Обслуживание на украинском: Что изменится с сегодняшнего дня

"В Украине всех заставят говорить только на украинском языке", — кричат заголовки "ватных" изданий. Но так ли это, и какие изменения ждут украинцев?

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Обслуживание на украинском: Что изменитс…
Фото: УНИАН

 

 

Сегодня вступает в силу статья 30 Закона Украины "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", в которой говорится об обязательствах перехода сферы обслуживания (при вербальном и невербальном общении с клиентами) на государственный язык.

Что это означает на практике?

В библиотеке или кафе, в ресторане или кинотеатре, в салоне красоты, в банке, в супермаркете, на шиномонтаже или на АЗС производители, продавцы, исполнители и вообще любые поставщики услуг должны общаться на украинском, независимо от формы собственности компании.

То же самое касается интернет-магазинов. Исключение может быть сделано по личной просьбе клиента: тогда персональное обслуживание будет происходить на другом языке.

Подаваться на украинском, помимо прочего, должна информация на ценниках и маркировках, в инструкциях, билетах, меню, технической документации.

В частности речь идет о названии товара или услуги; информации об основных свойствах товара или услуги, или же составе и энергетической ценности (если речь идет о пищевом продукте), количестве товаров, их массе и объеме, условиях использования и предостережениях относительно применения; сведениях о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с требованиями нормативно-правовых актов и нормативных документов и противопоказаниях по применению. То же касается сведений о хранении, гарантийных условиях от производителя, и вообще любой информации о продукте.

Собственно, касательно маркировки продукции на украинском нововведений практически нет — эти пункты давно требуются Законом Украины "О защите прав потребителей".

При этом отметим, что информация о товарах и услугах на украинском может дублироваться иностранными языками (в наших реалиях это скорее означает, что русскоязычные сайты продублируют свои страницы на украинском). Впрочем, хотя статья и не уберет другие языки с полок и веб-страниц, она призвана обеспечить объем информации на украинском не меньше установленного законом о защите прав потребителей.

"Страшные" штрафы

Штрафы за нарушение вышеперечисленных требований составят от 5100 до 6800 гривен. Сумма незначительна для компаний, и ощутима для среднестатистического украинца.

Так как это будет выглядеть? Если я буду говорить с клиентом на русском, то он на меня пожалуется, и мне придется платить многотысячный штраф?

На самом деле, подобного развития сценария не стоит бояться — закон очень мягок в плане штрафных санкций как для физических лиц, так и для предприятий. Проблемы могут возникнуть разве что в случае, если вы "принципиально русскагаварящий гражданин", а также на требование говорить с клиентом на украинском отказываетесь это сделать.

К тому же, выплату штрафа будут требовать только в случае повторной жалобы. В первый раз — предупреждение. Во второй — деньги. Ну и платить (по идее) штраф будет не физическое лицо, а компания (хотя в наших реалиях не исключены вычеты штрафных санкций компаниями из зарплаты сотрудника).

Должен ли я говорить на украинском в магазинах/кафе и т.д.?

Если вы клиент, то вас никто не обязывает говорить на украинском. Согласно ст. 2 Закона о языке, в своем частном общении или во время религиозных обрядов можно использовать любой известный (и неизвестный) вам язык.

Идете в магазин и просите у продавца пакет? Делайте это хоть и на клингонском. Но предоставитель услуг должен ответить вам на украинском.

Как будут наказывать нарушителей?

Согласно ст. 57 Закона, если клиента не обслуживают на украинском, то языковым омбудсменом или его представителем должен быть составлен акт об осуществлении контроля, объявлении предупреждения с требованием устранения нарушений в течение месяца со дня составления акта.

И только в случае повторного нарушения в течение года будет составлен протокол и наложен штраф — от 300 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (ранее указанная сумма в 5100 — 6800 грн).

Мне отказали в обслуживании на государственном языке. Что делать?

С 16 января, если вам отказывают в обслуживании на государственном языке — это нарушение закона.

Сначала вы можете попробовать решить ситуацию прямо на месте, обратившись к руководителям работника, отказавшегося от обслуживания на государственном языке, или же на "горячую линию" компании, если речь идет, например, о торговых сетях.

Если это не помогло, вам необходимо:

- Зафиксировать факт отказа (это может быть аудиозапись или видео, подойдут также письменные свидетельства присутствующих во время отказа).

- Зафиксировать информацию о субъекте хозяйствования (название, локацию, контактные данные)

Имея вышеперечисленные данные, вы можете обратиться с жалобой к Уполномоченному по защите государственного языка.

В письме нужно указать:

- фамилию, имя, отчество

- Ваше место проживания

- Описание ситуации

- Дату и подпись

Если речь идет об электронной жалобе, добавьте к заявлению ваш e-mail. При этом в режиме онлайн подпись с вас не потребуют.

Обратите внимание, что подавать жалобу можно не позднее 6 месяцев после происшествия.

Куда отправлять жалобу?

Оффлайн-письмо можно отправить по адресу: 01001, г. Киев, переулок Музейный, 12

Для подачи жалобы онлайн присылайте ее на электронную почту: [email protected] или [email protected]

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme