Сто кружков или спонтанные игры: Почему стоит отцепиться от собственных детей

Качество украинского образования часто заставляет родителей искать дополнительные способы дать своему чаду знания и развить его/ее таланты — от спортивных секций до художественных курсов и репетиторов. И нередко это приводит к ситуации, когда ребенок занят едва ли 24/7 и имеет график не менее напряженный, чем у многих взрослых

Мария Зайчик
Журналист отдела "Жизнь"
Сто кружков или спонтанные игры: Почему…

Осенью родители не только ведут детей в школу, но и ищут им новые увлечения и направления для развития. И пусть ребенок уже записан на два или три кружки, такая нагрузка может показаться недостаточной. Ведь в графике все еще остается несколько свободных часов - так почему бы не использовать их для обучения, творчества или спорта? Впрочем, такой подход к воспитанию может иметь не только положительные последствия ...

Depo.ua на основе научных исследований предлагает выяснить, где баланс между здоровым содействием развитию и преобразованием ребенка в робота.

За последние годы огласку получил так называемый helicopter parenting style — "вертолетный" стиль воспитания. Он предусматривает детальное планирование жизни своих детей с помощью структуры дополнительных занятий и мероприятий. Если контроля еще больше, такой стиль называют "тигровым".

И, казалось бы, все без подвоха. Родители уверены, что их дети при добром деле — учатся, а не шляются неизвестно где. Дети получают дополнительный шанс проявить себя, получить новые знания ... Или проблемы на всю последующую жизнь. Ведь, с точки зрения когнитивной психологии, регламентированный распорядок дня и жесткий родительский контроль — не всегда благоприятны для развития детей.

Важная часть развития — научиться решать новые нешаблонные задачи без подсказок взрослых. В этом помогает так называемая когнитивная гибкость, определяющая способность фокусироваться, принимать вызовы, сопротивляться искушениям, оперировать мыслями и идеями. Этот комплекс механизмов лучше развивается при неструктурированной деятельности. То есть, навыки принимать решения, тормозить нежелательные мысли и действия и вообще эффективно обрабатывать информацию, эффективно формируются во время спонтанных игр со сверстниками, нежели на спортивном занятии с четко определенными правилами.

То, что большинством из нас во взрослом возрасте может восприниматься как бесполезно потраченное время, когда ребенок "ничего не делает" (на самом деле, не делает ничего полезного по мнению родителей), само по себе является важным этапом развития. Это касается даже аргумента "но ей/ему скучно!".

Почему скука — это не плохо

С точки зрения психологии, скука не является чем-то плохим. Более того — именно это чувство побуждает к поиску новых впечатлений, в том числе, путем генерирования ассоциативных мыслей, которые, в свою очередь, могут способствовать творческому мышлению и рефлексии.

"Скучая, мы ищем какой-то стимул. Не находя его в непосредственном окружении, мы отправляемся в воображаемое путешествие по разным уголкам сознания, запуская творческий процесс. Начав фантазировать и позволив разуму блуждать, мы выходим за пределы сознания и двигаемся в подсознание. При этом в мозгу возникают новые, неожиданные связи. Потрясающе! " — говорит в одном из интервью доктор Сэнди Манн, психолог и автор книги The Upside of Downtime: Why Boredom Is Good.

Но скука — это не про залипание в социальные сети или видеохостинги. Такие медиа являются самым легким доступным способом развлечь себя, и для качественной скуки гаджеты должны лежать в стороне.

діти йдуть до 1го класу

Главное — баланс в развитии ребенка

В мире, где чуть ли не каждый второй ребенок вне школы активно занимается иностранными языками/спортом, может показаться, что без кружков мальчик или девочка потеряют конкурентное преимущество. Впрочем, психологи утверждают, что это скорее произойдет, если переоценить возможности ребенка в усвоении новой информации и не оставить ему времени на самостоятельное здоровое развитие.

На вопрос, как составить сбалансированный график для ребенка, помогает ответить доктор Шими Кан, психиатр и автор программы Dolphin Kids для детей.

Достаточно ли они высыпаются?

"Исследования показывают, что 40 процентов детей недосыпают просто потому, что они слишком заняты. Это абсолютно недопустимо", — говорит Кан. В частности это касается подростков, которые, нагруженные днем обучением, могут жертвовать сном чтобы делать то, что им нравится.

По данным Американской академии медицины сна, дети должны спать 10-13 часов в возрасте от 3 до 5 лет, от 9 до 12 часов нужно выделять на сон детям до 12 лет и 8-10 часов — до 18 лет.

Ежедневно ли у ребенка есть время для игр?

Детям нужно играть каждый день, говорит Кан, ведь неструктурированная игра способствует уменьшению стресса, одновременно усиливая способность к решению проблем и творческого мышления.

Для детей старшего возраста игра может заключаться в слабо структурированной деятельности, которая позволяет проводить много индивидуальных исследований и взаимодействовать с другими. Например, танцевальный класс с элементами фристайла и множеством возможностей для командной работы, вместо более требовательного балетного класса.

Чтобы рассчитать оптимальное время на дополнительные занятия, сложите время на здоровый сон ребенка в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, время на домашние задания, на ужин и в игры. Все, что осталось, можно разделить на дополнительные занятия.

Кроме того, следует обращать внимание на собственное эмоциональное состояние и не брать на себя слишком много. Ведь если вы вибиваетеся из сил, пытаясь после школы отвести ребенка на танцы, а затем на английский, состояние эмоциональной подавленности может передаться детям.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme