Куда сбежали маршрутки: Как в Запорожье "дохозяйствовались" до транспортного коллапса

В пятницу, 20 октября, исполком Запорожского горсовета должен был повысить цены на проезд на автобусных маршрутах, но не стал

Журналист региональной редакции Depo.Запорожье
Куда сбежали маршрутки: Как в Запорожье…

Накануне заседания исполкома, на котором должны были повысить - в среднем на гривну - цены на проезд в автобусах и маршрутках, городской глава Запорожья Владимир Буряк заявил, что рассмотрение этого решения будет отложено. Как ни странно, заявление безумной радости у запорожцев не вызвало, ведь сегодня на повестке дня у горожан стоит вопрос не о том, сколько платить за проезд, а как вообще попасть в маршрутку. В утренние и вечерние часы пик в Запорожье в последнее время происходит настоящий транспортный коллапс: жители спальных микрорайонов не могут вовремя добраться до работы, а вечером вернуться домой.

Городская власть признала проблему недавно. Оказалось, что маршрутных такси на утвержденных маршрутах действительно не хватает. Примерно трети. В частности, при обследовании 62 маршрутов мониторинговая группа мэрии недосчиталась 130 транспортных средств, которые должны были бы быть там в соответствии с договорами, заключенными с перевозчиками.

В транспортном управлении горсовета однозначного ответа на вопрос, куда делись маршрутки, не дают. Начальник городского управления транспорта Александр Власюк говорит, что маршрутки начали исчезать с улиц постепенно - после того, как городскими властями была начата борьба с нелегальными перевозчиками. Еще одна причина, по мнению Власюка - безвиз, из-за которыого запорожские водители якобы подались на заработки в страны ЕС. Не исключает руководитель транспортного управления и того, что автоперевозчики сокращают количество транспортных средств из-за низкого тарифа на перевозку. Стоимость проезда в запорожской маршрутке - 4 грн. По словам Власюка, едва ли не самая маленькая в Украине.

Сами водители соглашаются, что транспортный коллапс возник потому, что с улиц убрали "нелегалов" и из-за низкого тарифа. Кроме того, говорят, что маршрутчиков "испугали" заявления власти о том, что маршрутки на улицах Запорожья постепенно заменят большими автобусами. И такие заявления действительно звучали. Причем требовали этого сами запорожцы - петиция с требованием убрать с улиц не предназначенные для пассажироперевозок Mercedes Sprinte и Volkswagen LT за считанные дни набрала необходимое количество подписей. В горсовете заявили, что это будет сделано в течение двух-трех лет. "Если решили убирать маршрутки, то, вероятно, кто-то из автоперевозчиков уже не видит смысла работать, вкладываться в эти маршрутки. Покупать другой транспорт, возможно, тоже не готовы, ведь для этого надо быть уверенным, что это будет выгодно", - предполагает один из водителей-"частников" по имени Александр и добавляет, что перед тем, как "распугивать" маршрутчиков, надо было учесть возможные негативные последствия и предотвратить их.

Его коллега Сергей вообще не верит, что большие автобусы смогут вытеснить маршрутки с запорожских дорог, а также сомневается, что на них найдут водителей.

"Да, они составят нам конкуренцию, но возить большими автобусами им (коммунальному автотранспортному предприятию, - Ред.) будет не выгодно, они очень затратные, себя не окупят... Если бы были большие зарплаты на больших автобусах, уже бы работали на крупных автобусах. А так... Как обещают одно, а платят совсем другое, люди и уходят оттуда", - рассказал Сергей.

Не отрицает "паники" среди маршрутчиков и начальник городского управления транспорта.

"Народ гневно требовал убрать "Спринтеры" с улиц, и вот сейчас дошли до того, что и "Спринтеров" не хватает... Эта программа (программа городских властей по замене маршруток большими автобусами, - Ред.) наделала шума среди перевозчиков, немножко паники добавила, и народ потихоньку начал снимать свои маршрутки с маршрутов", - говорит Власюк.

Тем временем в мэрии уже уверяют, что не собирались вытеснять частных перевозчиков с маршрутов - долю муниципального транспорта доведут до всего лишь 33%, однако заставят маршрутчиков "играть по правилам", в частности, покупать средние и большие автобусы.

"Если перевозчик планирует работать в Запорожье долго и продуктивно, инвестирование в бизнес, закупка средних и больших автобусов будет неизбежностью. Поэтому я говорю перевозчикам: не надо тянуть и ждать, что город отступит и все будет как раньше. Нет. Система будет меняться. В результате реализации городской программы планируем выйти на долю в 33% коммунального транспорта в общей системе общественного транспорта. А от частного бизнеса будем требовать увеличения доли средних и больших автобусов", - заявил городской глава Запорожья Владимир Буряк.

А в качестве "наказания" для автоперевозчиков с рассмотрения исполкома был снят вопрос о повышении стоимости проезда. "Город должен иметь гарантии, что предприятия выполняют условия договоров. Нужно снять напряженность с перевозкой пассажиров, транспортным обслуживанием спальных микрорайонов. Только после этого мы сможем вернуться к вопросу о повышении стоимости проезда, которая сегодня у нас самая низкая среди областных центров Украины", - предупредил Буряк.

Вернуться к вопросу повышения стоимости проезда могут в ближайшее время. Принимая во внимание тот факт, что поднимать тариф собирались с 1 ноября, для кошельков запорожцев это ничего не изменит. Однако людей интересует не подорожание на гривну, а возможность воспользоваться маршруткой: смогут ли обеспечить это автоперевозчики?

Если считать, что внезапное исчезновение маршруток было своеобразным шантажом городской власти со стороны перевозчиков для повышения тарифов, тогда вполне смогут. Если же это было следствием "эффективного хозяйствования" мэрской команды, то, скорее всего, нет.

По крайней мере, городская власть теперь призывает запорожцев немного потерпеть транспортные неудобства, пока будут закуплены первые 35 больших автобусов. Покупать их будут в лизинг, деньги на это выделили на последней сессии городского совета. Автобусы планируют направить в микрорайоны, жители которых больше всего страдают от нехватки транспорта: Осипенковский, Бородинский, со временем Хортицкий. Ездить они будут по новым маршрутам, которые были разработаны после изучения пассажиропотока.

По словам Власюка, жителям осталось потерпеть "всего" месяц-полтора. Первый заместитель городского главы Сергей Мишок говорит, что автобусы появятся "частично до конца года, частично - в начале следующего".

Фото: Иван Казаков, Vladyslav Naumov.

Все новости Запорожья читайте на Depo.Запорожье

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme