• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Технозвери. Когда собаки и коты отберут у хозяев планшеты

Ученые все чаще задумываются над созданием гаджетов для животных
Реклама на dsnews.ua

Представьте себе, что вы оставляете свою собаку дома, а она сразу после вашего ухода включает телевизор и выбирает, что бы ей посмотреть. Или кошка, чтобы не скучать, играет в любимое приложение на планшете. А во время похода в зоопарк можно посредством сенсорного экрана поиграть, например, с шимпанзе.
Попробуйте представить себе, что в случае вашей болезни домашний питомец знает, как вызвать по мобильному врача (если, конечно, не засмотрится телепередачей). Все это - не фантастика, а новый мир взаимодействия животных и компьютеров (animal-computer interactions, ACI).

Отношения вычислительной техники и человека занимают науку давно. Более трех десятилетий продолжается гонка за проектирование лучшего интерфейса для взаимодействия между человеческим и электронным мозгом. Результатов исследований множество, однако все они касаются именно человека. А что же с животными? Быть может, они тоже хотели бы (или могли) вступать во взаимодействие с вездесущей электроникой?

Приложение для домашнего любимца

В конце ноября в Милтон-Кинс неподалеку от Лондона съехалось несколько десятков исследователей, чтобы поделиться новостями в сфере ACI. Их пригласила Клара Манчини,  глава Animal-Computer Interaction Lab. Самые громкие результаты работы Манчини - обучение собак определять новообразования у людей. Сотрудничая с британской организацией Medical Detection Dogs исследователь спроектировала небольшое устройство, которое помогает собакам сообщить тренерам о том, что в образце человеческой мочи найдены летучие органические соединения, вырабатываемые раковыми клетками.

Интерфейс предельно прост. Над образцом установлена металлическая пластина. Животное, учуяв запах, оставляемый раковыми клетками, носом толкает пластину, подключенную к компьютеру. Компьютер толчок анализирует и определяет, насколько собака уверена в своей находке.

"Конечно, у животных разные характеры. Одни на испытаниях хранят спокойствие, другие начинают волноваться. Мы учитываем это при анализе. Калибруем технику под конкретную собаку. В случаях с несколькими видами рака животные продемонстрировали поразительную точность", - говорит Манчини. Организация Medical Detection Dogs основана Клэр Гест, которая в 2004-м опубликовала в British Medical Journal первые результаты экспериментов с собаками, распознающими рак. С тех пор подобные исследования проведены во многих странах мира. В прошлом году, к примеру, итальянские ученые поставили эксперимент с участием двух немецких овчарок - они почти с абсолютной точностью распознали образцы мочи, взятые у людей с раком простаты на ранней стадии.

Реклама на dsnews.ua

Гаджет для Шарика

Мелоди Джексон возглавляет лабораторию ACI в знаменитом Политехническом технологическом институте Джорджии (Georgia Tech) в Атланте. Обученные ею собаки бордер-колли могут позвать на помощь к больному человеку, который вынужден находиться один дома. В случае возникновения чрезвычайной ситуации собака подбегает к сенсорному экрану, расположенному на стене, и сперва нажимает носом на голубой круг, а после на желтый - собаки легко различают эти цвета. Буквально через секунду контактное лицо получает на мобильный телефон сообщение о тревоге.

Другую идею Джексон воплощает со своим коллегой из университета Тадом Старнером, одним из разработчиков Google Glass. Для животных он придумал жилеты с легкими и чувствительными сенсорами, интерфейс которых разработан специально для четвероногих - они могут трясти, грызть или тянуть части жилета. Сейчас в лаборатории изучают, как на практике применить жилетку Старнера. Одну из собак обучили помогать глухонемому. Когда собака слышит звонок в дверь или пожарную сирену, она наклоняет голову влево или вправо, а затем тянет зубами специальный хлястик, свисающий с жилета. Тем самым активизируется функция отправки текстовой информации на телефон владельца. Еще один сценарий, который тестируют в лаборатории, это сопровождение больного человека при прогулках или шопинге. После того, как собака дернет за шнурок на жилете, активируется динамик, который транслирует предварительно записанное сообщение: "Мой хозяин нуждается в помощи".

Во что играют обезьяны

"Людям, страдающим диабетом или эпилепсией быстрая реакция животного может спасти жизнь", - говорит Джексон. Собакам требуется в среднем полчаса, чтобы научиться пользоваться жилетом, хотя рекордсмен освоил эту науку за 27 секунд. "Во время первой презентации присутствующие время от времени вздрагивали, ведь им казалось, что собака вот-вот заговорит", - рассказывает ученый.

Но технологии - это не только серьезные приложения для работы, но и развлечения. Сара Уэббер из зоопарка Мельбурна (Австралия) с февраля 2016 проводит эксперимент с орангутангами. В его рамках решено внести разнообразие в жизнь шести орангутангов с помощью Xbox. Большие человекообразные обезьяны, с которыми у нас 97% общих генов, быстро полюбили приставку с играми, головоломками, музыкой, фотографиями и различными приложениями (например, виртуальная покраска пола при помощи жестов рук). Ученые внимательно наблюдают, как животные привыкают к новым технологиям, а также тщательно проверяют, обеспечивает ли контакт с электроникой орангутангам положительное эмоциональное возбуждение и интеллектуальное развлечение.

"Конечно, никто не заставляет орангутангов играть. Тем более, что животными по-разному реагируют. Кто-то сразу пристрастился к новинке, другие проявляют крайнюю осторожность", - отмечает Уэббер. Это не первый подобный проект. Так, в рамках Apps for Apes, реализованного в нескольких американских зоопарках, орангутангам предлагали играть на iPad, правда, гаджеты при этом держали люди.

Планшеты - одни из самых популярных устройств среди исследователей ACI. Анна Заманская из университета Хайфы тестирует их на собаках, Мишель Вестерлакен из университета Мальме начала с кошек (приложение Felino позволяет играть человеку и животному), а теперь проверяет, сможет ли она уговорить пользоваться гаджетам пингвинов из калифорнийского океанариума. Она обнаружила, что пингвины охотно бегают за курсором на экране. В следующем году птицам привезут игрушки, разработанные специально для них.

Эксперт Фиона Френч из Лондона разработала устройства для слонов одного из зоопарков Великобритании. Животные смогут слушать выбранную ими же музыку. Пока что им предложили несколько отрывков из скрипичных концертов Баха. "Если понравится - расширим плейлист", - говорит Френч. На вопрос, зачем она вообще этим занимается, эксперт отвечает: "Нет никаких оснований полагать, что животные не могут пользоваться теми же преимуществами технологий, которые используют люди".

    Реклама на dsnews.ua