История дня: Амет-хан Султан, крымский татарин, "пахан" Гагарина

Сегодня исполнилось бы 99 лет выдающемуся летчику, дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану. Он сбил 30 вражеских самолетов, испытал 107 летных приборов. Пока он воевал, его соотечественников, крымских татар, объявили предателями

История дня: Амет-хан Султан, крымский т…

Родился национальный герой крымскотатарского народа конечно же в Крыму, в красивом городке Алупка в семье простого рабочего (какая ирония судьбы!), дагестанца Султана, и местной красавицы, крымской татарки Насибе. Познакомились они в Алупке, когда Султан приехал в Крым на заработки.

Амет-хан с сестрой Фатмой

Амет-хан окончил семилетнюю школу, выучился на слесаря-котельника и работал в симферопольском паровозном депо - обычная биография обычного парня из бедной семьи. Его отличало необычное хобби – параллельно с работой учился в аэроклубе. Сразу по окончании он поступил в Качинскую краснознаменную военную авиационную школу.

Начало войны он встретил в небе. Молодого летчика отправили в 4-й истребительный авиаполк Одесского военного округа, дислоцированный под Кишиневом. Первый боевой вылет он провел 22 июня 1941 года и уже осенью стал командиром звена и кавалером ордена Красной Звезды. Долго Амет-хан летал только на разведку. Наверное, сокрушался, что летает на истребителе и до сих пор не сбил ни одного вражеского самолета.

Первая воздушная победа - в марте 1942 года Амет-хан тараном сбил бомбардировщик "Юнкерс-88". В боях под Касторным и Воронежем в течение месяца уничтожил в воздушных боях семь самолетов противника. Он воевал на многих фронтах, участвовал в Сталинградской битве и сбил шесть самолетов противника. Был сам сбит. Выжил.

Освобождал Ростов-на-Дону, принимал участие в Донбасской операции. После освобождения Таганрога и Мелитополя гвардии капитану Амет-хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". На тот момент 23-летний Амет-хан Султан совершил 359 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 11 самолетов противника и 19 — в групповых боях.

Амет-хан любил набрать высоту и коршуном бросался на противника. У него было чрезвычайно острое зрение, он первым замечал противника и реагировал мгновенно, опережая врага на долю секунды. Немецкие летчики очень быстро изучили крымскотатарскую фамилию и боялись его, как холеры.

"Он быстро принимал решения на завязку боя, на атаку. У него была любимая команда "Аллюр три креста! За мной!" — и его команда вступала в бой. Это был человек-небесный лев...", - рассказывал о нем летчик-истребитель Аркадий Ковачевич. А командующий авиации дальнего действия СССР Александр Голованов говорил, что "другого такого летчика в стране не было". "Что касается летной культуры и тактики ведения воздушного боя, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, никто другой с ним не сравнится"

Потом был Крым. Героический летчик наконец освобождал и свою родную землю. В мае 44-го ему даже удалось посетить родителей (с этого начинается знаменитый фильм "Хайтарма" Ахтема Сеитаблаева), война заканчивалась, в родном поселке его ждала любимая. Впереди была счастливая жизнь.

Придя домой, Амет-хан узнал, что его брата Имрана арестовали по обвинению в "пособничестве оккупантам". А утром 18 мая началась депортация. Амет-хан проснулся от шума и, выбежав на улицу, увидел, что солдаты выкручивают руки его матери. Он бросился в драку, и его бы повязали, если бы не вышел друг Амет-хана, Павел Головачев, который гостил у него, - он успел надеть китель, и солдатня отступилась, увидев погоны офицера.

НКВДшники хотели забрать только мать летчика, Насибу, потому что она была крымской татаркой. Папа великого летчика - дагестанец. Помогло вмешательство Героя Советского Союза Головачева и командующего 8-й армии генерала Хрюкина.

Учитывая боевые заслуги Амет-хана, его мать не вывезли в Узбекистан. Хрюкин помог ему отправить родителей в станицу Привольная Краснодарского края к своим родителям. Благодаря этому, они не были депортированы и вернулись в Крым после войны. Друзей, других близких ему людей спасти не смог никто...

Неизвестно, каких душевных сил это требовало, но, увидев воочию депортацию, фактически геноцид своего народа, Амет-хан продолжил воевать на стороне страны, которая объявила всех крымских татар предателями. Переучился на новый самолет (Ла-7). В Москве он влюбился в девушку с украинской фамилией - Фаину Данильченко - и почти сразу позвал ее замуж. В этом браке родились двое сыновей: Станислав и Арслан. Сейчас их судьба неизвестна.

Единственный известный потомок Амет-хана - его внучка Вероника Амет-хан. Она несколько раз была в Крыму и была на презентации фильма "Хайтарма".

Женившись, летчик вернулся на войну. Участвовал в боях в Восточной Пруссии, битве за Берлин. Последний победный воздушный бой Амет-хан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив "Фокке-Вульф-190".

После окончания войны всех асов отправили учиться в военные академии. Амет-хан проучился недолго – он учился в школе всего семь лет, а потом пошел работать и учился только летному делу, затем воевал. "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшего обучения", указал он в своем рапорте на отчисление из академии.

Но он хотел летать. Через год после войны он в Москве подал заявление на работу летчика-испытателя, но государство снова предало героя из-за его национальности.

Крымских татар просто вычеркнули отовсюду. В том числе тех, кто воевал на стороне Советского Союза. И две Золотые Звезды Героя Советского Союза, три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды и четыре медали не помогли. Он был из "народа предателей".

В конце концов в дело снова вмешался Хрюкин, и через год Амет-хана все же взяли на работу летчиком-испытателем Летно-исследовательского института МАП. Он стал одним из лучших летчиков-испытателей.

Амет-хан Султан совершал испытательные полеты с целью изучения аэродинамических характеристик на скоростях, близких к скорости звука на летающих лабораториях, осуществил отработку системы автоматической дозаправки самолетов в воздухе методом "с крыла на крыло", на самолете Ту-2 — первую в СССР полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

Он испытывал пилотируемый прототип "К" первой советской авиационной противокорабельной крылатой ракеты КС-1 "Комета", прототип из-под носителя Ту-4КС. Всего было проведено 150 пилотируемых полетов четырех прототипов К-1, К-2, К-3 и К-4. За успешное выполнение этого задания Амет-хана Султана в 1953 году представили к третьей звезде Героя Советского Союза.

Но вновь помешала национальность летчика.

Лаврентий Берия, который был в кабинете у Сталина как раз тогда, когда тот просматривал список представленных к наградам, вспоминал, что, увидев что Амет-хан Султан представлен к званию трижды Героя Советского Союза, Сталин прошипел: "Как это татарина допустили к сверхсекретным испытаниям?" Берия, видя гнев вождя, все же сказал, что летчик не просто испытывал ракету, но чудом, рискуя жизнью, спас ее. Сталин немного смягчился, и Амет-хан получил орден и Сталинскую премию.

Кто-то мог бы сказать, что Амет-хан покорился судьбе, сдался и забыл, что советская власть сделала с его народом. Что он продался ради карьеры и спокойной жизни.

На самом деле, он постоянно обращался ко всем из власти, с кем мог поговорить, с просьбой вернуть крымским татарам Родину. Просил Ворошилова, просил Микояна, вместе с группой бывших партийных и советских работников Крымской АССР подписал письмо в ЦК КПУ с просьбой о реабилитации крымских татар. За нарушение табу на крымскотатарский вопрос его не пустили во Францию, куда Амет-хана пригласили на юбилей полка "Нормандия-Неман". Формальным поводом для запрета было его участие в испытаниях секретного истребителя Су-9, но все знали истинную причину того, что произошло: Амет-хану неоднократно напоминали — если он "станет дагестанцем" (отец его был дагестанцем, а мать – крымской татаркой), все проблемы отпадут.

Не на того напали. Недаром друзья говорили, что он - самый упрямый человек в мире. В анкетах Амет-хан Султан упрямо выводил в графе "национальность": крымский татарин.

Несмотря на травлю, Амет-хан продолжал упорно работать, оттачивал системы катапультирования из различных самолетов.

Во время работы над космической программой Амет-хану пришлось испытывать спускаемый аппарат, предназначенный для возвращения первых космонавтов на землю. Вместе с Головиным он отрабатывал вариант аварийного приземления космонавтов в случае аварии на спусковом аппарате. Амет-хан Султан испытал первый самолет, предназначенный для создания искусственной невесомости. В 1958-1960 годах космонавты первого отряда космонавтов навыки действий в условиях невесомости отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-16, который пилотировал Амет-Хан.

Когда медицинская комиссия отстранила Амет-хана Султана от полетов на истребителях, он с успехом продолжал полеты на тяжелых машинах. Амет-хан Султан принимал участие в подготовке космических полетов первых летчиков-космонавтов - Германа Титова, Валерия Быковского, Алексея Леонова, Павла Беляева, Владимира Комарова. Космонавты, включая Гагарина, обожали его и шутливо называли "паханом".

1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16Л Амет-хан погиб вместе с экипажем. Самолет вошел в зону испытаний, и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полетного задания, и это было последнее сообщение, которое получили на КДП от лаборатории. Самолет упал в болото.

"Когда старый орел предчувствует приближение смерти, он из последних сил рвется ввысь, поднимается как можно выше. А потом складывает крылья и летит камнем на землю. Поэтому горные орлы умирают в небе — на землю они падают уже мертвые", - Амет-ан Султан 25 октября 1970 года (во время празднования своего дня рождения, за три месяца до гибели.

Амет-хану Султану был только 51 год. Даже после смерти ему не вернули Родину, похоронили в Москве. И даже бюст великого летчика пытались поставить в Ярославле, Махачкале, Сталинграде, но не в Алупке. Существовало даже поддельное письмо к Сталину от Амет-хана с просьбой устанавить ему памятник в Крыму. Когда подлог был раскрыт и пришло время открывать памятник, он исчезл, а место для его установки оказалось засажено цветами.

Прошло еще несколько лет, прежде чем бюст установили в Алупке на бульваре Амет-хана Султана.

Его именем названа площадь возле Центрального рынка города, микрорайон в Саках, железнодорожный остановочный пункт на 34-м километре линии Остряково — Евпатория, улицы в Алупке, Судаке, Межводном, Мелитополе.

28 января 2002 года именем Амет-хана Султана была названа малая планета Солнечной системы № 6278, открытая Крымской астрономической обсерваторией.

С 2015 года международный аэропорт Симферополь уже оккупированного Крыма носит имя Амет-хана Султана. Крымские татары просили об этом пять лет, но региональная власть каждый раз отказывала.

Музей Амет-хана Султана

А в Алупке сохранился дом, где родился Амет-хан Султан и жила его семья. Еще недавно там жил его двоюродный брат Шамиль Горюнов – сын тети Амет-хана, Хатидже. В 1944 году Амет-хан спас брата и тетю от депортации, однако спустя сорок дней их все-таки выслали. Долгие годы родственники легендарного аса жили под Уфой. После того, как мать Амет-хана тяжело заболела, Хатидже с сыном переехала в Алупку, чтобы ухаживать за родственницей, а после ее смерти мама Шамиля и отец Амет-хана заключили фиктивный брак, чтобы Хатидже смогла получить крымскую прописку. Шамиль по той же причине (после депортации крымским татарам долгое время запрещали селиться в Крыму) взял фамилию Горюнов.

Жил Шамиль в доме, где родился и вырос Амет-хан Султан. Говорят, в последние годы сильно болел. По этой причине с ним так и не познакомился Ахтем Сеитаблаев, который снял фильм о его брате, Амет-хане Султане, и сыграл в нем легендарного летчика.

Умер Шамиль в 83 года, в апреле 2014-го, к счастью, не дожив до тех времен, когда крымских татар снова начали выживать с их родины.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme