• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Азербайджанский косплей. Зачем Алиевы сыграли в Андервудов

Сегодняшний Азербайджан - это один из вариантов украинского завтра. Худший его вариант, но, тем не менее, возможный. И вот об этом уже стоит поговорить всерьез
Реклама на dsnews.ua

Президент Азербайджана Ильхам Алиев назначил свою жену Мехрибан первым вице-президентом. Если бы в том была потребность, он вполне мог бы отшутиться: дескать, почему бы фанатам "Карточного домика" не устроить косплей в духе мистера и миссис Андервуд? Но такой потребности, увы, нет. Хотя это было бы, по крайней мере, забавно. А так - все прозаично и серьезно.

А с другой стороны, что тут такого? Кого еще он мог назначать? Что, чужую жену - было бы лучше? Теперь, если с Алиевым произойдет нечто, отчего он не сможет исполнять президентские обязанности, его место займет Мехрибан. Да, и еще: "первый вице-президент" - это название должности. Могут быть и другие вице-президенты, с номерами 2, 3, 4  и так далее. В принципе их число ничем не ограничено и можно даже весь Азербайджан так рассчитать по порядку вице-президентских номеров. Впрочем, Мехрибан первая еще и в этой должности, поскольку институт вице-президентов был введен буквально на днях, по результатам референдума об изменениях в Конституцию Азербайджана, прошедшего в сентябре 2016-го.

Референдум же, в свою очередь, был назначен для подготовки страны к постнефтяному периоду. Во всяком случае, так заявил в сентябре помощник президента (не путать с вице-президентом!) Али Гасанов. И надо сказать - это похоже на правду. Цена на нефть и объемы добычи падают, манат летит вниз, а на горизонте, если внимательно всмотреться в сторону моря, явственно вырисовывается тень небольшого пушного зверька. Зверек-то, может, и не очень большой, а тень у него - о-го-го какая здоровенная. А период можно было бы назвать постдоходным или даже постденежным. "Постнефтяной" - это такой деликатный эвфемизм, тонкий намек.

По счастью, народ к намеку оказался понятлив, все схватил на лету, буквально с полуслова - и референдум поддержал, сомкнув ряды. Хотелось бы, конечно, сказать "поддержал как один человек", но явка составила не 100%, а лишь 70%, и фраза "поддержал как 0,7 человека" прозвучала бы двусмысленно.

Как бы то ни было, за увеличение срока полномочий президента с пяти до семи лет голосовали 91,2% участников, за отказ от возрастного ценза на выборах парламента и президента - 88,3% и 91% соответственно, за введение института вице-президентов - 89%

Народ сказал свое слово, а президент, услышав волю народа, оглянулся в поисках достойных. И, естественно, увидел свою жену - спортсменку, комсомолку, - правда, в молодости и просто красавицу. А еще у Ильхама и Мехрибан Алиевых есть трое детей - Лейла, Арзу и Гейдар. И подрастают трое внуков. Ну, в общем, вы поняли.

Можно было бы еще долго посмеиваться над бакинским "всенародно избранным президентом", унаследовавшим трон после своего отца, члена Политбюро ЦК КПСС Гейдара Алиева. Если бы не одно пренеприятное но. Сегодняшний Азербайджан - без демократии, без гражданского общества, без перспектив и втянутый в безнадежную войну, конца которой не видно - это один из вариантов украинского завтра. Худший его вариант, но, тем не менее, возможный. И вот об этом уже стоит поговорить всерьез.

Реклама на dsnews.ua

Семейство Алиевых, оседлавшее Азербайджан, не возникло из ниоткуда. Гейдар Алиев опирался на связи советских времен и выстроенную им коррупционную сетевую структуру, охватившую всю страну. Он свалил Абульфаза Эльчибея, вполне демократичного прозападного патриота, оттолкнувшись от военных неудач в Карабахе. Впрочем, если быть точным, Эльчибея свалила Россия: сначала подкинув оружие и инструкторов карабахским армянам, и обеспечив им тем самым успешное наступление, а затем вооружив из "случайно оставленных" в Гяндже складов мятежников Сурета Гусейнова. Дальше все пошло уже почти само собой. Загнанный в угол Эльчибей сам пригласил многоопытного Алиева на роль сначала премьера (от чего тот благоразумно отказался), а затем переговорщика и примирителя между правительством и мятежниками. Тем временем армия, возмущенная бардаком в тылу, не хотела драться, армяне наступали, а азербайджанских призывников приходилось отлавливать на улицах. Войско Гусейнова, обратив свой патриотизм в тыл и почти не встречая сопротивления, наступало на Баку. Итогом этих провалов и стал референдум 28 августа 1993 г. о доверии Эльчибею, на котором за его отставку проголосовало 97,5% граждан страны. Ну, а на внеочередных выборах уже предсказуемо победил Гейдар Алиев, в котором все увидели последнюю надежду на порядок и стабильность и прагматичного политика. После чего Азербайджан был прагматично превращен Алиевым в личную вотчину его семейства.

Аналогий с Украиной тут до неприличия много. Нерешительность украинского правительства, действующего в кризисные моменты по принципу "как-нибудь устаканится" плюс неизбежная усталость общества от войны - прекрасная основа для сходного сценария. Нынешняя блокада ОРДЛО - яркий пример административной несостоятельности. Власть демонстрирует аморфность, отсутствие собственной точки зрения и внятной стратегии и полную неспособность проводить в жизнь хотя бы сколь-нибудь последовательную политику по принципиальным вопросам. С другой стороны, в ходе АТО в Украине сложилась очень серьезная новая сила. Это — пассионарные патриоты, с недавним опытом боевых действий. В силу их неискушенности, в массе своей в политических вопросах и раскладах, они очень уязвимы перед разного рода манипуляторами. С другой же стороны, к власти, за три года не выполнившей по-настоящему ни одной из заявленных антикоррупционных и реформационных программ, можно предъявить массу справедливейших претензий. И эти претензии можно вынести даже на площадь, подкрепив их поддержкой людей с оружием и опытом войны. Особенно в том случае, если не слишком задумываться над дальнейшим ходом событий,  над тем, какая сила имеет реальные шансы всплыть на волне недовольства,  во многом, если не почти во всем, совершенно справедливого. 

А страна-агрессор, воюющая против Украины, прилагает огромные усилия для манипуляции украинской пассионарной массой, чтобы ее же руками сломать хребет украинской независимости ровно так же, как когда-то это было сделано в Азербайджане

Но вернемся к бакинским делам. Каков прогноз для Баку? Падение цен на нефть означает для Азербайджана, чья экономика привязана к экспорту сырья даже больше, чем российская (представьте себе, бывает и такое!), конец нынешней эпохи - застойной, коррупционной, мафиозной, но относительно стабильной. Двадцатилетнее правление Алиевых пришло к закату, во всяком случае в его нынешнем виде. Но семейка будет до конца цепляться за власть и деньги и попытается сделать ребрендинг. Именно для этого Алиев и выстраивает многоуровневую оборону из цепочки назначаемых им подставных лиц. Впрочем, и сам он по большому счету - подставное лицо, как и его отец. Алиевское семейство было в первую очередь инструментом Москвы для удержания Азербайджана в сфере влияния России, в ожидании благоприятного момента для его поглощения. Не исключено, к слову, что этот шанс появится у Кремля именно на сломе эпох и избавление от Алиевых обернется падением в дыру СНГ.

В чем по большому счету смысл назначения Мехрибан? В возможности пересдачи колоды под удобным предлогом и в удобный момент

Ведь неспособность исполнять обязанности президента не обязательно означает физическую смерть. К примеру, Ильхама Алиева в какой-то момент могут признать невменяемым и вывести в тень, защитив диагнозом от ответственности. Тут -то и вступит в игру обаятельная Мехрибан - благотворительница, хранительница, миротворица, примерная мать троих детей и примерная жена, заботящаяся о заболевшем муже, а также и о всей нации. Словом, азербайджанский вариант Эвы Перон. Благо для такого старта все готово заранее: Мехрибан-ханум уже второй десяток лет как является депутатом парламента, а еще она зам председателя правящей партии "Ени Азербайджан" ("Единый Азербайджан"), в которой насчитывается около 700 тыс. членов при населении страны менее 10 млн человек. То есть если отбросить стариков и детей, то членом партии является примерно каждый пятый азербайджанец - КПСС и не снилось такое слияние с народом. А еще Мехрибан - глава Фонда Гейдара Алиева. В общем, для старта на роль "мамы всех азербайджанцев" все вполне готово.

Впрочем, вывод вперед Мехрибан - вариант пока запасной. Вероятнее всего, что на первом этапе роста народного недовольства, когда несознательные 30% (не поддержавшие референдум) вывалят на улицы, Ильхам Алиев попробует поиграть на обострение под лозунгом "отечество в опасности" и сжечь пассионарные элементы в неожиданно обострившейся карабахской войне. В которой, к слову, роль миротворца номер один тоже сумела занять Россия. И тут напрашивается масса аналогий и параллелей с Украиной. Словом, к процессам в Баку стоит присмотреться повнимательнее. Чтобы не получить через несколько лет схожий сценарий, с бесконечными рядами подставных лиц, изображающих патриотов, государственников и президентов.

    Реклама на dsnews.ua