Учительница-рэпер Ольга Халепа: Меня выставляли дурой, которая мешает учебе

В начале карантина Ольга Халепа, учительница биологии из Харьковской области, стала известной на всю Украину благодаря авторским урокам биологии в стиле рэп

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Учительница-рэпер Ольга Халепа: Меня выс…

Все — по школьной образовательной программе для разных классов. Рэп о лишайниках? Легко! Композиция об онтогенезе? Есть популярный ролик на YouTube-канале Ольги — о грибах (классических, а не тех, о которых вы могли вспомнить), собрал более 47 000 просмотров.

Благодаря новаторским подходам Ольга стала популярной, получила звание "Учитель года". Однако недавно в СМИ появилась новость — из Яковлевского лицея, в котором учительница проработала полтора десятка лет, ей пришлось уволиться. Причина — издевательства коллег.

Журналисты Depo.ua связались с Ольгой и записали с ней интервью: о творчестве, школьных перипетиях и планах.

Единственное, что можем сказать спойлером — новым био-трекам таки быть.

- Недавно появилось сообщение, что вы уволились из школы из-за издевательств коллег. Можете рассказать больше об этой истории?

— Все началось с приходом новой администрации в школу около 4 лет назад. Новая директор, при этом моя бывшая ученица, отнеслась ко мне и моей школьной деятельности отрицательно. Начались гонения. Проекты, которые существовали уже около 10 лет, начали становиться непригодными.

Например, в 2011 году мы с учениками тесно сотрудничали с сельским домом культуры и вместе основали конкурс "Школа имеет таланты". Идею позаимствовали у шоу "Украина имеет талант" — с его правилами, отборочными турами. Я разработала еще свои положения, и в течение 8-ми сезонов этот проект существовал. Было на самом деле круто, школа этим жила, готовилась. Несколько месяцев дети пели, танцевали.

При новой администрации конкурс закрыли как неуместный и нецелесообразный. Директор в этом решении нашла сторонников. Потому что во время подготовки шла нагрузка на классного руководителя: детей нужно было готовить, а на это нужны время и энергия. Нужно быть в курсе современных событий, трендов в музыке. Этого делать никто не хотел.

Поэтому вместо того, чтобы повышать свою планку и стараться, люди решили пойти другим путем: "Давайте мы все это запретим, и пусть та Елена Владимировна уже не "выпендривается". Выставили меня дурой, которая мешает учебе.

После был проект военно-патриотического воспитания. В 2014 году я основала волонтерскую организацию. Движение было просто сумасшедшим. Были разные встречи, начинали акции. Я ездила повышать квалификацию в Луганскую и Донецкую области. Была программа летнего оздоровительного лагеря военно-патриотического направления "Джура". Прошло все на одном дыхании, детям понравилось. Но и это под греблю от администрации: "Запретить, нецелесообразно, плохо, это никому не понравилось".

Доходило до того, что я не могла участвовать в каких-то внеклассных мероприятиях. Предписывалось педагогу-организатору, "чтобы Халепы там небыло, чтобы она не участвовала, ее слишком много".

Были к тому же публичные обзывания, замечания. "Ты плохой учитель, классный руководитель, тебя надо уволить, забрать часы, забрать класс". Все время какие-то замечания в журналах, выговоры — и так каждый день в течение последних 4-х лет.

- Неужели все так изменило появление одного человека?

— В этом коллективе я работала давно, и основной состав его не изменился. Мы нормально жили с этими людьми, делали совместные дела. Изменились обстоятельства — и те же люди изменились. Да, негатив, пожалуй, был и раньше, просто они не могли проявить позицию относительно моей деятельности. Когда пришла новая директор, началась травля сначала с ее стороны, и впоследствии у нее появились сторонники. Видимо, другие ценности или просто болезненное отношение к активным людям.

Но отношение изменялось, едва должна была приехать какая-то комиссия или гости, нужно было выступить где-то в районе. Когда припекало, мне говорили: "Ольга, вы же у нас такая единственная, сделайте, кроме вас никто не сделает". А у меня еще второе образование — организатор культурно-досуговой деятельности, и я в этой школе раньше работала педагогом-организатором 8 лет, то есть уже в этом имела опыт.

Ну я и таяла, потому что это мое любимое дело. Но потом все возвращалось на круги своя: "Вы не проводите с детьми уроки, вы танцуете, вы всем мешаете, чего вы высовываетесь".

В последний год доходило до абсурда, мне запрещали общаться с учениками других классов относительно внеклассной деятельности. Приходят ко мне ученики из другого класса, и говорят: "Ольга Владимировна, помогите нам сценку подготовить" или "Помогите с танцем". И начиналось: "Не ходи к другому классу, не общайся, не мешай, ты не права". Такие дела.

- Так ваше увольнение с вашим творчеством, уроками в рэп-стиле напрямую не связаны?

— Это связано с творчеством целом, с активной деятельностью, учитывая отношение к ней администрации, но не с последним творчеством, собственно рэпом. В тот период в школе я бы уперлась в стену: дальше мне развиваться не давали, и я не знала, куда идти. Просто приходила, отрабатывала добросовестно свои часы и все. Не могла ничего создавать.

- А как вообще пришло в голову записывать уроки в стиле рэп?

— Когда началось дистанционное обучение, и прошло где-то 2 недели, то администрации уже было не до меня. Тогда вообще была растерянность, родители уже начинали ругаться из-за качества обучения.

А ко мне пришло понимание, что я могу делать сейчас все, что захочу. Меня не вызовут на совещание, не попробуют унизить при всех. Вот я дома, вот моя голова, мои знания, моя фантазия и мои идеи. По ту сторону экрана — дети. И так возникли уроки на природе, а впоследствии — и рэп-уроки.

- Как в селе к такому творчеству отнеслись? Традиционно, сообщество здесь кажется более консервативным, в том числе во взглядах музыки ...

— Восприняли по-разному. Лучше из взрослых — родители тех учеников, для которых, собственно, они и делались. Особенно при дистанционном обучении, ведь родители тоже приложили немало усилий, чтобы адаптировать детей к новым условиям. И поэтому они вместе с учениками учили уроки, просматривали ролики и на собственной шкуре почувствовали, что это классно и работает.

Большое количество людей воспринимало очень положительно, особенно после огласки в СМИ. Ведь благодаря этому о нашем селе услышала вся страна, и этим надо гордиться.

Хотя в начале создания видео вменяли мне, в основном онлайн, из-за качества звука. Но на дровах, со слабыми телефоном и ноутбуком сделать что-то качественное трудно. Впоследствии мне подарили микрофон-петличку, по крайней мере со звуком стало получше.

- Как насчет успешности класса, усвояемости материала учениками в такой подаче. Заметили ли вы разницу? Улучшились показатели?

— Мне трудно оценить. Я планировала после того, как 1 сентября вернусь в школу, получить от учеников четкую обратную связь. Что они запомнили, что поняли. То есть проанализировать ситуацию вживую. Планировала проводить эксперименты: вот видеоролик, вот задача, а затем — оценка результата. Но, к сожалению, свой последний урок я провела 2 сентября, а 3 сентября уволилась.

- Вернемся к школьным перипетиям. Как родители реагировали на закрытие проектов?

— Когда я ушла, родители были возмущены. Потому что хотя сейчас мы говорим о буллинге в отношении меня, но это была общая картина. Это касалось и образовательных, и технических работников, и учеников. Соответственно, и качество обучения ухудшилось. Внеклассная деятельность практически была на нуле.

Летом был скандал, не только с участием родителей, но и местных предпринимателей, власти. К нам приезжали из ТСН. Директора просили уйти. Но она заявления так и не написала. И война шла все лето, и ничего с ней не могли сделать исключительно из-за несовершенства нашего украинского законодательства (директора лицея Юлию Вакуленко обвиняли в том, что школа не готова к учебному году, хотя родители постоянно сдают деньги на ремонт, при этом куда идут средства, неизвестно, — ред.).

Тогда еще из школы ушли около 30 учеников, а по состоянию на сегодня из 90 учеников в школе более 50 перевелись в другую школу. Не хотели учиться у таких педагогов и под таким руководством. Нас спасла опорная школа, хотя сначала мы были вообще против опорных школ — считали, что у нас достаточно сил и опыта для всего цикла обучения.

Вот с этой школой договорились, они приняли наших учеников. Сейчас отремонтировали дороги, есть два замечательных автобуса, и наши ученики ездят теперь, учатся в нормальном, здоровом коллективе. Занимаются внеклассной деятельностью, развивают свои таланты.

- В одном из интервью вы также упоминали, что на место учителя биологии до сих пор не нашли замены ...

— Да. Когда-то стоял вопрос о другом учителя биологии, то, извините, какой дурак пойдет в тот ад. И опять же касательно несовершенного законодательства. Новый закон об образовании говорит, что любой человек с высшим образованием имеет право преподавать ученикам. Так и получилось. Вместо поиска нового специалиста, директор просто отдала учительнице зарубежной литературы мои часы естествознания и биологии, в которых она ничего не понимает.

Более того, когда попытался устроиться молодой учитель биологии, то учительница отказалась отдавать те часы. Учитель физики в то время начала вести еще и уроки химии.

Им говорили: "Понимаете, уважаемые, это не ваши предметы, вы не можете вести, потому что не понимаете их. Особенно если говорить о 9,10,11 классах, где идут серьезные и сложные вещи". Они ответили: "Мы ничего не отдадим, нам тоже надо зарабатывать деньги". И без заявления учителя у него при тарификации нельзя те уроки забрать.

Вот какое отношение этих учителей к обучению и воспитанию учащихся. И в этом коллективе я работать дальше просто не могла.

- А как насчет администрации и решения конфликта? Удалось чего-то добиться?

От директора избавились. Собралось все село, собрались общественные слушания в нашем доме культуры, приехала местная власть, и предложили: чтобы избавиться наконец от этого позора, согласно действующему законодательству, нужно понизить нашу школу в степени, чтобы она стала 9-леткой. Тогда автоматически директор сокращается и на его место нужно брать уже другого директора, филиал опорной школы. Таким образом ее и ее заместителя уволили. Это было в конце 1 семестра. Я ушла из школы еще в сентябре.

- С прошлым понятно. А чем сейчас занимаетесь? Планируете и в дальнейшем записывать рэп-лекции?

Сейчас продолжаю делать уроки для учащихся в рэп-стиле. Также я начала вести рубрику "Рыжая биология" для младших школьников и дошкольников. Снимаю ролики на природе и доступно объясняю ученикам о каких-то объектах и процессах.

Еще одна новая рубрика — биологические сказки и рассказы под названием Биожиза. Они — для детей от 6 лет и до бесконечности. Для всех, кому интересно весело изучать биологию. Посмотрю, что получится.

Сотрудничаю с издательством, возможно они примут эти рассказики, чтобы создать книгу.

Развиваю ютуб и телеграм-каналы. Готовится к печати мой историко-патриотический роман об истории нашего села и заселении нашего края. В общем, работы хватает.

- В школу пока не планируете возвращаться?

— Я очень разочарована в этой системе образования вообще. Она не защищает учителя. А когда пытаешься себя защитить, то хоть в Киев пиши. Киев это возвращает на Харьков, Харьков в отдел образования соответствующий, а там уже вопрос в отношении этого отдела к тебе и директору".

Я бы также хотела добавить, что мое увольнение не является чем-то таким ужасным. Это не значит, что я жертва. Я все время проявляла сопротивление позорному отношению ко мне. Я просто уперлась в стену непонимания и определенной педагогической деградации и приняла решение. Я должна идти дальше и развиваться. Поэтому это шаг вперед, эволюция. Я решила, что принесу больше пользы именно такой деятельностью, чем просто растрачивать напрасно свои здоровье и достоинство.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme