• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Дороги войны. Где Украина готовится встречать солдат Путина (КАРТА)

Война с Россией требует не только танков и солдат, но и обновления дорог
Реклама на dsnews.ua

Не так давно Верховная Рада приняла весьма небольшой и неприметный, но достаточно любопытный закон "О внесении изменений в закон Украины "Об автомобильных дорогах" относительно автомобильных дорог оборонного значения".

Примечательно, что закон был принят на фоне весьма резких заявлений разного рода экспертов о возможности полномасштабного вторжения российских войск уже летом этого года. Как бы там ни было, а в условиях даже той "гибридной" войны, которую мы имеем сейчас, приводить в порядок инфраструктуру, востребованную военной логистикой просто необходимо.

Отметим, что полный перечень автомобильных дорог оборонного значения существует еще с ноября 1997 года, когда они были обозначены специальным постановлением Кабмина. Естественно, что сам перечень является документом "для служебного пользования" и в свободном доступе его по понятным причинам нет.

При этом, говоря о дорогах оборонного значения, не стоит забывать, что речь идет прежде всего об участках гражданских дорог. Отдельные дороги, которые используются исключительно военными, ими же и обслуживаются и естественно ни в какие открытые списки не входят.

Поэтому, исходя из понятий военной науки, попробуем немного набросать общую возможную картину таких дорог. И для этого стоит немного объяснить важность таких дорог в современной войне.

Военная логистика это изобретение ХХ века - века моторов, как его часто называли. Начнем с того, что современная армия - это большой и сложный механизм, который требует постоянной подпитки в виде боеприпасов, топлива, предметов снабжения и д.т.

Поэтому самым простым видом боевых действий, доступных даже плохо подготовленным частям, является наступление вдоль дороги.
Реклама на dsnews.ua

А вот когда армейцы начинают выполнять какой-либо фланговый маневр, тогда отсутствие или плохое состояние дорог и может оказаться решающим фактором поражения. Учитывая общую оборонительную стратегию нашей войны, наличие разветвленной сети дорог и грамотных транспортных развязок позволяет обеспечить эффективную оборону, используя минимум ресурсов.

Для понимания того, какие дороги могут входить в перечень дорог оборонного значения стоит немного остановиться и на военной доктрине государства и географическом расположении армейских частей, которые сейчас сведены в четыре оперативных командования, каждое из которых имеют свою специфику и своего отдельного "врага": "Север" (Беларусь), "Запад" (Польша, Венгрия, Румыния), "Юг" (Приднестровье) и "Восток" (Россия, причем стоит отметить что в нынешней ситуации в его зону ответственности попадает и крымское направление).

В целом наша военная доктрина на сегодня является оборонительной и поэтому все коммуникации должны быть сосредоточены прежде всего для второй линии обороны, которая в случае российской военной агрессии со стороны Крыма, оккупированных территорий Донбасса и непосредственно с территории России будет проходить по Днепру - единственной водной преграде, форсирование которой будет весьма непростой задачей для противника. Задачей приграничных частей на этом этапе станет оттягивание времени, необходимого для подтягивания сил из глубины. В какой то мере это реализовано на линии противостояния, где уже созданы три линии обороны, из которых только одна непосредственно соприкасается с противником.

Вполне естественно, что наиболее мощным был, остается и по всей видимости будет оставаться еще долго оперативное командование "Восток", которое должно прикрывать Харьковскую область, Донбасс и крымское направление. 

Поэтому вполне логично, что в первую очередь будут восстанавливать участки дорог от пунктов постоянной дислокации до дорог национального и международного значения.

Не беря во внимание крупные населенные пункты, где инфраструктура кое-как поддерживается, в число дорог оборонного значения могут попасть автомобильные дороги в районе села Мирное Запорожской области, Клугино-Башкировка Харьковской области, пгт. Черкасское и Гвардейское Днепропетровской области, а также пгт. Черноморское Одесской области, а также город Гайсин Винницкой области.

Коммуникации в районе ответственности ОК "Восток" по идее должны быть заточены для маневрирования резервами в районе Полтавы и Киева. Отражение комбинированного удара по Харькову с двух сторон вряд ли рассматривается нашими военными как длительно возможное ввиду опасной близости мегаполиса к вражеской границе.

Командование "Север" прикрывает столицу и контролирует границу с Беларусью. Исходя из многочисленных публикаций, наш Генштаб видит тут два теоретически опасных направления - со стороны Бреста и по границе Черниговской области. Реактивное "усиление" корпус получит из Сум, тем более, что основной театр возможных военных действий в случае российского вторжения будет в районе Черниговской и Сумской областей.

Тут тоже крайне маловероятным видится длительная оборона Чернигова, скорее всего, просто подорвав немногочисленные мосты через Десну, будет организована устойчивая оборона на правом берегу реки. Поэтому все транспортные развязки и дороги возможно будут реконструироваться на участке трассы Киев-Чернигов М01 и в районе расположения двух стратегически важных объектов в Черниговской области - учебки "Десна" и 1-й танковой бригады (пгт. Гончаровское).

Оперативные командования "Запад" и "Юг" в меньшей степени нуждаются в организации полномасштабных работ по восстановлению инфраструктуры - она тут достаточно развитая еще с советских времен, когда советский Генштаб планировал все возможные варианты развития войны с НАТО, в том числе и логистику советского военного экспедиционного корпуса в Восточной Европе. Тут дорогами оборонного значения скорей всего будут объявлены участки различных международных трасс.

И еще один важный момент несколько уходит в тень при обсуждении дорог оборонного значения. Мы имеем ввиду возможность использования автотрасс для базирования авиации.

11 августа прошлого года, как-то уж очень незаметно, в СМИ прошла информация о том, что в рамках учений "Небесный щит-2016" была произведена посадка самолетов Су-24 и МиГ-29 на специально подготовленный участок трассы "Киев-Чоп".

И это очень серьезный момент, который по всей видимости повлек за собой перемены как в автодорожном строительстве, так и в практике подготовки летчиков ВВС.

Подобные участки дорог проектировались и строились в СССР как авиационный участок дороги" (АУД) повсеместно еще с 1930-х годов. Их целью было создание разветвленной сети оперативных аэродромов. Считалось, что авиация противника нанесет первый удар непосредственно по аэродромам базирования авиации, а подобные площадки позволят не только сохранить дорогостоящую технику, но позволят вести боевые действия с них.

Собственно сам такой участок это прямолинейная часть трассы шириной не менее 40 метров и длиной не менее 2,1-2,5 км, которые имеет "чистые" подходы (то есть не иметь в районе высоких сооружений, ЛЭП, водонапорных башен, пересекающих проводов и пр.).

Первым признаком АУД является наличие параллельно основной полосе полосы вспомогательной. Она нужна для оперативного съезда с полосы, для очистки для взлета или посадки. В районе также должны быть стоянки для техники обеспечения. Все это мы прекрасно видели на фото с августовских учений, которое опубликовало Министерство обороны. Естественно, что точного количества таких участков в открытом доступе нет, но по словам летчиков только на трассе "Киев-Чоп" есть три таких полевых аэродрома.

В целом надо отметить, что появления законодательной основы в этой сфере позволяет заложить еще один камень в укрепление обороноспособности страны через реформирование важного элемента военной логистики.

    Реклама на dsnews.ua