Хватит солить улицу: Как борются с гололедом в разных странах мира

Сезон эпичных падений открыт – улицы украинских городов покрыты талым снегом и льдом. Местная власть, как всегда, уверяет, что они делают все от них зависящее, но пусть расскажут об этом нашим синякам, ушибам и вывихам

Хватит солить улицу: Как борются с голол…

Также местная власть очень любит рассказывать о том, что во всех странах мира, где выпадает снег, ситуация такая же. Depo.ua предлагает узнать, как на самом деле убирают снег и лед с пешеходных дорожек в разных странах мира, какое участие в этом принимают горожане и что делается для горожан.

Методы избавления от гололеда, кстати, бывают разные, это не только соль, песок и лопата. Так, в Финляндии и Германии в основном используют фрикционный – это когда разбрасывают абразивные материалы. Гололед таким образом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается.

В Швеции используют метод Торгейра Ваа, он заключается в том, что песок смешивают с водой и эту смесь разбрызгивают на дороги. Горячий песок вплавливается в снег и делает поверхность шероховатой.

Жители США и Канады для очистки улиц и тротуаров используют хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта.

У нас же сейчас является очень эффективным метод Кличко-Азирова: убирать гололед только в центральных районах, а возмущенным горожанам (которые, кстати, платят за содержание придомовой территории) советовать не жаловаться.

ФИНЛЯНДИЯ: Посыпают дороги крошкой, смывают ее в реку, вылавливают и снова посыпают

Финны в борьбе с гололедом используют соль, но, принимая во внимание то, сколько градусов за окном. Если ударило минус 21 °, солить улицу уже нет смысла, потому что при этой температуре замерзает любой соляной раствор, а при минус 10 ° смесь снега и соли тает очень медленно. Поэтому финны с гололедом борются галькой. Дороги, тротуары и велосипедные дорожки чистят не до покрытия, а просто до укатанного снега и посыпают камешками. Делается это часто и систематически, поэтому везде и всегда можно избежать скольжения как пешеходам, так и машинам с велосипедами.

Собранный снег исследуют в Институте воды, и если он не является опасным для окружающей среды, его сбрасывают в Финский залив, а весной со дна собирают гравий, чтобы зимой снова посыпать им улицы.

Стоимость уборки снега входит в счет обслуживания квартиры. Финские коммунальщики чистят территорию и парковку рядом с домом. Если осадков слишком много, к уборке привлекают население - просят присоединиться к уборке, но все добровольно и после прохождения учебного курса.

На дорогах иногда могут использовать формиат калия - калиевую соль муравьиной кислоты. Финский институт окружающей среды не рекомендует использовать это вещество для борьбы с гололедом там, где есть опасность попадания солей в грунтовые воды.

Что касается проезжей части, дороги в Финляндии освобождаются от льда очень быстро. Снегоуборочные машины появляются в нужном месте буквально в тот же момент, едва начинается снегопад, и все благодаря веб-камерами, которыми финские дорожники покрыли практически всю страну. Они показывают дороги и передают информацию о температуре воздуха и дорожного пути, таким образом о состоянии событий осведомлены и они, и водители.

Кстати, водителям, которые проигнорировали знак об уборке и оставили авто на обочине, выписывают штраф - 60 евро.

ШВЕЦИЯ: Метод Торейгра Ваа и сахарный проект

В 2004 году в Швеции внедрили метод, который придумал тамошний ученый Торгейром Ваа. Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90-95 ° С и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавливается в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3-7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей. Или пока не пройдет новый снегопад.

А в 2005 году исследовательница с острова Готланд Руна Калб предложила "сахарный" способ. По ее расчетам, смесь соли и сахара влияет на снег и гололедицу гораздо эффективнее, а вред от такой комбинации гораздо меньше. Глава "Сахарного проекта" рассказала, что ежегодный ущерб от ржавчины, вызванной солью, составляет около 90 миллиардов крон в год. Сахар же значительно снижает воздействие едких солей. Однако полностью заменить соль сахаром не получится. Структура сахара значительно жестче, и за счет этого дорожное покрытие замораживается не так быстро, как после использования соли. Но его действие без добавления соли сводится практически к нулю. Поэтому сахар заменит 25-50% используемой соли.

На тестирование проекта были выделены средства из государственного бюджета, но на национальном уровне это нововведение еще не применяется. Защитники окружающей среды тем временем волнуются, как такое нововведение может повлиять на диких животных, ведь они начнут слизывать сахар.

НОРВЕГИЯ И ИСЛАНДИЯ: Шпацеры с подогревом

В Норвегии и Исландии, чтобы избежать гололеда, построили тротуары с подогревом. В этой стране теплокоммуникации прокладываются прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, а потому ни снег, ни лед на них не задерживаются.

Кроме того, норвежские ученые пришли к выводу: для того, чтобы на дороге как можно дольше не появлялся лед, ее надо поливать горячей водой с песком. Технология проста: песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем разбрасывается по дороге. Горячая вода мгновенно подтапливает лед, что позволяет песчинкам проникать в асфальт. А когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу. Это называется метод Торгейра Ваа и он используется во многих Скандинавских странах.

США: Алкоголь, солнечные батареи и инновационные прицепы

США – очень большая страна, и в разных ее штатах борются с гололедом по-разному. В Вирджинии и Мэриленде используют хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 содержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше.

Кое-где используют сироп. Оказалось, что субстанция, которая остается после изготовления спиртного, значительно усиливает действие соли. Если опрыскать соль сиропом, то она крепче прилипает к дорожной поверхности и до конца расходует свой потенциал. Изобретение было сделано в Венгрии: один химик обратил внимание на то, что пруд возле водочного завода, куда сбрасывали ненужные остатки, не замерзает зимой.

Американская компания-производитель ликеро-водочной соли подчеркивает, что их продукт настолько экологически чист, что его можно употреблять в пищу. К тому же для обработки зимних дорог его нужно намного меньше, чем просто соли.

Уборка снега организована по разному. В северных штатах, например на Аляске, государственные коммунальные службы чистят только основные улицы и крупные магистрали, дороги и улицы поменьше убирают частные компании, а пространство возле частных домов обязаны чистить их обитатели. Если они не расчистили свою территорию в течение 24 часов, их могут оштрафовать. Такая система делает уборку более оперативной: все основные городские территории расчищены в течение трех часов после начала снегопада.

Если снегопад был очень сильный, работодатели зачастую отпускают сотрудников домой, и работа на предприятиях останавливается. Благодаря этому большая снегоуборочная техника может раньше начать чистить дороги и город быстрее возвращается к нормальной жизни.

Кроме этого, дорожники отслеживают прогноз погоды, и если утром обещают снег, то уже с вечера по городу ездит машина и посыпает дороги реагентами, смешанными с гравийной крошкой,.

Большие дороги американцы чистят большими уборочными машинами, которые едут со скоростью в 25 км/ч и никого перед собой не пропускают. У них, кстати, придумали один из самых эффективных способов уборки снега. Автомобиль со специальным прицепом и ковшом впереди едет по дороге, когда он разгоняется - его прицеп поворачивается поперек и таким образом очищается проезжая часть.

Интересное нововведение планируется в штате Айдахо. Американская компания Solar Roadways получила от администрации столицы штата контракт на разработку прототипа принципиально нового дорожного покрытия, которое, в том числе, решает и проблему обледенения дорог. Сверху оно покрыто стеклом повышенной плотности и оборудовано солнечными батареями. За световой день они заряжаются от солнца и потом эту энергию используют для подогрева автодороги.

КАНАДА: Соль и асфальт с хлористым кальцием

В Канаде снег на пешеходных дорожках не лежит – стоит выпасть хотя бы двум сантиметрам, его тут же убирают и вывозят. Дороги посыпают солью, в Канаде ее ежегодно используют около 10-12 миллионов тонн. Кроме этого, во время строительства в асфальт добавляют верглимит - смесь на основе хлористого кальция. Покрытие с этой добавкой способствуют таянию снега и льда. Правда, не все научные исследования доказывают правоту этого утверждения.

Стандартный срок очистки основных магистралей составляет 1-2 часа после окончания снегопада, хотя законодательство позволяет 3-4 часа. Всех водителей легковых машин закон обязывает с 15 декабря по 15 марта переобувать колеса в зимнюю шиповку, нарушителей штрафуют на сумму от 200 до 300 долларов. В провинциях Альберта и Саскачеван использовать шипованную резину можно целый год.

 

ЯПОНИЯ: Расчистка дорог как аттракцион для туристов

Японская власть занимается только расчисткой важных автодорог, а уборка снега возле домов и на тротуарах - задача самих жителей.

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15-20 см за ночь, поэтому на дорогах его не убирают, а раздвигают. Сначала в снежную толщу вгрызается автомобиль с буром. Затем в ход идет техника, которая сгребает снег и отбрасывает его на несколько метров. Так создаются снежные коридоры высотой в два и более человеческих роста, на которые приезжают посмотреть туристы.

Железнодорожные пути чистят от снега и льда с помощью подогрева или разбрызгивания горячей воды.

Горожане, которых обязали чистить территорию возле дома, за $ 7000-10 000 устанавливают на своих участках собственную систему подогрева. В местах с горячими источниками встроены поливалки, вода из которых постоянно льется во время снега, и он тает. И все равно горожане массово страдают из-за гололеда, за год в больницу с травмами, вызванными падением на дорогах и тротуарах, обращаются до тысячи человек. 21 декабря 2014 года был установлен однодневный рекорд: как сообщает газета The Japan Times, в этот день в городе практически не осталось свободных машин скорой, ведь почти каждая скорая должна реагировать на экстренный вызов человека, который поскользнулся на льду.

Сейчас специально для пешеходов на улицах размещены стойки с мешочками, наполненными гравием - реагенты и соль в Японии не используют. Камни находятся в открытом доступе: если впереди скользкий участок, можно взять мешочек с собой и посыпать себе дорогу.

 

НИДЕРЛАНДЫ: Умные дороги и соль с рапой

В Нидерландах дорожники узнают о снеге за 3 часа до осадков через ERP (система автоматизированного управления), пишет cfts.org.ua.

Кроме данных о грядущем циклоне, нидерландские дорожники могут узнать о температуре дорожного покрытия: на главных автомагистралях страны в асфальтобетон вмонтированы около 330 тыс специальных датчиков, которые передают информацию о его состоянии. Почти вся техника привлекается извне, за работой подрядчиков следят благодаря GPS. Системы установлены на каждой машине, которая разбрасывает соль, контролируется, сколько она работает, на какой территории и насколько хорошо было обработано дорожное покрытие. Если дорожная компания замечает, что где допускаются нарушения технологии или машина работает слишком медленно - ответственный за участок дороги подрядчик может получить штраф в размере около 15 тыс. евро.

С гололедом на нидерландских трассах борются солью и рапой. Благодаря этому соль лучше взаимодействует с обледеневшим дорожным покрытием и быстрее размораживает лед.

ШВЕЙЦАРИЯ: Соль с удобрениями

Дорожники Швейцарии обнаружили, что наибольшую эффективность имеет соль, в которую добавили 25-40 весовых процентов воды.

При этом замачивать надо смесь из 70% обычной соли и 30% хлористого калия (это популярное природное удобрение). Так экономится соль, уменьшается вредное влияние на окружающую среду и мокрый снег долго не замерзает.

ГЕРМАНИЯ: Волшебные камешки

Немцы посыпают дороги камешками, благодаря которым улицы не превращаются в грязное месиво даже во время весеннего таяния снега.

Во многих городах на обочинах дорог возле оживленных мест стоят большие пластиковые контейнеры, напоминающие мусорные баки. Три сезона в году они не несут никакой практической пользы, а вот с наступлением снежной зимы их содержание становится необходимым. Как рассказывается в блоге о жизни в Германии imir-rude.livejournal.com., внутри каждого такого бокса находятся маленькие черные камешки, которыми посыпают землю зимой.

Эти камешки – реагенты, которые не впитывают влагу и не разлагаются, сохраняя вид и форму, они не смешиваются с талым снегом, а просто остаются лежать на земле. После того, как весь снег растает, дворники просто сметают каменную крошку с дороги, собирают ее и снова отправляют в вышеуказанные пластиковые контейнеры до следующей зимы.

Соль и песок также используют, но редко, в случае, если начался, например, ледяной дождь. Также солью посыпают трудные участки в виде лестниц или спусков. Посыпать участки солью разрешается только коммунальщикам, за самовольное использование соли могут оштрафовать на тысячу евро, даже если вы посыпали ею собственный участок. Такое категоричное отношение к соли связано с тем, что она является вредной для окружающей среды, от нее страдают не только растения, животные, но и почва.

Правила уборки снега в каждом муниципалитете индивидуальные. Обычно, участок у дома расчищает и посыпает сам хозяин, а проезжими частями и общественными местами занимаются коммунальщики. Лестницы, которые еще не почистили от гололеда, обязательно ограждают цепочкой. Пандусы расчищены и посыпаны всегда.

Рабочий день при минусовой температуре коммунальщиков начинается в четыре утра. Если выпал снег, то техника идет в два ряда: в первом - снегоочистительные машины, во втором автомобили, которые рассыпают соль или измельченный песок. Когда ожидается снегопад, городская служба AWB переходит на усиленный режим работы. Дежурные бригады, вооруженные специальной техникой, в случае необходимости могут работать круглосуточно - в две-три смены. В распоряжении службы AWB есть мощные тягачи, грузовые автомобили и цистерновозы, которые могут перевозить до пяти тонн промышленной соли или гранулята, а так же около одной тысячи литров жидкого солевого раствора.

Согласно закону, за чистоту тротуаров отвечают владельцы прилегающих к ним домов или квартиросъемщики, если в договорах об аренде эта обязанность обозначена отдельным пунктом. Тротуар должен быть свободным от снега и льда с 7 часов утра до 8 вечера в обычные дни, а в выходные - с 9 утра. Причем речь идет не об узкой тропе, а о полосе минимум полтора метра шириной. Если же кто-то упадет на этой полосе, поскользнувшись на гололеде, или на него упадет сосулька, медицинские услуги, как и другие расходы, связанные с травмой, будет оплачивать владелец дома.

 

ЭСТОНИЯ: Запрещено солить снег и сваливать его на тротуары

В Эстонии дороги убирают коммунальщики, а пешеходную часть возле объектов недвижимости – собственники этой недвижимости. Тротуары должны быть убраны с 7 часов утра, а бороться с гололедом следует по необходимости. Порядок должен обеспечивать и владелец пустой территории или заброшенного дома.

В зону уборки коммунальщиков входит проезжая часть от бордюра до бордюра, островки безопасности, переходы, велосипедные дорожки. На опасных подъемах и перекрестках расставлены ящики с материалами для посыпания, откуда при необходимости можно будет взять крошку для улучшения покрытия. В Таллинне для борьбы со снегом и гололедом запрещено использовать золу и хлорид, можно пользоваться только крошкой диаметром 2-6 миллиметра. Также запрещено сваливать снег и лед на проезжую часть, трамвайные пути и тротуар.

Читайте также:

На столичных улицах гололедица травмировала более полусотни горожан

Более 1200 киевлян стали "жертвами" гололеда

В Кропивницком травмировались из-за гололеда около полутысячи людей

На Виннитчине автомобиль экстренной медицинской помощи из-за гололеда съехал с проезжей части дороги и не мог продолжать движение

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"