме того, пользователи смогут по собственной инициативе отправлять авторам контента токены как благодарность.

Заказы без "заказух"

Похожий проект, названный Civil, запускают в США. Эта платформа также основана на блокчейне Ethereum, она позволяет участникам объединяться в так называемые ньюсрумы и станции. Здесь финансовые транзакции также пойдут через умные контракты, а расчетной единицей будет одноименный токен Civil (СVL).

Ньюсрумы будут создавать читатели, которые станут скидываться своими токенами на освещение конкретных тем. Чем больше финансирования пойдет на тему – тем больше авторов смогут за нее взяться. Журналисты, которые захотят приобщиться к ньюсруму, смогут подать соответствующую заявку, после этого за них проголосуют участники сообщества. Принятые авторы будут получать гарантированный в ньюсруме минимум токенов, а в случае хорошей работы – значительно больше: участники сообщества смогут поддержать их персонально. Если же читателям не понравится какой-то автор, они выгонят его из ньюсрума по результатам голосования.

"Редакции" с хартиями

А станции, напротив, будут создавать журналисты как место для распространения своих материалов. Они опубликуют хартию, в которой определят общую тематику станции и свои расценки. Для примера, авторы могут взимать плату за доступ к недельной колонке или брать деньги авансом на большой проект. Их успехи целиком будут зависеть от способности заинтересовать платежеспособных читателей. Чтобы создать свою станцию, журналисты должны себя зарекомендовать в одном или нескольких ньюсрумах. Там же можно популяризировать станции, получать инсайды и проверять факты.

Civil будет мотивировать контент-мейкеров объединяться: когда наберется команда для освещения темы, можно будет автоматически распределить будущую прибыль благодаря заключению смарт-контракта: например, 10% получит редактор, а 15% фотограф.

Отстрел фейков

Плюсом блокчейн-журналистики может стать направленность на фактчекинг - проверку фактов сообществом, которая должна предотвращать фейковые новости, плагиат и простые ошибки. Ожидается, что в Сivil и Hubii журналисты, заработок которых напрямую зависит от репутации, будут принципиально проверять информацию. Есть сомнения? Сообщество придет на помощь. Найдутся пользователи, которые проверят факты в обмен на жетоны. Для этого составляется смарт-контракт, по которому проверяющие разделят между собой определенный процент дохода от статьи. Выгоднее будет охотиться на фейки, а не плодить их.

Рост на токенах

Чем больше будут расти блокчейн-платформы контента, тем быстрее будет оборот токенов. Журналисты, скорее всего, станут продавать их в обмен на обычные деньги для жизни, в то же время другие участники захотят купить эти "фишки", которые будут обеспечивать доступ к контенту, право голоса и возможность заработать на фактчекинге.

Компания Hubii уже вышла с первичным предложением своих токенов в августе и таким образом привлекла инвестиции. А Сivil планирует это на начало следующего года. Кстати, известная венчурная компания, специализирующаяся на блокчейне, ConsenSys уже объявила о намерении вложить в этот проект $5 млн.

С помощью умных контрактов на блокчейне появляются и другие журналистские стартапы. В частности, с 2016 года работает "самоуправляемая" платформа для СМИ и соцсеть Steemit, в которой вознаграждаются не только посты, но и комментарии и даже лайки. А в январе 2018 года стартует проект PUBLIQ, цель которого – сводить без посредников читателей и авторов, заработок последних будет зависеть от репутации. Для расчетов предусмотрены соответствующие токены.

На пути медиареволюции

Несмотря на все, надеяться на скорую медиареволюцию не стоит. И дело не столько в сопротивлении владельцев традиционных СМИ – наиболее дальнозоркие из них уже посматривают в сторону блокчейна и даже заключают соглашения с Civil – есть понятные технические и, возможно, психологические преграды на стороне читателя.

Во-первых, чтобы подключиться к платформе типа Hubii или Сivil, нужно присоединиться к Ethereum и научиться работать с криптовалютами, в частности покупать их и отправлять через специальные электронные кошельки. Несмотря на взрывное развитие криптоэкономики, оборот виртуальных монет и токенов в общем потоке платежей пока незначительный. С другой стороны, пример Зимбабве и Венесуэлы в этом году доказал, что массовый переход на криптовалюту возможен.

Во-вторых, блокчейн со временем просто не вместит "тяжелые" данные, особенно видео, и придется использовать сторонние серверы. В Hubii предусматривают увеличение объема информации до петабайтов за считанные месяцы, а потому ищут партнеров.

"Полностью децентрализованные системы хранения являются несовершенными, поэтому обычные методы хранения неизбежны. Мы установим диалог с компаниями, которые хранят данные на основе технологии блокчейн, такими как Storj, Sia, Filecoin, Burst и Maidsafe, чтобы обсудить с ними условия предоставления нам пространства для хранения данных на каждом этапе для текста, аудио и видео", - отмечают в компании.

В-третьих, блокчейн-технология сама не знает, что происходит в реальном мире. Например, если условия смарт-контракта зависят от текущих курсов валют, то нужно, чтобы кто-то, кому можно доверять, вносил данные.

И наконец, в Интернете люди не привыкли платить за контент. И эта проблема стоит не только перед нашей, а и перед западной журналистикой, о чем свидетельствуют, в частности, разработчики Сivil. Однако здесь оптимизма больше. И вот почему. Пользователи Сети неохотно покупают то, на что они не влияют (например, обычный доступ к контенту), при этом за интерактивные сервисы и возможности люди готовы платить, особенно когда речь идет о небольших деньгах, которые удобно перевести, например, с помощью мобильного телефона. Примеры – покупка в соцсетях баллов для получения дополнительного функционала или онлайн-игры. Теперь сравним. Журналистский контент на таких платформах, как Hubii Network и Civil, должен быть дешевле, чем классическая предоплата, из-за гораздо более широкого охвата. И главное – читатель здесь будет иметь непосредственное влияние на информационную повестку дня, а значит, будет мотивирован тратить на это токены, тем более что их, как и криптовалюту, можно переводить через телефон.

Впрочем, у блокчейн-журналистики есть и другие вызовы. Люди склонны читать тех авторов и те издания, идеологию которых они разделяют. По этому же принципу в случае непосредственного выбора журналистов и заказа тем они смогут окунуться в тот контент, который соответствует их взглядам на мир, но, возможно, не отражает реальную картину, даже если в самих статьях не будет перекручиваний и пропаганды.

Несмотря на все преграды, у новых журналистских IT-проектов есть главное – потенциальный спрос. В 2018 году количество пользователей Интернета достигнет 3,8 млрд и прогнозируемо будет расти на 10% ежегодно. Ожидается, что уже в 2020 году медиаиндустрия в целом получит $2 трлн, и блокчейн-журналистике для начала достаточно схватить хотя бы малый кусок этого "пирога", чтобы закрепиться в информационном пространстве.

Алексей Шевнин

Фото: www.technative.io, EPA

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme