Летать по Украине: Готовы ли аэропорты страны к амбициозным планам Криклия

Мининфраструктуры стремится втрое увеличить авиамобильность граждан, и для этого собирается ликвидировать НДС на внутренние перевозки. А бюджетный комитет парламента планирует выделить 1 млрд на строительство аэропорта в Днепре. Но в каком состоянии ныне уже построенные воздушные ворота страны? И что необходимо, чтобы реализовать амбициозные планы Кабмина?

Летать по Украине: Готовы ли аэропорты с…
ФОТО: сайт аэропорта "Борисполь"

На совместном брифинге с директором Ryanair Дэвидом О'Брайаном министр инфраструктуры Владислав Криклий анонсировал открытие нового направления из аэропорта Херсона в Краков и сообщил, что пригласил лоукостера выйти на украинский рынок внутренних перевозок. О'Брайан отметил, что компания собирается открыть 43 маршрута из Украины.

Впрочем, внутренние перелеты на данный момент – сфера неразвитая. В частности, по данным avianews, зимой 2019-2020 украинские авиакомпании будут выполнять 156 внутренних рейсов в неделю. 154 из них – в или из аэропортов Киева. Лишь два будут осуществляться между хабами Львова и Харькова. Динамика тоже не радует, ведь в итоге рейсов станет на один меньше. К тому же, 67,3% внутренних перелетов выполняет МАУ.

Но есть и поводы для оптимизма. Например, нардеп из "Слуги народа" Сергей Демченко анонсировал строительство в Днепре нового аэропорта.

"Бюджетный комитет Верховной Рады внес отдельной строкой в законопроект Госбюджета-2020 программу проектирования и строительства Международного аэропорта "Днепр". На это запланированы 1 млрд грн. Думаю, что никаких препятствий не будет, и депутаты проголосуют за развитие Днепра. Строительство нового аэропорта – это не только масштабно. Это большой успех для всей Днепропетровской области", – акцентировал парламентарий.

Напомним, планы по строительству нового аэропорта подтвердил и Владимир Зеленский во время пресс-марафона.

"В 2020 году мы будем строить аэропорт, и не только в Днепре", – отметил президент Украины.

А бизнесмен Александр Ярославский заявил, что готов выделить 70 млн евро на сооружение нового терминала.

Впрочем, некоторые из уже работающих воздушных хабов также требуют бюджетных вливаний.

Depo.ua проанализирует проблемы и перспективы сферы внутренних авиаперевозок в целом.

Без денег и "Боингов"

В частности, с 2016-го пассажиропоток украинских аэропортов увеличивается в среднем на около 20% в течение года, правда безоблачным существование аэропортов не назовешь.

Кроме того, в июне этого года компания SkyUp приостановила рейсы в аэропорту "Полтава" из-за неудовлетворительного состояния взлетно-посадочной полосы. В следствие этого от полетов в город отказалась туристическая компания Join Up.

Впрочем, у полтавчан есть надежда на улучшение. В аэропорту хотят построить грузовой терминал и параллельно привести в порядок взлетно-посадочную полосу аэродрома. Реализуют проект в партнерстве с литовцами.

Из ближайших планов – приобретение спецавтомобиля для противоледовой обработки воздушных судов за сумму 8 млн. Кроме того, с ноября в аэропорту будут базироваться 27 вертолетов Ми-8МТВ-1.

Аэропорт в Ровно собираются передать в концессию. Впрочем, на решении создать конкурсную комиссию дело остановилось. Ведь для проведения конкурса необходима оценка имущества, а без денег ее не проведешь. Тем временем у руководства аэропорта актуализировались и другие проблемы. В частности, глава Ровенской ОГА Виталий Коваль стремится расширить список компаний, которые обслуживаются в аэропорту, но, например, обслуживать "Боинги" аэродром пока не способен. Для этого нет специальной техники, а кроме того, до сих пор не починили рулежную дорожку, которую собирались привести в порядок еще весной.

Между тем, проблема в целом актуальна для внутренних перевозок: чтобы сделать рейс выгодным для перевозчика, нужны крупногабаритные самолеты, условий для которых нет.

На днях глава Закарпатской ОГА Игорь Бондаренко в интервью "Укринформу" обозначил желание построить новый аэродром в Мукачево.

"Оно по всем параметрам лучше подходит для аэропорта, чем Ужгород. А кроме того, в Мукачево для аэропорта есть 300 га земли. Где вы еще сейчас на Закарпатье найдете такую площадь? Относительно аэропорта — это моя принципиальная позиция, на Закарпатье он нужен именно в Мукачево", – отметил чиновник.

О намерении начать строительство уже в следующем году заявляли и в Мининфраструктуры. Реализовывать проект собирались вместе с Минобороны.

Что же касается ужгородского аэродрома, с ним проблемы возникают постоянно: его взлетно-посадочная полоса заходит на территорию Словакии, из-за чего возникают постоянные юридические коллизии. Договор о воздушном пространстве между странами помог временно уладить ситуацию, но срок его действия истек. В течение трех лет аэропорт находился практически без работы. Только в марте 2019 в аэропорту приземлился первый самолет за указанный период.

А вот аэропорт в Хмельницком вообще не работал с 2012-го. Впрочем, два года назад утвердили программу по восстановлению его работы. В аэропорту сделали ремонт и восстановили водоснабжение.

Удастся ли снизить цену

Отмена НДС на внутренние рейсы – перспектива положительная. Впрочем, идея далеко не новая. Ее озвучивал еще одиозный Борис Колесников, находясь на должности министра инфраструктуры. По его планам, освободить перевозчиков от налога власть должна была еще в 2013-ом.

Непосредственный предшественник Криклия Владимир Омелян утверждал, что работает над отменой НДС вместе с нардепами.

"Если нам удастся это сделать, то это еще один шаг вперед для удешевления авиаперевозок для граждан Украины, для запуска региональной авиации", – заверял глава ведомства.

Нововведение могло бы предоставить возможность перевозчикам снизить цены на билеты на 20%, хотя без привлечения новых лоукостеров для внутренних перелетов останется актуальной ситуация, когда слетать в Польшу значительно дешевле, чем, например, из Киева в Одессу.

В частности, сейчас билет между указанными городами в одну сторону у МАУ будет стоить от 1500 грн.

У SkyUp, ситуация более оптимистичная. В ней взять билет из Киева во Львов можно за сумму 500 грн, что в некоторых вариантах дешевле, чем воспользоваться "Укрзализныцей".

Слетать из столицы в Одессу уже в октябре можно за 749 грн.

Впрочем, наименований внутренних рейсов у перевозчика не так много.

А при условии практически полного отсутствия конкуренции надеяться на хоть какое-то снижение цены – слишком оптимистично.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme