Поможет ли авиация уничтожать оккупантов на Донбассе

Украина уже давно не использует боевую авиацию в гибридной войне на Донбассе. Этому мешают как Минские соглашения, так и системы российской ПВО. Однако наши летчики активно готовятся к возможной новой эскалации

Поможет ли авиация уничтожать оккупантов…

После распада Советского Союза Украине досталась мощнейшая авиационная группировка, которая кроме тактической авиации включала и стратегическую: 19 бомбардировщиков Ту-160, 25 Ту-95 и 115 Ту-22М. Однако за «постсоветские» годы этот потенциал был растерян. Прежде всего в этом постарались наши западные партнеры, которые сначала лишили ВВС ударного наступательного компонента, а потом и вообще стали ратовать за масштабное сокращение наличного авиапарка. Так как якобы территориальная целостность страны была гарантирована Будапештским меморандумом, а страна якобы шла в НАТО, массово избавлялись от «советского наследия». Приложили руку к развалу и откровенно антиукраинские силы в руководстве страны.

 Поэтому когда началось противостояние в Крыму, а затем на Донбассе в составе ВВС и ПВО Украины числилось всего 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 43 штурмовика Су-25, 60 Су-27, 96 МиГ-29, довольно много транспортных самолетов и несколько десятков вертолетов Ми-8 и Ми-24 армейской авиации. Была и морская авиация – вертолеты Ка-27/29, Ми-14, самолеты Бе-12.

Чи допоможе авіація нищити окупантів на Донбасі - фото 1

Ми-24 армейской авиации над Донбассом

При этом исправность техники находилась в пределах 30% списочного состава, большой некомплект был и личного состава.

Понесли потери военные авиаторы Украины и в ходе событий февраля-марта 2014 года в Крыму. В первую очередь это касается 204-й бригады тактической авиации имени А.И. Покрышкина, которая базировалась в Бельбеке под Севастополем. Вечером 27 февраля часть была блокирована, а на следующий день захвачена вооруженными людьми без знаков различия. Личному составу был перекрыт доступ к стоянкам авиатехники. Основные события развернулись 4 марта, когда командир бригады полковник Юлий Мамчур с большой группой подчиненных решил прорваться на стоянку самолетов. Кадры, которые обошли большинство мировых информационных агентств, стали символом недолгого украинского сопротивления в Крыму – военные без оружия, со знаменем части, под пение национального гимна идут на вооруженных людей, которые стреляют им под ноги и в воздух. В итоге были проведены переговоры и несколько техников были допущены к технике. Результат осмотра был весьма печальным - за несколько дней самолеты (а в части насчитывалось 45 МиГ-29 и 4 L-39, правда, летающих было всего несколько машин) были приведены в негодность – были прострелены колеса, а воздухозаборники забросаны щебнем.

В итоге к 22 марта бригада была взята под контроль, а сам Мамчур попал в плен (освобожден через 4 дня). В ходе передислокации в Николаев на новое место службы вместе с командиром прибыли всего около 200 человек личного состава.

Позже, после долгих переговоров при посредничестве белорусской стороны по начало июня российская сторона позволила вывезти 37 МиГ-29 и МиГ-29УБ и один L-39M1. При этом на большинстве самолетов были сняты ряд блоков и агрегатов. Вывезти значительную часть наземного оборудования не удалось.

Первыми в конце апреля 2014 года в зону будущих боевых действий стали совершать истребители Су-27 и МиГ-29, однако это были чисто «психологические» вылета над дорогами и населенными пунктами. Кроме того, для массовой переброски частей с западной границы широко привлекались транспортные Ил-76, а разведывательные Ан-30 начали облет Донбасса. Участие авиации было не массовым, так как большую часть истребителей перебросили на крымское, черниговское и харьковское направления, ожидая полномасштабной войны с «северным соседом».

С развитием же боевых действий после прихода боевиков Стрелкова – Гиркина в Славянск противостояние приобрело форму вооруженной борьбы поэтому действия армейцев достаточно активно стала поддерживать авиация. Из эпизодов весны 2014 года стоит отметить события вокруг Луганского погранотряда, отражение атаки на Донецкий аэропорт.

Чи допоможе авіація нищити окупантів на Донбасі - фото 2

Отработка эвакуации раненного. Полигон «Широкий Лан», осень 2015 года

При этом штурмовики Су-25 базировались на аэропорт Днепропетровск и аэродром Чугуев, бомбардировщики Су-24 – на аэродром Миргород, вертолеты Ми-8 и Ми-24 – на полевых площадках.

Тенденцией начального этапа было решение использовать авиацию в качестве решающего аргумента. Это было весьма здравое решение на тот момент – у боевиков средств ПВО не было. Однако и противная сторона в лице РФ тоже видела эту опасность и первым делом предоставила террористам ПЗРК (очень часто вместе с расчетами). Причем командированные «военные специалисты», зачастую имевшие опыт боевых действий, очень быстро смогли нанести армейской авиации серьезные потери.

Согласно имеющейся информации в ходе боев против украинской авиации были применены как достаточно устаревшие ПЗРК «Стрела-2», «Стрела-2М» и «Стрела-3», так и относительно новые «Игла» и «Игла-1». 

Не до конца ясна ситуация с применением на Донбассе новейшего ПЗРК российского производства «Верба». Сразу после сбития 6 июня 2014 года над Славянском самолета -разведчика Ан-30Б, многочисленные украинские эксперты прямо заявляли, что на месте падения самолета были найдены остатки боевой части ракеты. Однако впоследствии информацию что называется «скомкали», очень даже может быть в обмен на аналогичные шаги российской стороны. Таких «договорняков» в ходе войны, увы, было немало.

Однако одними ПЗРК дело не ограничилось и вскоре на вооружение у незаконных вооруженных формирований появились мобильные ЗРК «Стрела-10» (с начала июля 2014 года), «Оса» (в том числе и достаточно современные «Оса-АКМ») и даже дальнобойные «Бук». Соответственно стали возрастать и потери украинской авиации.

Чи допоможе авіація нищити окупантів на Донбасі - фото 3

Остатки сбитого под Луганском Ил-76

Естественно, что усиление ПВО происходило не от «хорошей жизни» - авиация наносила достаточно ощутимые потери боевикам. Тем более, что в целом район боевых действий достаточно небольшой и поэтому даже «тыловые» объекты как то склады оружия или расположения личного состава находились в зоне досягаемости тех же Су-25. Какие то цифры как то количество боевых вылетов, количество пораженных целей на сегодняшний день широкой публике недоступны (хотя уверен что есть некие обобщающие документы «для служебного пользования»), поэтому приходится пользоваться таким крайне ненадежными источникам как каждодневные отчеты штаба АТО. Вот, характерный пример за 12 июля, в котором достаточно подробно описаны вылеты штурмовиков Су-25: «Первый авиаудар авиации был нанесен по опорному пункту террористов в районе населенного пункта Лисичанск. В результате поражено скопление боевиков, а также вооружение и техника.

Второй прицельный авиаудар был нанесен по базе боевиков в районе населенного пункта Гольмовский Горловского района. Там помещение специализированной школы террористы оборудовали под свои казармы. Авиацией было уничтожено до 30 террористов, 2 установки РСЗО БМ-21 «Град», 2 единицы ЗУ-23-2 и до 6 единиц бронированной боевой техники.

Третий авиаудар нанесен в районе скопления боевиков вблизи населенного пункта Ровеньки. Летчики уничтожили до 10 боевиков, уничтожено реактивную систему залпового огня БМ-21 «Град» и выведены из строя несколько единиц бронированной техники.

Четвертый авиаудар был осуществлен по базе боевиков в районе населенного пункта Торез. Данные по уничтоженной технике и живой силе боевиков уточняются.

Пятый авиаудар самолеты Воздушных Вооруженных сил Украины нанесли в районе кургана Саур-Могила, что недалеко от Донецка. Авиацией поражено опорный пункт, где были сосредоточены террористы, боевую бронированную технику и склады с боеприпасами и оружием. Данные уточняются.

Чи допоможе авіація нищити окупантів на Донбасі - фото 4

Полевая площадка в зоне проведения АТО, лето 2014 года

Также в течение дня проведено воздушную разведку и выполнено 7 самолетовылетов на прикрытие группировок войск (сил АТО). Всего в течение суток авиацией Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины выполнено 16 самолетовылетов».

Особенную охоту развернули боевики за транспортными машинами, которые летали над зоной боевых действий без прикрытия, почти исключительно ночью, так как считалось, что это обеспечивает достаточный уровень безопасности. Однако все опровергли события 14 июня 2014 года, когда  во время построения предпосадочного маневра в аэропорту Луганска был сбит военно-транспортный Ил-76МД (погибло 49 человек). В этом случае было признано применение ПЗРК, а вот сбитый через месяц Ан-26 в районе границы был явно поражен более высотным вооружением.

Летчики штурмовой авиации, которые выполняли вылеты в том районе отмечали также по крайней мере один случай, когда Су-25 был сбит ракетой «воздух – воздух» с борта дежуривших «за ленточкой» российских МиГ-29.

Вообще в середине лета 2014 года украинское командование пустило в бой буквально все, что могло летать – так, например, были отмечены вылеты истребителей МиГ-29, которые мало приспособлены для ударов по наземным целям.

В итоге после серьезных потерь от применения авиации на линии соприкосновения отказались. После сентября 2014 года в прифронтовой зоне задействованы исключительно вертолеты, и то только для эвакуации раненных.

Эта вынужденная мера ни в коей мере не повлияла на ударные возможности украинской группировки в зоне АТО – уже к «Минску-1» в район было подтянуто достаточно количество дальнобойной артиллерии (в том числе и реактивной), которая чисто теоретически можно «достать» до любой точки на оккупированных территориях (естественно, что проверить этот постулат до сегодняшнего дня невозможно – на фронте сохраняется хрупкое перемирие).

Чи допоможе авіація нищити окупантів на Донбасі - фото 5

Бомбардировщики Су-24 сыграли важную роль в ходе боев, нанося удары за линией фронта с больших высот

Всего по подсчетам автора потери украинских ВВС в ходе боевых действий на Донбассе составляют 12 вертолетов (7 Ми-8, 5 Ми-24) и 13 самолетов (7 Су-25, 2 МиГ-29, 1 Су-24МР, 1 Ан-26, 1 Ан-30Б, 1 Ил-76МД). При этом количество техники, не подлежащей восстановлению вероятно было  на порядок больше.

После подписания Минских соглашений страной были предприняты беспрецедентные шаги по пополнению потерь матчасти и подготовки экипажей. Однако эта тема является военным секретом и о возрожденных из небытия «бортах» общественность узнает как правило только после фотографий споттеров на каком-то из аэродромов или редких сообщений СМИ.

Именно поэтому конкретные цифры привести крайне затруднительно и все цифры исключительно оценочные. Так, судя по фото и видео по состоянию на осень 2015 года восстановлено как минимум 6-7 штурмовиков Су-25 (причем активно ведутся работы по включению в состав бортового вооружения управляемых ракет Х-25 и Х-29), пять перехватчиков Су-27 (по некоторым данным в начале 2016 года в строю находится 36 машин - полноценная бригада). Есть также серьезные подвижки по введению в строй бомбардировщиков Су-24 и истребителей МиГ-29.

Достаточно много внимания уделяется восстановлению аэродромной сети – так, если на март 2014 года в стране функционировало 25% от аэродромов советских времен, то на январь 2016 года эта цифра выросла до 50%.

Формируются в ВВС и новые части, реорганизуются старые. Так, в Полтаве началось формирование 18-й бригаду армейской авиации (на вооружении Ми-24 и Ми-8, в том числе и достаточно современные Ми-8МСБ-В), серьезным штатным изменения подверглась 7-я бригада, вооруженная Су-24 (по некоторым данным в ее состав включили и истребительную эскадрилью).

Чи допоможе авіація нищити окупантів на Донбасі - фото 6

Истребители-перехватчики Су-27 составляют основу ПВО Украины на сегодняшний день

Наиболее масштабно пополняется парк транспортной авиации, что в принципе ожидаемо – именно по машинам Антонова в Украине есть полный производственный цикл. Есть заказы на новую авиатехнику и в Гособоронзаказе на 2016 год.  

Что касается возобновления полномасштабных боевых действий на Донбассе, то тут перспективы применения авиации крайне неясны. В случае столкновения напрямую с российскими ВВС, то тут вопрос только в том, как быстро украинская авиация будет уничтожена и успеет ли нанести сколько нибуть серьезный ущерб врагу. Что касается боевиков, то с одной стороны РФ передала боевикам достаточно большое количество средств ПВО и за это время судя по всему удалось подготовить расчеты для них. Практически на всех учениях фигурируют ПЗРК. Это создает серьезную опасность.

С другой стороны для нужд ВВС ударными темпами закупаются средства радиоэлектронной борьбы, которые при грамотном использовании могут серьезно осложнить работу ПВО, есть серьезные основания думать о наличии достаточно большого количества управляемого оружия большой дальности, которое позволит для уничтожения точечных целей не заходить в зону действия войсковой ПВО.

Какую – то реальную помощь оказали западные союзники, в том числе и США – не так давно для СМИ демонстрировались гермошлемы, однако громадный С-17 явно привез не только их. Вобщем, можно смело утверждать, что нас впереди ждет еще немало приятных сюрпризов. 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme