Киношный Петлюра Сергей Фролов: Интимную сцену с Витовской снимали в большой компании

Сергей Фролов играл в Одесском театре юного зрителя и даже не подозревал, что скоро натянет шинель, забросит на плечо винтовку и перевоплотится в Симона Петлюру

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Киношный Петлюра Сергей Фролов: Интимную…

Фильм Олеся Янчука "Тайный дневник Симона Петлюры" уже несколько недель – повод для фейсбучных баталий. Ведь байопик о культовых исторических фигурах – редкость для украинского кинематографа , и требования к нему высокие.

Исполнитель главной роли Сергей Фролов рассказывает, что к работе отнесся с осторожностью, ведь это был его дебют в полном метре... Depo.ua расспросил актера о подготовке к роли, съемках и общих чертах с самим Петлюрой.

- Сергей, после премьеры, наверное, чувствуете к себе бурное внимание?..

- Не могу сказать, что после фильма что-то изменилось: я снимался и до этого в четыре- и шестнадцятисерийках. Хотя в социальных сетях пишут много – и комплиментов, и критики. В основном женщины, хотя и мужчины тоже.

- Какие, по Вашему мнению, сильные и слабые стороны у этой работы?

- Наверное, мне не стоит критиковать работу, в которой я снимался. Хотя некоторые огрехи, в основном технические, замечаю и я: свет, например, на съемках в павильоне...

Это была моя первая работа в полном метре. Я к ней отнесся очень осторожно. Постоянно был настороже – не сделал определенных вещей, которые хотел. Поэтому некоторые критики говорят, что персонаж получился немного однообразным, холодным, слишком размеренным. У него не было эмоциональных всплесков. Ну, возможно... Хотя и развернуться особо не было где, ведь так был построен сюжет – воспоминания героя, без особых эмоций.

- Как готовились к съемкам? Много читали о Петлюре?

- Сначала пробежался по Крещатику, по магазинам. Очень удивился, но книг о Петлюре не нашел. Были лишь какие-то альманахи, хроники, толстые сборники с различными украинскими деятелями. Нашел разве что брошюрку. Другую информацию черпал из интернета. Пересмотрел все фильмы, которые снимались, начиная с 1928-го. Первый фильм тоже снимался на киностудии Довженко. Это, кажется, был немой черно-белый фильм. Там Петлюру сделали очень агрессивным персонажем. В общем пересмотрел около восьми-девяти картин.

- А как узнали о кастинге?

- Гример проекта Татьяна была в Одессе и сфотографировала меня за год до проекта. Просто увидела, как я на экзамене в театральном училище помогал студентам в одном из этюдов. Она меня сфотографировала. А потом меня пригласили через агентство на пробы. Пробы длились долго – три-четыре месяца. Рассматривали четыре или пять кандидатур, но выбрали меня. При том, что я не украиноязычный актер. Мы в Одессе играем в основном на русском. А украиноязычный спектакль у меня была только один – "Ивасик-Телесик". Поэтому украиноязычной практики, к сожалению, мало. В Одессе все говорят на русском. На бытовом уровне общаться могу, но говорить на специфические темы оказалось сложно.

- Как-то учили украинский перед съемками?

- Я ходил на занятия к преподавателю, она реанимировала мои знания, добавила новые. Даже по тексту прошлись. Но в итоге роль озвучил другой актер.

- Все время, пока шли пробы, жили в Киеве, мотались между Одессой и столицей?

- В тот период я жил в Киеве, работал в проекте "Райское место". В выходные приезжал на киностудию Довженко. Был на четырех или пяти пробах с разными персонажами – полковником Болбочаном, Керенским (он потом не вошел в итоговый сценарий), женой Ольгой, дочерью. Были пробы с гримом, костюмами, интерьерами.

- Какой эпизод снимали дольше всего?

- Больше всего, пожалуй, времени посвятили батальным эпизодам с конницей и боевыми действиями. А если говорить о персонажах, мне было непривычно работать с нашим министром культуры Евгением Нищуком и Богданом Бенюком. Мне не сказали, что именно они будут играть Винниченко и Грушевского. Поэтому я был очень удивлен, когда пришел на площадку 26 июня прошлого года... Я понимал, что это легендарные деятели не только в культуре, а еще и в политике. Нищук – министр культуры, Бенюк тоже был депутатом. Здесь мне реальность началась казаться кино. А я же просто актер Театра юного зрителя, еще и не очень украиноязычный. Я немножко смутился. Но я им благодарен: они были очень лояльны, шутили, помогали.

- Другие актеры при министре не тушевались?

- Нет, никакой разницы не чувствовалось. Не было никакой помпы. Нищук вел себя очень естественно, как обычно ведут себя актеры. Это я немножко напрягся, ведь это было неожиданно. А люди его знают – все было спокойно.

Я ПЕРЕДАЛ ПЕТЛЮРЕ СОБСТВЕННУЮ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ

- Как Вы лично относитесь к Петлюре как к исторической личности? Что чувствуете – презрение, сочувствие, восхищение?

- Конечно, сочувствие. Но мне кажется, если бы его не убили, он бы прожил спокойную жизнь в Париже. Что-то бі делал, пытался формировать какое-то движение. Здесь я согласен с цитатой одного историка о том, что для политика иногда смерть важнее, чем жизнь. Это мое личное мнение, но вот, например, российский лидер Александр Керенский дожил до 1970-х годов в Париже, писал статьи, публиковался, что-то делал. Умер от старости. И никто о нем кино не снимает.

- Как думаете, у Вас с Петлюрой есть что-то общее?

- Я так понимаю, что от этого и оттолкнулись при выборе актера. Несмотря на мою неукраиноязычность, господин Олесь увидел во мне психофизические качества, подходившие персонажу. О Петлюре мы знаем очень мало. О нем есть записки друзей, коллег, но это все личные впечатления отдельных людей. Нет записи голоса самого Петлюры, детального автопортрета. Режиссер представил меня на его месте.

- То есть по характеру Вы играли самого себя?

- Конечно, нет. Я другой. Я работаю в ТЮЗ, а не руковожу армией...

- Но параллели в характере, Вы считаете, есть?

- У меня есть определенная нерешительность. Я ее передал и своему герою. А получилось ли, не знаю. Хотя мне говорили, что Петлюра был решительный... Но мне кажется, был бы более жестким, продержался бы дольше. Ведь тираны, которых мы знаем, были другими в управлении. А тут человек, который учился в семинарии, был духовно образованным, писал рецензии на спектакли, - разносторонний человек. У него была семья: жена, дочь, он любил их. Есть фотография, где они вместе. Не у всех тиранов есть такие снимки. Мне показалось, он был более земным и человечным, чем авторитарным.

- А что касается отношений с близкими, с дочками, у Вас параллели не возникают?

- Здесь я действительно вижу параллели. Потому что у меня уже третий брак, и от каждого есть дочь. Старшей, Анне, уже 24 года, средней – Маше – в октябре будет семь лет. И Александре - три года, она вот только пошла в садик. Со старшей дочкой почти не общаюсь. Средняя и младшая дружат, можем вместе поехать на море или на дачу. Я недодал им внимания и времени, и очень из-за этого волнуюсь.

- Как близкие восприняли Вашу работу в "Дневнике"? Младшие дочери смотрели на папу на экране?

- Маленькие еще не видели, им рано. А со старшей надо созвониться, она обещала пойти посмотреть. Конечно, для них участие отца в большом проекте – это событие. Но воспримут ли они его вдумчиво, будут ли задавать вопросы? Ну, посмотрим...

- Жену с собой Вы на премьеры и презентации не брали?

- Моя жена Татьяна - очень скромная. Она сейчас сидит с ребенком и наслаждается обычными семейными радостями. Но будет время, пойдем на светское событие. В Киев она уже приезжала, показывал ей город.

- То Есть она - не актриса?

- Она - декоратор, подбирает реквизит: камины, вазы, плафоны.

ФОРМА ПРИБИВАЛА К ЗЕМЛЕ

- Как бы Вы хотели развивать карьеру в полном метре? Уже есть какие-то новые проекты?

- Я уже работаю в полном метре – в картине "Ужасный директор". То есть, может, это и будет сериал... Но сейчас как делают? Снимают немного больше, чтобы сделать телевизионную версию. Например, для "Тайного дневника Симона Петлюры" наснимали много, и немало сцен не вошло. Хотят сделать монтаж и выпустить телевизионную версию. Будут три-четыре серии, которые через полгода пустят на телевидении.

- Как проходили съемки в Париже? Прохожие обращали внимание?

- Это была любительская поездка с профессиональным замыслом. На самом деле, там снимать очень дорого, и мы поехали маленькой группой. Я за собой должен был ухаживать сам: гример показала, как накладывать грим, костюм вез с собой в чемодане. Остановились в гостинице, где жил сам Симон Петлюра. Нам не удалось снять именно тот номер, потому что он был постоянно занят. Из-за этого поездка постоянно откладывалась: то я занят, то Олесь Янчук, то номер. Должны были ехать в сентябре, потом в октябре, а поехали в ноябре. Наконец режиссер сказал: "Все, едем. Потому что это невыносимо". Поэтому номер мы так и не заняли, но в жили в том же отеле. И я был сам себе гример и костюмер.

Снимали там проходки и виды Парижа. В основном утром, когда нет людей. Поэтому никто за нами не бегал. Ни разу не спросили: "А что это вы тут снимаете?".

- Сцену в постели с женой (Ольгу сыграла Ирма Витовская, – ред.) снимали в Париже?

- Нет, в павильоне на Довженко. Снимаем интимную сцену, а вокруг кровати, на самом деле, - толпа людей: звукорежиссер, оператор, режиссер, художник, осветители.

- Можете ли Вы вспомнить какие-то эксцессы или смешные моменты?

- Во время одной из батальных сцен под Киевом должен был прозвучать взрыв. Бахнуло очень сильно, даже завалило редут. Мы такого не ожидали. Было очень страшно, думали, не привалило ли кого-то из актеров. Возникла небольшая паника на площадке, но все обошлось.

Что же до шуток, я анекдоты не запоминаю. К тому же, как главный персонаж, я был в постоянном напряжении. Мог только улыбнуться какой-то шутке, и снова весь в работе. Расслабляться было не всегда реально.

- Это Ваш первый полный метр. Изменились ли представления о съемках в таких проектах?

- Я очень рад, что попал в проект, сыграл главного героя, историческую личность. Хотя недостатки и огрехи в картине вижу. Работая в сериале, возможно, ожидал, что в полном метре все будет идеально. Кадр будет безупречным, ведь и бюджет позволяет. Некоторые технические моменты можно было сделать и лучше.

- Совместное времяпрепровождение у Вас с другими киношниками было?

- Как-то Тарас Жирко, актер театра Франко, который играл моего французского друга Пилесье, пришел на площадку с большим чемоданом. Пригласил нас пообедать на полянке. Расстелил плед, достал стеклянные бокалы. Мы сели на траву, откупорили бутылку вина, достали сыр. Распили вино на четверых-пятерых людей... Был такой импровизированный пикник. Но он был чрезвычайно в тему: когда ты сидишь в одежде тех времен, происходит такое легкое погружение в историю.

- Кстати, как привыкали к одежде?

- Когда я надел этот бушлат впервые, была зима. Я подумал: в этой одежде можно разве что просто стоять и не двигаться, потому что он прибивает к земле - портупея, сапоги... Стоишь и понимаешь: действительно, можно было так простоять на посту кучу времени, еще и с винтовкой за плечами. А люди еще и что-то в этом делали – воевали, скакали на лошадях, махали шашкой, пили, курили, воевали. Удивительно!

- Пожалуй, и крепатура была?

- Да, легкая была. А когда все это снимал, даже дышать легче становилось.

В ПОЛЬШЕ ИГРАЛ СОТРУДНИКА ФСБ

- Кого бы еще хотели сыграть из украинских деятелей?

- Таких конкретных пожеланий нет. Если что-то предложат, охотно рассмотрю варианты. Я не думал, что когда-нибудь снимусь в роли исторической личности. Я мечтал о кино, мечтал о полном метре, об историческом фильме, например, на тему Второй мировой, эпохи XVII – XVIII века. Но я никогда не думал, что сыграю Симона Петлюру. Но судьба сложилась так.

Я хотел бы сыграть в хорошем гриме, там где можно действительно развернуться. Как, например, Гарри Олдмен – Черчилля. Это, конечно, высший пилотаж. Такого вот хочется. Это, наверное, мечта многих актеров – сыграть другого, не похожего на тебя человека.

- А за границей вообще когда-то снимались?

- Я работал в Польше. Сыграл работника ФСБ Мишу Поповского в сериале "Нелегалы".

- Съемочный процесс в Польше чем-то отличается от нашего?

- Там все очень правильно и упорядочено, все работает, как часы. Поляки в этом похожи на немцев. Но уже и в Украине есть площадки, где к этому приближаются.

- А кого сейчас играете в театре?

- У меня две роли – доброго волка Акеллы в "Маугли" и нехорошего визиря в "Алладине".

- Вы заканчивали училище по режиссерской специальности. Что-то свое поставить не думали?

- В голове постоянно что-то роится – отдельные сцены, фрагменты. Но это все еще не сложилось в целостное произведение. Конечно, я бы мог поставить спектакль – в театре делали капустники. Но к такому спокойно отношусь, оно должно родиться само.

- Как Вам вообще новое украинское кино?

- Фильмов смотрю немного, в основном те, которые советуют. Если кто-то из друзей говорит: "Просто грандиозный фильм", могу просмотреть. Из украинского кино я видел только "Поводырь" и "Киборги", ну и, конечно, "Тайный дневник Симона Петлюры" (смеется). Но то, что происходит в нашем кино, меня радует. Общаюсь с коллегами, которые снимались в полном метре. Вот Ирма Витовская снималась в "Браме" – сыграла старушку в шикарном гриме. Интересно посмотреть... И очень радостно, что кино ожило. А качество будет улучшаться с каждым годом.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme