Сказкотерапия: Как стать счастливым и успешным, придумывая истории

Чтобы решить внутренние проблемы, наладить отношения в семье и даже избавиться от серьезной болезни, иногда достаточно написать собственную сказку

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Сказкотерапия: Как стать счастливым и ус…

В огромной силе сказок писательница и сказкотерапевт Екатерина Егорушкина убедилась на личном примере и многочисленных историях знакомых и клиентов. Уже 14 лет она придумывает захватывающие истории, которые помогают преодолевать страхи и идти вперед, и учит других создавать лечебные сказки для себя и близких.

Госпожа Катерина рассказала Depo.ua о влиянии сказок на психику, несчастливых моделях из популярных историй, книге семейных ценностей и секретах развития креативности.

- Катерина, расскажите, как написали свою первую детскую книжку?

- Мне было 20 лет, и я хотела сделать подарок маленькой девочке, с которой дружила. Я написала сказку, нарисовала иллюстрации – сделала рукотворную книжку и подарила ей на День рождения. Так началась моя карьера сказочницы, а стихи и рассказы я писала с семи лет, еще подростком издавала первые публикации.

- Как поняли, что сказки оказывают терапевтический эффект?

- Сказки в первую очередь дают ориентиры в жизни. Смотришь, как герои справились с трудностями, и берешь это себе на вооружение.

Опять же в 20 я поняла, что сказки могут решить конкретные проблемы. Я сильно заболела, и лечение должно было занять полгода. Тогда я решила узнать о механизме своей болезни и пути выздоровления, и написала соответствующую сказку. В ней мои герои успешно преодолевали бактерии, я воспроизвела в деталях, как это происходит. Каждый день повторяла себе эту историю, рисовала ее в воображении, и спустя месяц болезнь ушла от меня, при чем с применением облегченных лекарств. Это было чудо, из-за которого разводили руками врачи и которое вдохновило меня глубже заинтересоваться сказкотерапией. С тех пор часто применяю ее для себя и своей семьи. Например, когда чувствую страх перед новым шагом... Собственно, одна из моих самых свежих книг – "Приключения Штанько" – посвящена всем несмелым смельчакам, то есть тем, кто готов выйти из зоны комфорта, чтобы осуществить свое призвание. Собственно, сказки дают мощный ресурс, заряжают уверенностью, с ними можно проработать свои страхи.

- Можете привести истории личностного роста при помощи конкретных сказок?

- Я провожу тренинги для родителей "Как создать терапевтическую сказку для своего ребенка". По специальной методике участники пишут индивидуальные сказки о страхах и проблемах своих деток. И вот мне запомнилось, как мама двойняшек написала историю о боязни темноты. Сказка очень быстро подействовала, и даже через полгода страх не вернулся. А еще в моей самой первой группе "Сказкотерапия для дошкольников" была девочка четырех лет, которая стала смелее и вдохновилась на успешную учебу. Через несколько лет ее бабушка привела ко мне младшую сестренку, хотя пришлось возить его через полгорода.

А в группе "Женские сказки", в которой взрослые создавали сказки для себя, был пример, когда у молодой женщины не складывались отношения. Потом оказалось, что ее любимая сказка с детства – это "Русалочка". Когда она переписала эту сказку, все наладилось. Теперь у нее замечательная семья, ребенок.

- Читала переписанную сказку каждый день?

- Уже в процессе самого переписывания что-то в голове переключается. Даже раньше - когда со свежим взглядом перечитываешь любимую с детства сказку. Появляется определенное понимание, сравниваешь сюжет героини со своим жизненным сценарием. А переписывание – это и есть терапевтическая работа. Для того, чтобы это сделать – стоит многое переосмыслить и отбросить те модели поведения, из которых человек уже вырос, которые не дают счастья. Конечно, иногда стоит не раз перечитать эту новую сказку. По крайней мере, пока старый сказочный сценарий не покроется мхом.

ИЗ-ЗА АНДЕРСЕНА У ДЕВУШКИ НЕ КЛЕИЛИСЬ ОТНОШЕНИЯ

- Что можно сказать об украинских сказках?

- В числе украинских есть много положительных, которые воспитывают замечательные качества и с детства прививают общечеловеческие ценности. Например, сказка "Репка" – о важности взаимопомощи. Здесь мы можем увидеть ценности равенства и толерантности, ведь маленькая Мышка пригодилась и без нее все усилия были бы напрасными. Этот сюжет можно сравнить с ситуациями в рабочем коллективе. Иногда кажется, что человек – тихий и незаметный, словно серенькая мышка, но в критической ситуации именно он может спасти проект. "Коза-дереза" – положительный пример отстаивания справедливости. Как мы помним, Коза являлась лживой и наглой, силой захватила домик Зайчика, даже самые крупные звери боялись ее, и лишь маленький Рак-неборак решился ее выгнать. В ней демонстрируется стремление украинцев отстаивать справедливость даже несмотря на собственные страхи (думаю, в ходе Революции достоинства мы это доказали). "Котигорошко" – тоже о храбрости и важность защищать родных. Как известно, семья занимает центральное место в числе ценностей украинцев. А еще эта сказка – об умении прощать, ведь герой простил тех, кто его предал. "Лебедь, рак и щука" – тоже интересный пример. Она о том, что все мы разные, и крайне важно слышать и понимать друг друга, иначе будем тянуть в противоположные стороны.

- Однако, очевидно, некоторые навязывают и негативные модели?

- В основном это более поздние, социально-бытовые сказки, записанные в XIX-ХХ веках. Например, "Поп и цыган", "Как Иван Царя переврал" и т. п. Существует целый ряд сказок, в которых отражено то, что украинцы ненавидят тех, у кого есть власть и деньги. Таким образом, в нашем коллективном бессознательном закрепился стереотип, что богатые – плохие, а бедные – хорошие, поэтому бедные имеют моральное право обманывать и обкрадывать богатых. Кстати, во времена Советского Союза очень охотно печатали подобные сказки, еще и добавляли пафосные предисловия о борьбе с буржуазией.

- А как обстоят дела с зарубежными?

- Здесь стоит понять, что некоторые сказки были хорошими для своего времени, но не для нашего. Например, в "Дюймовочке" отражены ценности начала XIX века. Девочка переходит из одних лап в другие и в конце концов находит принца, который ее вообще переименовывает: мол, твое имя некрасивое, будешь Майей. В те времена девочка не могла получить высшего образования, максимум – работала бы где-то гувернанткой. Поэтому критерием успеха являлся брак, порой с более старшим и богатым мужем (которого в сказке олицетворяет Крот). О браке обычно договаривались родственники, поэтому желание девушки мало кого интересовало. Сейчас эта сказка может даже навредить. Вместо того, чтобы прокладывать собственный путь в жизни, девочка будет искать себе принца и строить отношения зависимости, расплачиваясь своей свободой. В противовес тем сказкам в наше время возникли многие другие с месседжем "Я не хочу быть принцессой". Или же переписывающие старые сказки на новый лад. Например, что было бы, если бы Золушка была мальчиком.

- А как насчет современных культовых произведений. Например, "Гарри Поттера"?

- "Гарри Поттер" много раз переиздавался, и на это есть причины. Во-первых, у книги захватывающий фантазийный сюжет, а фантастика и фэнтези – отличная упаковка важных посылов для школьников. Во-вторых – это традиционная история о мальчике-сироте: он обделен, его обижают. Далее он мужает, принимает на себя вызовы, и некоторые из них требуют недюжинных моральных усилий. Эта история показывает: при любых стартовых позициях ты можешь преодолеть трудности и стать героем. Собственно, это важный месседж для детей и подростков различных социальных и культурных слоев. Своеобразный путь инициации, который стоит пройти каждому, чтобы душа созрела для будущего.

- А как вы оцениваете то, что несколько поколений взрослых фанатеет по сказкам. Раньше же такого не было...

- В самом деле, раньше сказки в основном создавались для взрослых. Не было как таковой культуры детства, чтобы отдельно для малышни что-то писали. Люди собирались у костров и рассказывали друг другу истории. Существует теория, что первые сказки происходили из человеческих снов, которые потом пересказывали как действительность.

В каждом из нас есть внутренний ребенок, который устает от взрослого напряженного мира и хочет окунуться в сказку. Иногда это выглядит как бегство, но чаще – это поиск ресурса для преодоления реальных трудностей. Мы читаем, как герои сказок и фэнтези находят смелость бороться с драконами, и мы учимся у них, вдохновляемся как минимум вынести мусор и встретить любимую с работы, или как максимум – начать новый крутой проект.

ИНОГДА СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ НЕ СРАБАТЫВАЕТ

- А вам удавалось при помощи сказок решать корпоративные проблемы?

- Для этого я разработала целый проект – "Сказки о корпоративных ценностях" – и воплотила его в нескольких крупных международных компаниях. Я увидела, что списки ценностей ни на стенах, ни в красивых табличках обычно не достигают того уровня эмоциональной вовлеченности работников, на который надеются эйчары и топ-менеджеры. Кроме всего прочего, я написала диссертацию о повышении уровня профессионального самосознания средствами арт-терапии. И я знаю, как глубоко истории и сказки работают с ценностями. Поэтому соединила свои знания в нескольких сферах и получилось то, что превзошло все ожидания. Проект сработал, о нем узнали и он даже получил высшую награду на Event Awards как лучший проект в сфере корпоративной социальной ответственности.

Один из важнейших этапов проекта - это тренинги, во время которых работники в мини-группах пишут сказки о ценностях своих компаний. Они вовлекаются эмоционально, глубже переживают, согласовывают отличные взгляды на ценности. Затем над сказками работает целая команда, чтобы они превратились в книжку. Книги распространяются и в кампаниях (например, детям сотрудников к Празднику Николая или Рождества), и в рамках благотворительных ярмарок, и дарятся деловым партнерам. Как показал опыт, именно такие сказки имеют очень мощное влияние и оздоравливают ценностную среду в компаниях.

- А если говорить про меньшие компании, какие конкретные проблемы удалось решить?

- Сейчас работаю с одной небольшой компанией. У них проблемы с самим формулированием ценностей. Без правильного описания ценностей трудно выходить на этап написания сказок. Например, как вы напишете сказку про ценность "пунктуальности", если в описании ощущаться угроза наказания и отсюда – страх? Становится понятно, что за этим стоит определенный негативный опыт. Я бы предлагала формулировать ценности положительно, чтобы люди раскрывались, а не включали защитную реакцию. Например, вместо узкой и напряженной "пунктуальности" - шире и больше уверенная "ответственность".

- А можно так же решить конфликт в семье?

- Да, параллельно с проектом "Сказки про корпоративные ценности" у меня родился проект "Сказки о семейных ценностях". Он очень мощно работает в семьях. Мы с мужем тоже составили список наших ценностей, и по ним создаем книгу сказок. Например, для нас особая ценность - творчество". Почему это важно? Нашему поколению родители или дедушки-бабушки иногда говорили "Что ты там рисуешь и вытанцовываешь? Лучше поприбирай и выучи математику. Рисованием денег не заработаешь". Поэтому наши таланты могли обесцениваться, и потом многим из нас нужны "разрешения" и гарантии, чтобы начать творить.

- О каких ценностях не помешало бы написать сказки большинству украинских семей?

- Очень важная ценность – доверие. Если есть доверие, вы защищены от посторонних вмешательств и сплетен. Для доверия нужны честность и смелость. И если вы научитесь с доверием и уважением обсуждать проблемы, большинство из них быстро исчезнет. То есть вторая сверхважная ценность – уважение. В ней мы учимся уважать мнение друг друга, а не бороться и навязывать свое. Конечно, еще любовь, взаимопомощь, общение. Чтобы люди за семейным ужином или утренним чаепитием могли пообщаться. И не просто схематично: "Как дела?", "Все хорошо", "Пока". А спросить: "Как настроение? Что тебя тревожит? О чем теперь мечтаешь? Как дела с продвижением твоего проекта?". К сожалению, такие вопросы мы ставим нечасто. Большинство украинцев находится в ценностях выживания. Если мы выжили, это уже позитив. Заработали – поели, оделись, развлеклись в экранах и вроде "все как у людей". И на самом деле для счастья этого недостаточно.

- Как благодаря сказкам вы изменились как личность?

- Каждая написанная мной книга меняет меня. Вдохновляют также люди, которые прошли мои тренинги и теперь пишут сказки вместе со своими детьми. А еще я неоднократно убеждалась в силе историй и стала замечать их везде: от соцсетей до телевидения. Стала внимательнее к тому, что нам рассказывают в СМИ. Я не смотрю телевидение, но когда бываю в гостях, вижу определенные шоу и сериалы. Многие из них построены на стереотипах, в том числе – гендерных. В украинском сериале может отстаиваться позиция, что женщина должна оставаться дома, заботиться о детях и семье и забыть про свои профессиональные амбиции, потому что такова "женская доля". В это время муж пропадает на работе, а вечером выпивает или проигрывает деньги в интернет-казино. И только ее любовь и знания психологии способны спасти его от алкоголизма. Женщина здесь перегружена, у нее нет реального партнера.

В западных фильмах это пересматривают. Например, в фильме "Стажер" героиня имела свой бизнес, а ее муж в основном занимался детьми. Когда у них ухудшаются отношения, мы ждем, что она оставит бизнес, вернется домой и все наладится. Но происходит не так, как ожидает среднестатистическая украинка или украинец. Женщина не оставляет своего любимого дела, и со временем отношения налаживаются и даже становятся лучше. Это у нас принято – "Пожертвуй собой, и будет тебе счастье", - но на самом деле это не срабатывает. Нельзя потерять себя и обрести счастье. Ибо кто же тогда счастье будет чувствовать?

МЫСЛИ ЕДУТ ВАГОНЧИКАМИ ПО НАЕЗЖЕННЫМ РЕЙСАМ

- Детям нужно читать сказки с первых дней жизни?

- Да, конечно. Мы своей доченьке читали еще с внутриутробного периода развития. Теперь она очень любит книжки и сказки, увлекательно говорит: "Кни-и-ижечка". Книги для нее я выбираю довольно придирчиво. Есть много замечательных книг с прекрасными иллюстрациями, и в них есть определенные смысловые и психологические "баги". Например, в одной сказке маленькая девочка садится в машину к незнакомцам просто потому, что они показались ей милыми. Во второй за непослушание папа достает ремень и бьет своего ребенка. Но уже доказано, что физические наказания вредят, и за это в некоторых странах могут даже лишить родительских прав. А у нас до сих пор такие модели поведения пропагандируются современными авторами в современных книгах. Поэтому перед тем, как покупать книжки, родителям стоит хотя бы посмотреть сюжет. А еще лучше – внимательно присмотреться к моделям поведения персонажей и за что их вознаграждают.

Я против готовых рецептов типа "Что читать, а что – нет", ведь дети очень разные. Для некоторых ужастики – например, про монстров или черную руку, - будут даже полезными. Дети хотят пережить этот страх и натренировать свои "эмоциональные мышцы". А есть гиперчувствительные дети, которые никогда в жизни не слышали про черную руку. И если им прочитать эту сказку, особенно перед сном, начнут этой руки бояться. Это может привести к тревожности, панике, психосоматическим расстройствам.

Если говорить об универсальных советах, финал должен быть положительным. Иначе можно создать травматическую ситуацию – напугать ребенка и не показать из этого выхода. Я считаю это табу для автора, который пишет для детей. Хотя для взрослых – это вполне нормально.

- Вы выдаете сказки с музыкальным сопровождением. Музыка дает какой-то дополнительный эффект?

- Серия "Музыкальная сказкотерапия" появилась в 2010-м, когда я познакомилась с музыкальным терапевтом Стефаном Недерицей. Первой вышла "Страна Снежного", где терапевтическая история сочеталась с не менее целебной музыкой. Такого понятия как музыкальная сказкотерапия до этого не было нигде в мире, поэтому мы были действительно новаторы. Хотя книга была зимней, за весну и лето первый тираж раскупили, и к зиме мы ее переиздали. Дальше - еще три книги, которые неоднократно переиздавались и получали различные награды.

Некоторые сказочные повести я создавала для конкретных детей, однако сработали они и на широкую аудиторию. Например, первую книгу написала для мальчика, который имел талант к музыке, но ежедневными репетициями томился. После того, как прочитал книгу, стал настойчивее, и теперь - музыкант хорошего уровня. В книжке ключевым терапевтическим образом был талант как зернышко Бога. Независимо от того, кто что понимает под словом "Бог", это зернышко нам все равно доверили, и мы должны его лелеять ежедневным трудом, заботой, любовью, и тогда у каждого из нас в сердце расцветет прекрасное дерево. Например, у персонажа сказки это было Дерево Музыки.

Вторая книга – "Домик из воды" – была написана для мальчика, который до четырех лет не разговаривал и имел задержку речевого развития. Когда писала, по разделу распечатывала и передавала его маме. Книжку я придумала довольно быстро, за пару месяцев. И когда ее дописала, мальчик заговорил. Для меня это было дополнительное свидетельство, что образ сработал. Именно этот мальчик очень любил дельфинов, и я сделала ключевым терапевтическим образом друга-дельфиненка, который читал мысли героя-мальчика и пригласил его в Школу дельфинов. Так герой узнал, зачем вообще говорить и зачем нам нужны слова.

Еще в этой серии есть книги "Птицы и Ангелы" и "Приключения Штанько" - они так же с музыкой. Сейчас планируем расширять серию - она меня очень вдохновляет! К тому же, уже имеем постоянных читателей.

- Знаю, что вы будете преподавать курс "Креативность" для детей. А как собственно стать более творческой личностью?

- Креативность – это определенный взгляд на мир, который можно натренировать. Креативный человек живет не на автомате, а включенно. Она наблюдает, как падает листочек, как каштан опустился на качели, а ветер их раскачивает. Такая наблюдательность - в основе всякой творческой работы. А ключевым фактором является вера в то, что мы креативны от природы. Итак, если мы считаем себя не творческими, такой взгляд ограничивает нашу креативность. И это не только мое наблюдение, но и ученых.

Также есть определенные упражнения для тренировки дивергентного мышления. Обычно наше мышление конвергентное: мысли будто вагончики едут по наезженным рейсам и определенным схемам. Дивергентные схемы – это сочетание несочетаемого. Например, что общего между сказкой и бизнесом? Или между утюгом и каштаном? На занятиях я часто прошу детей найти интересные ассоциации, и порой это выливается во что-то очень творческое. Недавно мы придумали слово "творзал" – это как спортзал, в котором тренируются творческие мышцы. Таким образом поощряю детей к созданию нового. Рассказываю, что слово "мечта" появилось лишь в XIX веке... И таких моментов много. Необходимо пробовать разные инструменты и техники, чтобы найти свои. А еще помогает чтение книг, ведь это прекрасно развивает воображение.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme