• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Проклятие нищего дракона. Почему от "Никиты Кожемяки" одни убытки

Анимационная сказка о мальчике, спасающем мир, вышла в международный прокат
Реклама на dsnews.ua

Информационная сфера полнится оптимизмом: первый украинский полнометражный анимационный фильм в 3D "Никита Кожемяка" бьет рекорды в международном прокате!

Напомним, главный герой мультфильма "Никита Кожемяка" - 12-летний сын Кирилла Кожемяки Никита. Правда, отцовской силы у него нет, так что бороться со Змеем и спасать мир ему придется только благодаря силе характера и друзьям. Летом прошлого года мультфильм "Никита Кожемяка", над которым работали около 10 лет, был представлен на Каннском кинофестивале и в итоге получил контракты на кинопоказ в 15 странах мира.

Первыми после Украины стали Польша и Турция. За первый уикенд прокат The Dragon Spell ("Заклятие дракона" - экспортное название продукта) собрал 637 023 злотых (4,350 млн грн) в Польше и 423 552,43 лир (3 071 000 грн) в Турции, а количество зрителей перевалило за 70 тыс. Продюсер мультфильма Дмитрий Белинский излучает оптимизм: "Мы очень волновались, как международный зритель воспримет украинский мультфильм, ведь для Украины это первый опыт. Первые отзывы очень положительные, поэтому мы с нетерпением ждем, как отреагируют на нашего Никиту в других странах".

Следующие страны, где увидят The Dragon Spell - Вьетнам, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан и Венгрия.

Дома же "Никита Кожемяка" за первый уикенд собрал более 5 млн грн, а в целом за время проката - 12 млн; его увидело более 200 тыс. украинских зрителей.

Причина относительного успеха мультика (почему относительного, станет понятно чуть позже) очевидна. "Кожемяка" скроен по лекалам голливудской полнометражной анимации - и в сюжете, и в режиссуре, и персонажам. Все максимально ярко, все с прибаутками и спецэффектами. Понятно, что у кинокритика и вообще более-менее опытного зрителя при просмотре картины возникнет сакраментальная мысль "Где-то я это уже видел". Немного "Шрека", немного "Лесной братвы", немного братвы "Подводной" и прочих смуфриков - и развлечение готово. Расчет здесь идет на семейную аудиторию, которая всегда имеет потребность в длинных, цветастых, веселых историях и не особенно обременяет себя вопросами о наследовании, подражании или вторичности. "Мультики" любят всегда и везде, поскольку они поглощают внимание детворы с головой.

Реклама на dsnews.ua

Похожая, и, вероятно, даже более успешная история была у диаметрально противоположного по жанру и эстетике и ныне уже легендарного фильма Мирослава Слабошпицкого "Племя". После сенсационного успеха в Каннах эта социальная драма, снятая на языке глухонемых, вышла в арт-хаузный прокат по всему миру, в том числе в полутора десятках залов в США. Точная сумма, которая учитывала бы данные по всем отдельным прокатам, неизвестна, но речь также идет о миллионах гривень.

И все бы хорошо. Да вот только бюджет "Никиты Кожемяки" - $4 млн. Произведя нехитрые математические операции, можем убедиться, что суммарные сборы и в Украине, и за рубежом не покрывают и 20% затрат на производство. И, к сожалению, наша рисованная сказка не стала исключением в длинном ряду убыточных национальных кинопроектов. И если для авторского, фестивального "Племени", изначально рассчитанного на довольно узкую аудиторию, это не беда, то для продукта, изначально задумывавшегося як кассовый, коммерческий, такая арифметика выглядит неутешительно.

Для того чтобы понять, почему так сложилось, придется обратиться к цифрам менее оптимистичным, чем реляции Госкино.

Начать хотя бы с того, что доля национального кино в нашем прокате ничтожно мала - 2,5% при стабильных 60% в Центральной и Западной Европе. Но наш зритель вообще не очень ходит в кино - втрое реже, чем россияне, и вдвое реже, чем поляки. В то же время дома у себя на мониторах мы смотрим в десять раз больше скачанных из интернета пиратских копий, чем легальных фильмов в кинотеатрах. Да и кинотеатров у нас на самом деле немного - 421 с учетом оккупированных территорий, это в три раза меньше из расчета на среднестатистического гражданина, чем в той же России.

Вот вам и ответы. С какого перепугу национальным фильмам быть прибыльными, если их практически нет в кинотеатрах, и если самих кинотеатров катастрофически мало? Кстати, по той же причине коммерческой недостаточности театральной сети к нам практически не ездят продюсеры, режиссеры или актеры представлять премьеры своих фильмов. Просто невыгодно.

Ответ на неизменный вопрос "что делать" очевиден: инвестировать в отрасль. Государство сейчас через то же Госкино раз в квартал раздает деньги режиссерам на новые картины, и это очень хорошо - производство действительно оживилось. Но этого мало. Украинское кино должно стать модным. Для этого оно должно стать разнообразным. А разнообразие обеспечивается количеством. Количество же обеспечивается притоком инвестиций. Одни законы - те, что сдерживают творческий процесс, например, требования разрешений на съемку и им подобные - следует отменить. Другие - те, которые через налоговые льготы поощряют вкладывать средства в кинопроизводство - напротив, следует принять. Украина также должна стать выгодной локацией для съемок разного рода крупнобюджетных заграничных картин - так, как это сделали, к примеру, Хорватия и Чехия. А то пока что у нас был рай разве что для выработки дешевых российских сериалов. На самом деле ничего сложного здесь нет, никаких сверхусилий не требуется - просто грамотная политика и благоприятный деловой климат.

Тогда-то проклятие дракона нищеты рассеется. И украинский зритель наконец-то пойдет на украинское же кино. А новые Кожемяки покорят не одну золотую гору.

    Реклама на dsnews.ua