Жертвы абитуриентов: Действительно ли государство уничтожает региональные вузы

Новая система поступления в вуз вызывает немало нареканий. Ведь абитуриенты идут в вузы, которые занимают лидерские позиции. Другие, не столь культовые заведения, испытывают дефицит новой крови

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Жертвы абитуриентов: Действительно ли го…

Списки госзаказа в вузы МОН обнародовало еще в апреле.

Разница между квотой мест на одну и ту же специальность между разными вузами оказалась значительноой. Например, согласно документу, Винницкий педагогический университет мог набрать на бюджет 36 учителей украинского языка и литературы, Киевский педуниверситет – 44, а вот Нежинский – лишь 18, а Ровенский гуманитарный – 13.

На факультете "Инженерия программного обеспечения" в Одесском национальном университете бюджетникам выделили 55 мест. В Киевской политехнике – 267, в Львовском – 127.

В ЛНУ им. Франко государство согласилась обучать 218 первокурсников по специальности "Право". В Одесской юридической академии -732, в Национальном юридическом университете им. Ярослава Мудрого в Харькове - аж 1274, а вот в НУ "Острожская академия" – 31.

ЧЕТЫРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРА

Пока систему действительно пытаются приблизить до пресловутого "деньги ходят за студентом".

Сначала государство определяет объем госзаказа на разные специальности. В частности, в этом году оплатили больше студенческих мест для будущих педагогов, физиков, математиков, специалистов по микро- и наносистемной технике, биотехнологии, биоинженерии и атомной энергетике. Также увеличили госзаказ на аграрные специальности. А вот экономистов, юристов и работников туристической отрасли, наоборот, будут готовить меньше.

Далее каждый вуз самостоятельно определяет объем госзаказа, который затем утверждает государство. По правилам, этот показатель может превышать прошлогодний на 10%, если в 2017-м вуз смог набрать максимальное количество студентов. То есть, если в прошлом году вуз определил и ему одобрили квоту в 50 бюджетных мест, а первокурсников тоже пришло 50, в этом году он может подавать заявление уже на 55 бюджетников.

Если же вуз набрал 49 или меньше, в 2018-м вновь может претендовать максимум на 50 студентов.

При этом, в случае популярности вуза среди выпускников с самыми высокими баллами квоту госзаказа для заведения могут увеличить. Так, по данным МОН, в этом году больше всего дополнительных мест получили Львовский национальный университет им. Франко (391), Киевский политехнический институт им. Сикорского (351), Днипровская политехника (189), Львовская политехника (184) и КНУ им. Тараса Шевченко (165).

Также хорошие результаты продемонстрировали Национальный университет биоресурсов и природопользования (163), Харьковский национальный университет им. Каразина (153), Киево-Могилянская академия (146), Харьковский национальный экономический университет им. Кузнеца (138) и Харьковский национальный университет радиоэлектроники (94).

"Эти результаты свидетельствуют, что в Украине сформировалось 4 крупных университетских центра. Центральный – город Киев, который имеет 27,7% от общего количества госзаказа, восточный – Харьковская область – 12,5%, Южный, формируется двумя областями – Днепропетровская - 6,2% и Одесская область -5,1%, то есть 11,3%, и Западный – Львовская область – 11,2% от общего количества госзаказа. То есть если смотреть по стране, то региональное присутствие государственного заказа является пропорциональным", – отметила Лилия Гриневич.

Впрочем, хоть государственные деньги и действительно концентрируются не только в Киеве, даже в предоставленной МОН картн видны области, которые остались с минимумом инвестиций.

"ОБРАЗОВАНИЕ РАЗМЫВАЕТСЯ, ГОРОД ПРИХОДИТ В УПАДОК"

Такой статус кво нравится далеко не всем. В частности, в конце прошлого года Совет ректоров вузов Одесской области обратилась в МОН с предложением изменить систему, распределив бюджетные места пропорционально госзаказу в регионах.

В МОН одесситам отказали. Пояснили, что предложенный порядок противоречил бы действующему законодательству, где четко акцентировано, что украинцы имеют право на свободный выбор вуза.

Мол, региональным вузам и так дали фору. Ведь сейчас при поступлении действует так называемый региональный коэффициент, когда в зависимости от области, полученный балл умножается на 1,02 или 1,04 (для столичных вузов остается неизменным).

Впрочем, одесские ректоры продолжают бить тревогу.

"Вузы – это градообразующие элементы. Если размывается высшее образование, город приходит в упадок. Совет ректоров третий год добивается, чтобы система широкого конкурса учитывала местные особенности. Одесские вузы не могут конкурировать со львовскими. Мы не будем обсуждать, почему у абитуриентов Львовщины наивысший балл. Одесские вузы должны бороться за абитуриентов Юга Украины . Если разрушать высшую школу Юга Украины – мы долго не выдержим", - отметил ректор Одесского государственного экологического университета Сергей Степаненко.

По мнению противников существующей системы, большинство региональных вузов попадает в замкнутый круг. Сейчас они не могут достичь уровня, например, главных образовательных заведений Львова и Киева, поэтому абитуриенты их не выбирают. А без денег и студентов стать лучшими у них мало шансов.

Существует немало взглядов на решение проблемы. Например, научный сотрудник, преподаватель и образовательная активистка Светлана Вовк считает, что для сохранения региональных вузов нужны планы с установленными приоритетами и условиями господдержки - целями, задачами, качественными и количественными показателями.

"Проблему невостребованности и безработицы преподавателей по критическим для структуры экономики специальностям можно решить путем предоставления стипендий/компенсаций на время своеобразного "простоя". Его можно использовать для повышения квалификации, написания учебной литературы, создания видеокурсов и других продуктивных направлениях", -пишет г-жа Волк.

Научный сотрудник обращает внимание на то, что система высшего образования страдает из-за отсутствия контроля.

"Учебный процесс отсутствует в большинстве частных учебных заведений и происходит фрагментарно в государственных. В последних на зиму он прекращается и заменяется на удаленное обучение, что является фикцией. Итак, большинство средств расходуются на поддержание инфраструктуры и администрации. Стоит начать мониторинг учебного процесса в вузах, потому что, вероятно, это одна из крупнейших существующих афер: студенты не ходят на учебу, преподаватели не учат, хотя получают зарплату, ректоратам лучше, потому что средства из бюджета получают и экономят как могут", - рассказала нам активистка.

Некоторые придерживаются мнения, что для развития региональных вузов имеют значение не только выделенные государством деньги, но и менеджерские способности и мотивированность коллектива, поэтому госзаказ - не единственный источник финансирования.

"Сегодня госзаказ идет за теми абитуриентами, которые по баллам ВНО получили право на обучение за средства госбюджета. То есть они "приносят" с собой места госзаказа в избранные вузы. Это система довольно честной конкуренции. Студенты и их родители, которые являются потребителями услуг, ориентируются на качество высшего образования. Они изучают репутацию заведений и пытаются поступить в те вузы, которые, по их мнению, являются лучшими или наиболее оптимальными для них. Закономерно, что некоторые заведения проигрывают такую конкуренцию. Они могут быть недовольны ситуацией, и это вполне логично", - отметила в комментарии Depo.ua Государственный эксперт директората высшего образования в МОН Елена Панич.

Но, на взгляд эксперта, реакция таких заведений не всегда рациональна.

"Ситуацию стоит воспринимать как вызов. Даже больше: информацию об уровне заинтересованности в обучении в конкретном вузе следует учитывать для формирования стратегии заведения. Многим вузам надо модернизироваться. Но популярные заведения не всегда подвержены изменениям, потому что они и так набирают студентов. А вот непопулярные должны уже сейчас позаботиться о будущем своих программ, сделать их лучшими и таким образом более привлекательными для абитуриентов", - акцентировала Елена Панич.

По мнению члена научно-методического совета при МОН, профессора Владимира Бахрушина, поддерживать вузы нужно, но выборочно.

"Надо, в первую очередь, поддерживать ведущие вузы в каждом регионе, особенно специальности, которые являются критически важными для их развития . В частности, это касается отрасли Образование/Педагогика, специальностей, которые обеспечивают поддержку и развитие инфраструктуры и коммунального хозяйства", - утверждает эксперт.

По его словам, для устойчивого развития государству необходимо сбалансированное развитие регионов, а значит, и наличие необходимых для этого специалистов. Впрочем, в отдельных регионах специалистов по одной специальности готовит более десятка вузов.

"Они только мешают друг другу и распыляют ресурсы. В некоторых качество образования не выдерживает никакой критики. В таких случаях стоит стимулировать процессы консолидации ресурсов, применяя, где нужно, меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством. Подготовку специалистов по некоторым ресурсоемким специальностям (физика, атомная энергетика, ...) следует концентрировать в одном или небольшом количестве заведений, которые способны объединить потенциал с потенциалом научных институтов НАН, отраслевыми научными и проектными учреждениями, предприятиями соответствующего профиля", - акцентирует профессор.

Добавляет, что для большинства других специальностей нужно не столько спасать региональные заведения, сколько стимулировать их повышать конкурентоспособность, развивать инфраструктуру городов и регионов, создавать рабочие места, прежде всего, по новым профессиям, востребованным в обществе знаниям, повышать уровень жизни населения. А также - стимулировать финансирование отдельных учреждений и специальностей за счет расходов региональных бюджетов.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme