Экскурсии, как стендап: Кто такой Эрвин Мидин и почему он так популярен

Черниговский гид Эрвин Мидин стал звездой соцсетей благодаря эксцентрической манере подавать материал. Каждая его экскурсия превращается в шоу, благодаря шуткам, костюмам и стремлению рассказывать о личностях, а не о сухих фактах

Depo.ua пообщался с экскурсоводом, который недавно стал звездой всеукраинского масштаба: видео его экскурсии "слили" в соцсеть.

О том, как проводить экскурсии с 5 лет, об альтер-эго Эрвина, научной работе и почему гида сравнивают с "Сердючкой" - далее в материале.

- Сейчас вас накрыла волна популярности - видео стало вирусным и сумасшедшими темпами распространилось в сети Facebook. Вы знаете человека, который разместил этот ролик в сети?

- Сам не ожидал. Главное, чтобы это было видео того, что я действительно готовил. А так - когда делаешь что-то от души, применяешь слово "хрень" лишь для того, чтобы люди, которые уже 2 часа на экскурсии, были в режиме "рассмеши комика". Нельзя было снижать марку, поэтому приходилось иногда уже переходить на пошлость. И вдруг именно это становится популярным.

"Как нам известно со времен древнего Рима, людям необходимы хлеб и зрелища"

Относительно человека... Я знаю Владу Гученко, которая помогала распространять. Она со мной связывалась, показывалась, я ей очень благодарен. Видео неожиданно и быстро разошлось. Узнал об этом, как я сейчас уже понимаю, не в день взрыва в соцсетях, а спустя несколько суток после того, как видео опубликовали.

Все началось с того, что под видео кто-то разместил ссылку на мою страницу, как экскурсовода, в сети Facebook. Эту страницу даже не я зарегистрировал, а жена. Я в этом плане немного асоциальный. Когда работаю над диссертацией, то стараюсь тихонько существовать вне соцсетей, а жена все равно меня заставила.

"Надо, дорогой, и все. Ты работаешь, давай я заведу"

"И мне некогда ею заниматься"

"Я буду заниматься"

"Хорошо, солнышко, спасибо тебе, занимайся".

На этой странице было где-то 300 людей, и этого было достаточно, откровенно говоря. Там появлялись люди, которые просто находили меня в сети Интернет. Я прорекламировал эту страницу лишь один раз, и это как раз была экскурсия, во время которой сняли видео.

Было много людей, они спрашивали, как со мной связаться. Я говорил "вы до меня вряд ли дозвонитесь, потому что я постоянно на работе. А лучше вот, телефон жены, или Facebook. Какой Facebook? Рассказал о странице. И тут, представьте себе, через несколько дней после экскурсии жена меня спрашивает, мол, Эрвин, а что ты сделал? К нам начинают добавляться тысячи людей, там уже десятки сообщений.

Я такой: "не понял". Дальше уже захожу, удивляюсь, отвечаю людям. Спасибо всем, мне очень приятно, что многим людям это пришлось по душе. Я понимаю, что не всем, и что немало существует людей, которые не восприняли эту экскурсию и меня в таком амплуа. Они не понимали сущности экскурсии и не знали, что это экскурсия, цель которой рассмешить людей, подавая необычным образом исторические факты. А в сети как меня уже только не называли, даже Сердючкой. Ну, хорошо, приятно. Уже сравнивают с мэтрами шоу-бизнеса.

И параллельно с тем иногда удивлялись, будто я путаю факты. Но мне очень приятно разочаровывать людей в общении, ведь на каждый факт я могу найти подтверждение.

Конечно, то, что я рассказываю, подается в очень необычной форме. Я иногда подаю только одну версию из десяти. Конечно, можно дискутировать по 30 минут на каждую фразу, но если я буду это делать, то экскурсия затянется на 6-7-8-10 часов, поскольку я люблю поговорить, меня люди останавливают. Но я понимаю что у людей времени нет. Им, как нам известно со времен древнего Рима, необходимы хлеб и зрелища. Вот стараюсь людям организовать зрелище, при чем так, чтобы история об объекте им была передана в связи с такими фактами, которые откладываются в голове.

Вот если человеку запомнилась шутка, то есть вызвал у него эмоцию, то она привязывается к услышанной информации. Это отложится в голове. Если же человеку это не нужно, а таких больше половины экскурсантов, которые приходят за эмоциями, они получают просто хорошую возможность провести время и параллельно узнать что-то интересное.

И в данном случае акцент делается на интересном. Я пересказываю легенды, мифы, определенные версии и контрверсии событий. Все в смешной форме. Так, это совсем не похоже на обычные экскурсии. Это определенная разновидность, и эта ниша не заполнена. Иногда это выглядит как шутовство для людей, которые не понимают сути этой экскурсии. Это игра, это стенд-ап. Понятно, что в числе экскурсантов есть люди, которым необходима именно информация, которые привыкли к стандартным экскурсиям, но иногда такие люди забывают, что экскурсия - это общение, и в нем можно задавать вопросы. Те, кто решается, получают гораздо больше. Это зависит от каждого человека.

- Все же те факты, которые вы описываете, они исторически достоверны?

- Это наиболее важно. Я подаю то, что официально записано, у меня нет своих собственных выдумок. Но история - субъективная. Все исторические события представлены так, как видел отдельный человек. К тому же, в историю к нам попадают немало преданий, легенд, которые уже становятся определенным фактом, который даже не желают опровергать официальные историки. Поэтому и появляются по известным событиям, например, Хмельнитчины, новые диссертации. Ведь человек пытается добраться до правды под призмой критики.

"Человек, который на все это смотрит живо, понимает, что это шутка, что здесь где-то есть вымысел, что это подается как легенда, но где-то здесь есть правда"

Я, конечно, подаю факты, которые уже зафиксированы. Но выбираю интересные факты и их интересные версии, например, в Чернигове 12 пушек, и есть версия, что они были там еще с 19 столетия. И мне иногда приходится, ради облегчения насыщения экскурсии, говорить, что еще, возможно, с 19 века здесь стояли 12 орудий.

Но исторически, к сожалению, мы не можем утверждать того факта, что их сразу было 12, ведь когда был Шевченко в 40-х годах 19 века, он видел только 3 пушки, а о 12 пушках на валу достоверно мы можем сказать вообще лишь с 1911 года. Это год приезда императора Николая второго. Но когда я уже начинаю рассказывать все эти версии, это уже немножко уменьшает внимание, это не откладывается. А вот чем меньше насыщение фактажа, чем больше привязки к эмоциям, тем больше и легче запомнится.

Или же история, как барышни в 19 веке официально приглашали к 13 пушке, из-за этикета. Потому что к ним подходили не только бравые кавалеры, а еще и всяческие "квазимоды". И барышня говорила "хорошо, дорогой, давай увидимся с тобой возле 13-й пушки на валу. Если Квазимодо был местный, то он сразу понимал, что его послали. Если же "квазимодо" не местный, он в полночь приходил и считал - раз, два, три, двенадцать. Делал по валу марафон в поисках 13-й, и под утро "выдыхался".

И человек, который на все это смотрит живо, не на пьяный ум, он понимает, что это шутка, что здесь где-то есть вымысел, понимает, что это подается как легенда, но где-то здесь есть правда. Когда человек критически воспринимает эту информацию, это порождает интерес: "а где же факт?" Для тех, кто заинтересован, вся эта информация есть в сети Интернет. Люди, которым нужно - найдут. Люди, которым не нужно - просто получат эмоции.

- Вы рассказывали, что первую свою экскурсию провели в пять лет. Как это было?

- В 5 лет я жил в Седневе, напротив деревянной церкви первой половины 17 века, в которой еще снимали фильм Вий. Церковь была известна в узких кругах и не очень, люди в нее приезжали, чтобы увидеть архитектуру, сделать фото. И единственной проблемой было то, что церковь находится чуть в глубине за дворами, и не всегда человек мог сам найти ту маленькую тропинку.

А моя мать была историком, постоянно мне рассказывала, где мы живем, что это за церковь, чем она интересна. И так повелось, что я, будучи маленьким ребенком, начал водить в церковь людей. Потому что, вот, подходит ко мне турист и спрашивает, мол, "мальчик, как пройти к церкви?" Я говорил: "идите за мной". И вел по другому пути, который пролегал собственно через наш двор. И пока я вел туриста, я уже начинал тихонько рассказывать, вот, пожалуйста, эта церковь официально, так и так...

А позже, когда мне было 6 лет, ко мне в Седнев приехала съемочная группа "Интера", снимать сюжет о том, что надо спасать храм, который разрушается. И у меня взяли интервью, в маленького мальчика, которого подписали очень просто: юный экскурсовод Седнева.

Георгиевская церковь в Седневе

И когда это показали на всеукраинском уровне, то все знакомые в Седневе увидели и начали меня так называть. Я понял, что это мое. И пошло, поехало...

Сарафанное радио начало передавать, что тут есть такой малый, который спокойно может провести экскурсию. А я знал уже немало на тот момент о храме, и слышать историю от маленького ребенка - это было дополнительное развлечение для гостей городка. Я рос, изучал историю Седнева, потом историю Черниговщины, и дальше все это уже понемногу предлагал в массы. Теперь хобби стало немного больше, чем просто хобби.

- У вас немецкие имя и фамилия. Откуда ваши родители?

- По отцу я немец. Мать - украинка с польскими корнями. Ну у меня такая смесь, попробуй разбери, кем я себя идентифицирую. Мне и в Украине удобно, и в Германии удобно, и в Польше удобно.

Эрвин с отцом возле развалин замка Льовебург в Монреале, Германия, родное поселение его прадеда

А назвали меня в честь немецкого дедушки. Наши люди такое имя вообще не воспринимают, переспрашивают настоящее ли оно. В Германии меня называют сокращенно Эльо, то есть Эрвин Лотарович (полное имя нашего героя - Эрвин Лотарович Мидин). Отцу это понравилось, он меня так и называет вместе с родственниками.

"Я стал Лешей, Сашей, Шурой, Александром, Алексеем. Меня уже как только не называли"

В Германии же моя украинская бабушка, полька по происхождению, наоборот сказала, что "он не Эльо, он Льосик", то есть Лесик на украинском языке. Люди, которые слышали Лесик, Льосик, они иногда думали что это происходит от имени Леша. Поэтому я стал параллельно Лешей, Сашей, Шурой, Александром, Алексеем. Меня уже как только не называли.

Эрвин в детстве с мамой - Еленой Николаевной Мидин (в девичестве - Дебеленко)

Родился я в Украине, в Чернигове. Мать в 2017 году умерла и я потерял свою историческую половину. Потому что она мне всегда помогала, занималась историей нашего городка. И мне жаль, что сейчас уже потеряно большинство тех материалов, которые она держала только в голове.

- Очень много людей сейчас уезжают из Украины. Вы не думали перебраться в Германию?

- В Германию навсегда уехать я не смогу, ибо у меня в Украине уже столько всего завязано. Но надо в будущем осуществить мечту отца, да и свою - получить второе образование. И я вижу, что в данном случае немецкий вуз будет лучшим выбором.

Но оставить эту страну я не могу даже по этическим причинам.

"Эта держава помогла мне стать личностью, развиться, поэтому почему бы мне не отдать определенный должок"

Надеюсь, что все же что-то сделаю для страны. Не знаю, в историческом ли контексте, или иначе.

- Какой вы в жизни, в сравнении со своими экскурсиями?

- Это разительное отличие. Я уже упоминал, что меня называли Сердючкой. Так вот, вы видели Данилко вне образа? Вот что-то подобное. В общении с людьми, если мы говорим впервые, я еще могу держать марку такого веселого человека.

Друзья же, которые со мной общаются постоянно, говорят "Господи, Эрвин, почему ты такой меланхолик"?

Я люблю немножко отстраняться от мира исключительно для того, чтобы делать что-то свое в научном плане. А писанина меня вообще не покидает. У меня 4 книжки пишется уже лет 7. Это история Седнева, истории городка. На этом поприще меня вряд ли кто-то из историков сможет победить. Потому что, без шуток, один из крупнейших архивов по истории Седнева находится именно у меня. Кроме того, еще есть истории солдат, которые погибли во время Второй мировой войны. Плюс я имею отношение к нескольким книгам о Чернигове. На данный момент лежит в отделе туризма при городском совете мой путеводитель для детей по городу, ожидает издания. Работы всегда много.

- Сколько у вас образов в экскурсиях?

- Я уже сейчас стараюсь подавать один образ, это образ Эрвина - обычного этакого позитивного экскурсовода. Хотя, когда я уставший или больной, я иногда бываю не настолько веселый.

Фото анимационной экскурсии

Есть еще, конечно, образ монаха Онуфрия, который появился за несколько минут до того, как необходимо было презентовать его людям. Образ козака-писаря Черниговского полка Лаврина Писаренко. И, параллельно, есть образ Эразма - это писарь при Черниговской губернии. Давно его не применял.

- Экскурсии это не ваша основная работа?

- Это хобби. Я экскурсиями с детства занимался исключительно из-за того, что я мог знакомиться с интересными личностями. Сейчас я работаю как специалист отдела международных связей Национального Университета "Черниговский коллегиум" имени Тараса Шевченко. На данный момент для меня это - один из ведущих пунктов в работе. И параллельно с этим я занимаюсь процессом защиты своей диссертации.

На самом деле, я немного ненормальный человек. Я сейчас сокращаю диссертацию. Аспирантуру я закончил, но диссертацию никак не могу запустить на предзащиту, ибо кандидатская диссертация требует объема 180-200 страниц. Я думаю, как мне втиснуть свои 440.

"Если меня спрашивают об истории не как экскурсовода, то дай бог человеку высидеть такую лекцию"

Это одна из причин, почему мне иногда приятно читать в комментариях от людей из других регионов, которые меня не знают "Ой, это же, наверное, как он ужасно преподает историю". У меня есть свои альтер-эго во время каждой экскурсии. Но если меня спрашивают об истории в жизни, не как экскурсовода, то дай бог человеку высидеть такую лекцию, потому что я буду говорить, пока меня не остановят. Любитель я посыпать фактами, но вот как раз из-за того, что иногда этого было слишком много, и люди уже немного зевая пытались от этого избавиться, я понял, что необходимо что-то менять. И вот до чего доизменялся.

- Вы преподаете историю? Применяете ли в преподавании свой "фирменный стиль"?

- Историю я преподавал ранее. Имел отношение к истории Украины эпохи гетманщины, готовил молодых специалистов. Но сейчас я не преподаю. У меня нет на это ни времени, ни возможности. Сейчас мы готовим научные профессиональные издания из Черниговщины в SCOPUS, это требует тщательной проработки, перевода на английский язык.

"Я могу отличить, где мне вести себя немножко как шут, а где необходимо держать марку."

А "стиль" не использовал, это совсем другое. Преподавание - это академическое. В моем распоряжении были семинары и лекции на замену, но это было еще во времена, когда я только закончил магистратуру. И понятно, что перед студентами ты не можешь играть какую-то роль и должен следить за соблюдением определенной этики.

Однако нестандартно подавать определенные материалы и вести дискуссии в несколько более расслабленном темпе - это было. Но вот такого, что видят люди на моих экскурсиях, в университете, не было ни в коем случае, ведь это небо и земля. Я человек непьющий, и еще могу отличить, где мне вести себя немножко как шут, а где необходимо держать марку.

-У нас историю преподают в основном датами. По вашему мнению, если бы во время школьного курса учителя больше обращались к эмоциям и интересным моментам, это бы повлияло на заинтересованность в истории Украины в целом?

- Ключевой вопрос. И я надеюсь, что его учтут в Новой украинской школе. Мы должны изменить само отношение к истории. Мы должны не просто заучивать даты, а понимать, что за чем было. Я вот во время своих экскурсий занимаюсь больше формированием определенных связей между событиями. Но то, чего не хватает школе, мое личное мнение - это приучение детей к критическому осмыслению событий, которые уже считаются как определенное постоянство.

Например, если мы спросим людей о козачестве, и спросим, кого они считают героями, они в основном будут называть гетманов и козацких старшин. И никто не спорит, что они играли выдающуюся роль в судьбе Украины, но в противовес данной позиции мы должны помнить, что Украина и украинцы оказались в ситуации безгосударственности и в лоне российской империи только благодаря деятельности козацкой старшины, которая предала национальные интересы и заботилась о своем статусе, приводя все больше в Украину российский уклад жизни.

Это уже не анекдотические курьезы, но важно понимать, что именно благодаря козацкой старшине свободный казацкий дух, который царил после революции Богдана Хмельницкого, был уничтожен. Ведь старшина, пытаясь сделать себя элитарным классом, делал все, чтобы закрепостить - иного слова я и не найду - вольных козаков, превратить их в зависимых от себя селян. Мы должны понимать, что многие ныне украинцы, которые носят украинскую фамилию, семьи которых постоянно жили на территории Украины, но которые не были элитарными, они потеряли возможность жить в своем независимом государстве именно благодаря тому, что формировался вот такой класс козацкой старшины.

Существует козачество, представители козацкой старшины которой играли выдающуюся роль в государственном строительстве. Но мы не должны забывать, что из-за этого же класса государство и пострадало. И это вот как раз история. Что мы должны презентовать? Личности, события, связи.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook