История дня: Куреневская трагедия в воспоминаниях очевидцев

13 марта 1961 года полторы тысячи киевлян погибли в потоках грязи, которые полились на Куреневку вследствие безответственности советских управленцев

История дня: Куреневская трагедия в восп…

В Куреневской трагедии некоторые видят "высшую кару": люди решили заполнить братскую могилу Бабьего яра отходами и земля превратила в могилы дома живых. Но все же Куреневская трагедия - это скорее символ нерадивости, равнодушия советской власти. Первый шаг был сделан в марте 1950, за 11 лет до трагедии: исполком Киевского горсовета принял решение заполнить Бабий яр отработанными земляными породами с производства Петровских кирпичных заводов. Для этого землю смешивали с водой и в виде пульпы выбрасывали в отроги Бабьего яра.

За 10 лет успели набросать 4 миллиона кубических метров грунта, в частности в отрог № 3, где позже произошла авария, 3 млн 191 тыс. м3. Общая площадь намыва составила около одного квадратного километра. Слой намыва достигал 30 метров.

 

Здесь и далее источник

Сбрасывали грунт в три смены, хотя должны были делать это только 8 часов в сутки, чтобы вода успела вовремя попасть в водосборный колодец. Колодец не чистили, и самое главное – вместо бетонной дамбы, которая должна была бы держать все эти слои грязи, соорудили земляную с крайне неэффективным противопаводковым стоком. Не учли особенности грунта, не обратили внимание на погодные условия и когда уже было видно, что с дамбой скоро будет беда – не обращали внимания.

Еще 11-12 марта 1961 года через дамбу переливались ручейки воды, которые становились все сильнее, это было видно, однако ответственным, судя по всему, было наплевать. На рассвете 13 марта дамба начала разрушаться и в начале десятого утра волна грязи хлынула вниз. Начальная высота вала достигала 14 метров, а скорость — 5 метров в секунду. В 9:30 пульпа добралась до Куреневки и залила площадь около 30 гектаров. В районе улицы Фрунзе высота вала уменьшилась вдвое. Постепенно разжиженная пульпа становилась твердой, как камень. Уже в таком виде высота этой массы местами достигла трех метров.

Поток переворачивал и уносил автомобили, автобусы, трамваи, валил столбы электрических сетей, рвал провода. От поваленных столбов электропередач загорелись троллейбусы и автобусы, пассажиры горели заживо

Волна пульпы практически полностью уничтожила трамвайное депо имени Красина, несколько десятков его работников погибли.

Было полностью снесено Копыловское кладбище, детский сад, затоплены территория стадиона "Спартак", больница № 15 и родильный дом, больница имени Павлова, завод "Укрпромконструктор", рельсосварочный завод Юго-Западной железной дороги (теперь на месте последнего — Куреневский парк).

Масса пульпы залила часть улиц Кирилловская, Новоконстантиновская и Кожевенного переулка, а также улицы Луговая-Станционная, Троицко-Кирилловская и Тульчинскую.

Куреневская катастрофа уничтожила 22 частных одноэтажных дома, 5 двухэтажных, 12 одноэтажных домов государственного фонда, два общежития. В то же время, согласно официальному отчету, который имел гриф "Для служебного пользования", в результате аварии разрушено 68 жилых и 13 административных зданий. Непригодными для проживания оказались 298 помещений, в том числе 163 частных дома, в которых проживали 353 семьи численностью 1228 человек.

Общий объем пульпы в районе улиц Кирилловской — Новоконстантиновской составил до 600 тыс. м3 при толщине залегания до 4 метров.

М. Н. Новгородская, учительница: "Я села в автобус, салон которого был так переполнен, что меня буквально припечатали к задней двери. Проехав немного, автобус застрял напротив стадиона "Спартак". Вода стала достигать окон. Водители всех застрявших машин выбирались из них и плыли на противоположную сторону к ограде стадиона. В автобусе стоял страшный крик. Люди осознали, что похоронены заживо. И вдруг все потемнело. На нас шел вал — сплошная пенистая масса какого-то серого цвета. Вал был выше домов и закрывал собой небо. Мужчина, который стоял впереди меня, на мгновение рывком раздвинул двери и шагнул вперед. Я — следом за ним. Поток сбил меня с ног, но чудом оставшись на поверхности и барахтаясь, я добралась до ограды стадиона. Когда я поднялась на нее, раздался взрыв — автобус, с которого я несколько секунд назад выбралась, был охвачен пламенем. Кто-то выбил передние двери, но спаслись только женщина и две девочки. У них сильно обгорели волосы. Остальные пассажиры сгорели заживо".

Виталий Баканов, "Забытые страницы киевского быта": "Дом моих родителей и родственников был напротив входа на стадион "Спартак". Это был понедельник, к счастью, многие люди уехали на работу, а меня отвезли в детсад. Но две мои двоюродные сестренки, Валя и Лена остались с мамами дома. Наша квартира была на втором этаже. На первом погибли почти все соседи, которые там остались. Наших спасли ребята-военные, которые приехали через несколько часов на бронетранспортере. Еще одна сестра, Клава, только вернулась с ночной смены и легла спать. Услышав крики, она проснулась и бросилась бежать. За ней бежала подружка-соседка. Пульпа стала их догонять, у Клавы и соседки с ног слетели сапоги. Клава продолжила бежать босиком, а соседка стала искать сапоги. Клаве удалось вырваться, а соседку засосала пульпа и она погибла ... Всех пострадавших поселили в 123-й и 114-й школах. Месяц люди жили в школах, а потом им стали давать квартиры на ул. Тампере и Шлихтера в недостроенных домах и денежное обеспечение - чуть больше ста рублей на семью".

.И. Ткаченко, военный: Сначала мы работали вручную, при помощи лопат, а когда пригнали экскаватор, начали раздаваться крики заживо погребенных. Еще живых людей цепляло ковшом. Стоять рядом было невыносимо. Иногда в ковш попадали руки, ноги, тела людей, разорванных ударом лавины на части. Попадались невероятно изуродованные тела людей. Всю ночь светили прожекторы, которые выхватывали все новые подробности кошмара. Где-то откопали детскую группу и воспитательницу. Потом добрались до забитого людьми трамвая, полностью погребенного под многометровым слоем пульпы. Нерасчлененные тела свозили на территорию Павловской больницы и складывали рядами. Несколько дней перед зданием стояла воющая, кричащая, обезумевшая от горя толпа людей, которые пришли сюда искать своих близких.

"Бульвар Гордона" цитирует доклады КГБ при Совете министров СССР в адрес ЦК КПУ 14 марта 1961 года: "Совершенно секретно. В связи с катастрофой в районе г.Киева органы госбезопасности проводят необходимые агентурно-оперативные мероприятия по выявлению лиц, которые пытаются использовать этот факт в антисоветских и провокационных целях. Одновременно нами усилен контроль за почтовой перепиской, особенно той, которая выходит за границу ... В результате контроля почтовой переписки выявлены 15 документов, в которых сообщается о катастрофе в Киеве. Так, жительница Ярославской улицы, № 21 Савчук своим родственникам в Винницкой области пишет: "Более тысячи человек сгорело, утонуло ... Первый этаж больницы на Куреневке затопило, погибли больные и медперсонал. Я была случайным свидетелем, как в анатомичку выгружали куски обгоревшего мяса".

Неизвестный автор в своем письме на имя Шматченко, проживающего в Сумах, пишет: "У нас одна женщина ехала в автобусе на работу, и вдруг как хлынет навстречу вода, автобус перевернуло, разбился и взорвался бак с бензином. Внутри автобуса - каша, люди не могут вылезти из машины, сверху заливает водой, а бензин разлился по воде и горит".

Из письма жителя Николаевской области гражданина Шамли: "Трамваи горят - замыкание электросети. Ни одна машина, ни один автобус, ни один трамвай, ни один пешеход не выбрались из этой зоны ".

В письме, адресованном Белым в Полтаву, сообщается: "Погибло около двух тысяч человек. Спасательные команды, брошенные на спасение людей, тоже погибли. Людей спасали с вертолетов. Все больницы Киева переполнены пострадавшими людьми. Даже школы и клубы заполнены пострадавшими".

Фрагмент письма, приведенного в докладе в ЦК КПУ 18 марта 1961 года: "Трудно вам передать то впечатление, когда видишь, что бегут женщины с безумными глазами и кричат: "Где мои дети, где моя мать, муж, брат, сестра?!". Некоторые сошли с ума. Наша сотрудница сошла с ума, у нее погибла вся семья – шесть человек".

Доктор физико-математических наук Д.Т. Курнатовский: "Куреневка представляла собой страшное зрелище: на всем пространстве, сколько видел глаз, усталые солдаты, по колено в грязи, раскапывали погибших, продвигаясь в выкопанных траншеях. Они откопали наш рояль, старинные книги - дедову библиотеку, картины. Когда вытащили кроватку с ребенком наших соседей, я не выдержал и сбежал".

Власть долгое время скрывала и преуменьшала масштабы и последствия аварии, 13 марта в Киеве была отключена междугородная и международная связь, маршрут самолетов изменили так, чтобы они не пролетали над этим участком.

Официальное сообщение о катастрофе по государственному Украинскому радио было передано только 16 марта.

В сообщении правительственной комиссии о расследовании причин аварии было указано: "В районе аварии погибло 145 человек". По данным киевского историка Александра Анисимова, это примерно 1,5 тыс. лиц. Историк Илья Афанасьев в 2016 г. научно доказал, что вследствие Куреневской катастрофы погибло приблизительно от 250 до 550 человек, а наиболее вероятным назвал диапазон 350-450 человек.

Погибших намеренно хоронили на разных кладбищах, указывая в документах и в надписях на могилах разные даты и причины смерти.

Виновным в трагедии исследователи называют председателя горисполкома Алексея Давыдова, который в 1950 году подписал решение о начале сброса пульпы в Бабий яр. Считается, что он покончил жизнь самоубийством, хотя официальная причина смерти – инфаркт. За то, что произошло, были осуждены шестеро должностных лиц — двое проектировщиков из Москвы и четыре руководителя киевского строительного управления. Согласно заключению государственной экспертной комиссии, причиной аварии названы "ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы", а также "дефекты при проведении строительных работ".

Более трех миллионов кубических метров пульпы, которые оставались в отрогах Бабьего яра, откачали в карьеры кирпичных заводов, откуда она потом попадала в реку Сырец. Часть пульпы, которая выплеснулась на Куреневку, уже в затвердевшем состоянии возвращали самосвалами обратно, используя для засыпки оврага. Была построена новая капитальная бетонная дамба 172 метра в длину и 25 метров в высоту, то есть такая, которая предусматривалась первоначальным проектом начала 50-х годов. На гребне дамбы высадили молодые тополя.

Через заполненную часть оврага проложили дорогу с Сырца на Куреневку (часть нынешней улицы имени Елены Телиги) и устроили парк.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"