Дети напуганы: Психолог объяснила, как правильно рассказывать детям о Голодоморе

Семейный психолог Светлана Ройз считает, что мультфильм "Голодный дух" о Голодоморе, который показывали детям в школах, не предназначен для детей младших классов

Дети напуганы: Психолог объяснила, как п…
Фото: Facebook Світлани Ройз

Об этом психолог написала на своей странице в Facebook, передает Depo.ua.

В частности, она отметила, что ей жалуются на то, что дети младших классов испуганные после урока на тему Голодомора в школе и просмотра этого мультфильма.

"Дети были очень напуганы, их трясло. (Травматерапевты могут рассказать, когда бывает такая реакция). В одном классе учительница отреагировала на состояние детей так: "чего это вас трясет, можно подумать"м. Сегодня ночью у одного из мальчиков начался приступ паники, сегодня утром девочка стала жаловаться на боль в животе, просить теплой воды и спрашивать, хватит ли в семье еды ...

Я попросила дать мне ссылку на мультфильм, который показывали детям. Мультфильм "Голодный дух". Очень сильный. Совсем не для детей 7-8 лет. Каждая сцена этого мультфильма не для детей. (С ударением на каждом слове)", — написала Ройз.

Она отметила, что с детьми нужно говорить на все темы, в том числе и о Голодоморе. Однако важно делать это правильно.

"Важно с детьми говорить на все темы. Тема Голодомора — одна из трагических тем нашей истории, о которой детям, конечно, важно знать. Вопрос в том, как говорить с детьми разного возраста на эту и другие важные и сложные темы, учитывая особенности восприятия. Возможности "выдержки", учитывая текущий контекст, связанный с карантином, учитывая семейные истории учащихся класса", — написала психолог.

Что важно учитывать:

1. Нам кажется часто, что если проект анимационный — он годится для детей любого возраста. Мультфильм воспринимается более эмоционально и менее критично. У мультфильмов есть возрастные маркировки и мультфильмы, которые используются с детьми младшего возраста, должны тщательно выверяться. Конкретный мультфильм — очень хороший, но для детей 7-9 лет он травматичен. И потому, что героиня мультфильма — их возраста, они сразу идентифицируются с ней, и поэтому цветовая гамма, способ изображения, аудио-сопровождение — выбрано, чтобы усилить ощущения — образы выбраны очень сильные, и для ребенка именно этого возраста очень страшные, и все эти образы по динамике монтажа направлены на зрителя. В мультфильме на сложную тему для ребенка важен "выход из темы" — в ощущение стабильности и надежды.

2. Когда мы говорим на любую сложную тему — важно следить за состоянием детей, за тем, насколько они выдерживают напряжение. Правильно было — остановить мультфильм, сказать детям, я вижу, что вам страшно. То, о чем мы говорим, было в прошлом, оно коснулось очень и очень многих семей, но сейчас вы в безопасности. Мы сильные. И нам важно об этом помнить, чтобы такие ситуации не повторялись.

3. Любой сложный разговор, который может вызвать ретравматизацию (мы же знаем о травмах поколений) — может строиться по такому сценарию (это используется в травматерапии, как этапы работы с травмой):

  • Стабилизация — акцент на текущий момент, на ресурсах, то, что мы сейчас все вместе в безопасности. То, что мы с точки нашего Настоящее имеем силы смотреть на прошлое.

  • Конфронтация (с темой) — сначала информация, логическая, которую мы подаем, наблюдая за переносимостью, причем, идеально, если ребенок с нами в диалоге, диалог помогает остаться в настоящем, не погрузиться целиком в переживания.

  • Интеграция — наши внутренние выводы. Сила, которую мы выносим по теме. Мы ценим жизнь. Мы говорим правду, мы заботимся друг к другу и о ресурсах. Мы помним. И в память о трагедии, мы выбираем жизнь более осознанную и честную.

"После страшного для детей мультфильма — рисунок на эту тему только усиливает реакцию. И рисунки в этом случае, должны быть о стабилизации, о жизни, о ресурсе, о том, что у нас есть сейчас, а не о трагедии", — отметила психолог.

Она также добавила, что это хорошо, если ребенок пришел из школы и начал задавать вопросы.

"Дома в диалоге мы можем снять напряжение — своим спокойствием, прикосновениями, своей поддержкой ребенка. Я мечтаю о времени, когда взрослые рядом с детьми будут включать мозг и ориентироваться на детей, а не на отчеты. Приоритет — всегда ребенок. Думаю о том, как заложить у взрослых программу заботливости. Думаю пока, как сделать горячую линию, в которой учителя могли бы задавать вопросы о таких сложных темах", — написала Ройз.

Напомним, 28 ноября этого года в Украине отмечают День памяти жертв голодоморов.

Читайте также: "Людей бросали на ужасную смерть, даже жалея пули": Украинцы делятся историями о Голодоморе

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme