"Оскаровская гонка": Почему эпатажная трагикомедия "Фаворитка" получила десять номинаций

Картина Йоргоса Лантимоса "Фаворитка" наконец-то добралась до украинского проката, собрав целый ворох наград на кинофестах и десять номинаций на "Оскар"

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
"Оскаровская гонка": Почему эпатажная тр…

В копилке фильма - 10 из 13 номинаций премии Британского независимого кино и "Серебряный лев" Венецианского фестиваля. Исполнительница роли королевы Анны Оливия Колман получила кубок Вольпи за лучшую женскую роль и "Золотой глобус".

Рекордные 10 номинаций на "Оскар" делают картину одним из основных претендентов на главную кинопремию.

Снял "Фаворитку" греческий режиссер Йоргос Лантимос, известный артхаусными картинами "Лобстер" и "Убийство священного оленя". Несмотря на славу Лантимоса как слишком интеллектуального, и поэтому далеко не всем понятного художника, его новая работа получилась максимально приближенной к голливудскому массмаркету. Хотя обычным фильмом под попкорн ее, конечно, не назовешь.

Сюжет картины разворачивается в Англии начала XVIII века, во время войны с Францией за испанское наследство. На троне - королева Анна, последняя из Стюартов. Королева страдает от проблем с желудком и ногами и личной трагедии - женщина потеряла 17 детей. Утешение монархини - кролики, которых она называет своими детьми. Дела страны ее не особенно интересуют. Зато, несмотря на сопротивление оппозиции, править королевством пытается Сара Черчилль, герцогиня Мальборо - подруга детства, фаворитка и любовница Анны. Кажется, Сара держит двор в железном кулаке, но во дворец приезжает ее кузина Абигейл, которая начинает собственную игру. Собственно, вокруг отношений Анны, Сары (Рейчел Вайс) и Эбигейл (Эмма Стоун) и закручивается история.

Зритель оказывается в мире безнравственных придворных, черного юмора и недвусмысленных символов. Так, подъезжая к дворцу, Эбигейл шлепается лицом в грязь - авторы намекают, что остаться чистым при дворе получится вряд ли. А со временем Эбигейл, стреляя в птицу, забрызгивает ее кровью лицо кузины.

Пока идет кровопролитная война, придворные всячески превращают жизнь в бессмысленности - устраивая гонки гусей или забрасывая фруктами голого слугу. Несмотря на грубость некоторых сцен, режиссер избегает изображения насилия и порнографии - чернуха здесь в основном в головах.

С первого взгляда, картина посвящена линчеванию власти - и не только власти эпохи Стюартов, но и вообще любой власти любой эпохи. Сцены и смешны, и отвратительны, и трагичны одновременно. Ведь именно эти люди, которые прогрессируют в моральном падении, решают судьбу страны.

Но есть и гораздо более глубокий, философский план - поиск компромисса между желанием власти и потребности в любви, или любовь как форма совершенной, всеобъемлющей власти.

"У любви есть свои границы", - утверждает леди Мальборо в начале фильма. "Их не должно быть!" - отвечает ей королева. Собственно, к такой фантастической, безусловной любви и стремится Анна, лишенная возможности испытать это чувство от собственных детей. Ради нее королева закрывается от мира, который ежесекундно стремится разрушить ее утопию. Такой подход становится приговором для Анны - в стремлении к абсолюту королева разрушает близкие отношения и собственную жизнь. Но это приговор и для окружающих. Все, кто дает надежду на чувства, но не оправдывает их, превращается из людей в фон и... меняются на очередных кроликов.

Придворная пищевая цепочка не позволяет быть уверенным хоть в чем-то. Даже если ты, толкаясь локтями и пичкая ядом ближних, окажешься на верхушке, тебя все равно могут съесть со всеми хрящами.

Все три исполнительницы женских ролей получили номинацию на "Оскар". Актрисы воплотили образы безупречно, но если Рэйчел и Эми достались хоть и яркие, но стереотипные персонажи, героиня Оливии Колман - личность глубокая и нешаблонная. Актриса умело балансирует на грани гротеска, истерики и тихой трагедии. И ее игра выглядит почти стопроцентным "Оскаром".

В режиссерской работе немало новаторства - мощный визуальный ряд приковывает к экрану даже независимо от сюжета. Зрителю предлагается как бы тайно заглянуть за роскошные ширмы, хотя, по правилам двора, за такое и предусмотрено суровое наказание. Картинка эмоционально наполненна и очень эффектна.

А вот насчет главного "Оскара" за лучший фильм - перспективы сомнительные. Для мейнстримовского голливудского конкурса "Фаворитка" вышла слишком художественной, а некоторые любители выхолощенного "семейного" кино уже настрочили в отзывах, что фильм "гадкий" и "аморальный". Из-за любви американцев к дидактике представляется сомнительным, что главная статуэтка отойдет картине, которая абсолютно ничего не пропагандирует, ничему не учит, не дает никаких надежд и наоборот, фаталистически препарирует далекую от глянца человеческую природу.

Читайте также: "Оскаровская гонка": Получит ли "Зеленая книга" главную статуэтку

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme