Генетически модифицированные дети: Чем грозит миру сенсация из Китая

Рождение в Китае генетически модифицированных детей стало научной сенсацией. Вот только врача, который совершил "прорыв", считают скорее преступником, чем гением

Журналист отдела "Жизнь"
Генетически модифицированные дети: Чем г…

Мир узнал о рождении девочек-близнецов с модифицированными генами. Нашли еще одну женщину, беременную ребенком, в чей геном вмешивались китайские врачи. Как сообщили следователи государственной информационной агентства Китая Xinhua, детей поместили под медицинский надзор.

Собственно, об эксперименте Хе Цианкуи рассказал еще в ноябре прошлого года. Ученый привлек волонтеров - восемь семейных пар, в которых мужчина был ВИЧ-инфицированным, а женщина - здоровой. Использовав технику генетического редактирования Crispr, он изменил гены эмбрионов таким образом, чтобы они не могли "подхватить" вирус от отца, а затем имплантировал их в матки женщин.

По его словам, девочки-близняшки родились "нормальными и здоровыми", а одна из них еще и приобрела пожизненный иммунитет к вирусу. Он сказал, что его группа исследователей будет следить за самочувствием близняшек, пока им не исполнится 18 лет.

Расследование проведение эксперимента подтвердило.

Тогда, в ноябре, СМИ писали: если в странах западного мира такие действия запрещены, то в китайском законодательстве относительно генетического вмешательства все туманно. И прокурорам придется долго искать в уголовном кодексе статью, по которой ученого можно привлечь к ответственности.

ЭТИКА И РАССЛЕДОВАНИЯ

Впрочем, уже сейчас китайские следователи утверждают, что Цианкуи "серьезно нарушил" закон страны. И есть большая вероятность, что авторы и организаторы эксперимента предстанут перед судом.

Пока же с ученым разорвали контракт в Южном университете науки и технологии в Шэньчжэне, где тот работал, и отстранили от всех обязанностей.

Врач подтвердил, что университет не имел никакого отношения к экспериментам, а команду медиков он формировал сам и оплачивал всю кампанию из собственного кармана.

По данным следствия, Хе Цианкуи фальсифицировал документы "об этическом одобрении" и использовал "технологию неподтвержденной эффективности и безопасности".

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, врач действовал при негласной поддержке власти - ведь вся операция была слишком масштабной, чтобы Цианкуи мог провернуть ее на голом энтузиазме и частном капитале, пишет The New York Times.

ЧЕМ ОПАСНЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

О редактировании генома говорят давно, и ученые провели далеко не один эксперимент. Впрочем, до этого ни один из них не заканчивался рождением людей. Да и имплантировать плод в организм женщины экспериментаторы не пытались.

Новый этап генетической инженерии начался с изобретения самого инструмента CRISPR, который в научно-популярных кругах прозвали "молекулярными ножницами". Он позволяет довольно легко вырезать участки ДНК или корректировать их.

В сентябре 2015-го Международный консорциум по стволовым клеткам, этике и праву Hinxton Group призвал разрешить генетическую модификацию эмбрионов человека. В начале 2016-го стало известно о получении соответствующего разрешения британскими учеными.

Во время экспериментов стремились определить гены, необходимые для здорового развития эмбрионов. Экспериментировали с эмбрионами в период первых семи дней после оплодотворения яйцеклетки. Цель - увеличить шансы на нормальное развитие плода при ЭКО, исследовать процессы, которые приводят к выкидышам.

В 2018-м американские исследователи, вмешавшись в развитие эмбрионов мышей, сумели предотвратить развитие печеночной недостаточности у уже взрослых грызунов.

А ученые из Эдинбургского университета уже в этом году взялись за выведение генетически модифицированных кур, чей организм способен противостоять куриному гриппу. Первую генерацию новаторских птиц обещают представить миру уже в этом году, пишет Independent.

Впрочем, ученые не устают твердить: такие действия в отношении человеческих зародышей могут обернуться непредсказуемыми последствиями. Во-первых, даже если решиться на такую операцию, нужны еще десятилетия исследований, чтобы быть уверенными, что генетическое вмешательство не обернется в будущем проблемой для самих пациентов. Немало ученых считают, что такой "уверенности" достичь вообще не удастся, ведь в генетике камней преткновения - на целый Стоунхендж.

Например, еще в 90-е ученые обнаружили, что один ген может отвечать за несколько процессов, черт и свойств организма. Когда ученые модифицировали у мышей ген с целью улучшения усвоения информации и памяти, оказалось, что параллельно у животных существенно снизился болевой порог. И, возможно, остались еще другие, не открытые эффекты.

Во-вторых, такие манипуляции могут привести к катастрофе.

Например, генетическую модификацию могут использовать для "создания" индивидов с определенными качествами или же внешними чертами, которые соответствуют стандартам красоты определенного общества, а это - огромный шаг к дискриминации - когда люди, которые не имеют денег на вмешательства, обречены на жизнь изгнанников. Или же злоупотреблений вроде продуцирования, например, "идеальных воинов".

Похожие опасения высказывал Стивен Хокинг в одной из своих работ.

"Я уверен, что в течение этого века люди узнают, как модифицировать интеллект, а также инстинкты, такие, как агрессия. Законы, вероятно, будут запрещать применять генную инженерию на людях. Но некоторые не смогут противостоять соблазну улучшить свои характеристики, такие как память, устойчивость к болезням и продолжительность жизни", - отмечал ученый.

По его прогнозам, такая "революция" потянет за собой проблемы, связанные с "неулучшенными людьми" - они могут даже вымереть.

Схожего мнения придерживается и ученый Дэниэль Симмонс.

"Возникает вопрос свобод личности. Можно ли позволять родителям менять гены детей, чтобы усилить определенные черты, ведь дети своего согласия дать не могут. Например, родители выберут улучшенные способности к музыке, но позже их уже взрослый ребенок выяснит, что музыка ему просто не нравится (...) К тому же, пожалуй, лишь наиболее привилегированные члены общества смогут позволить себе "дизайнерских детей" (которых улучшали генетически - ред.). Это может привести к появлению генетической аристократии и новым формам неравенства", - пишет он в журнале Nature.