Какую надежду принесла Донбассу и Украине "безнадежная" берлинская встреча

Достижения берлинского саммита, от которого еще в процессе подготовки никто и ничего не ждал, в целом, оправдали ожидания. Потому и официальная "дорожная карта", и допуск вооруженной миссии ОБСЕ – это вещи, об эффективности которых можно говорить после их реализации, а не в момент принятия решения о создании

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Какую надежду принесла Донбассу и Украин…

"Безальтернативность Минских соглашений и нормандского формата", "потребность в немедленном прекращении вооруженного противостояния", "выработка механизма разведения сил" – все это речевые фигуры, которые за последние два года успели не то что изрядно надоесть – превратиться в пустой звук. На встрече в Берлине они часто и охотно повторялись всеми участниками переговоров.

Впрочем, ситуация с установлением мира на Донбассе дошла до той стадии, когда ограничение риторики встречи этими штампами выглядело бы абсурдом, а сама встреча – полным провалом. Что не входило в интересы ни одного из участников встречи.

Поэтому участники "четверки" пошли дальше – они заговорили о разработке "дорожной карты" имплементации Минских соглашений. Оставив за кадром вопрос о том, почему никто не озаботился этим вопросом в момент принятия соглашений – в следующих полтора года, хотелось бы надеяться, что подобный документ, теоретически, может способствовать деэскалации ситуации. Но только в том случае, когда обе стороны будут решительно настроены сначала его согласовать, а потом – выполнять.

Зато консервация ситуации и затягивание времени – это стратегия, которую, как ни парадоксально, считают выгодной и украинский, и российский президенты. Один надеется, что под давлением санкций Кремль рано или поздно пойдет на уступки. Другой надеется, что ресурсов хватит до следующего периода высоких цен на нефть – поэтому с политическими уступками можно подождать.

Поэтому возникает обоснованное подозрение, что согласование "дорожной карты" – это практически идеальный способ как для Киева, так и для Москвы продемонстрировать Западу свою настроенность на конструктивные переговоры. При том Банковая может спокойно отложить на неопределенное будущее проведение безумных выборов под дулами автоматов, а Кремль – спокойно осуществлять агрессию против Украины в теперешнем режиме без риска получить расширение санкций. При том обе стороны будут говорить о "объективных трудностях" в согласовании и действительно непростого документа.

Еще одним механизмом улучшения безопасности должна, по мнению участников саммита, стать вооруженная миссия ОБСЕ на Донбассе. Что, на самом деле, тоже сложно назвать абсолютной новостью. Эту идею Киев лоббирует уже достаточно давно. Более того, о том, что даже Россия соглашается на полицейскую миссию ОБСЕ на Донбассе, Порошенко говорил в интервью украинским телеканалам еще в апреле месяце этого года. Видимого прогресса в этом деле за шесть месяцев заметить как-то не удалось.

Что, наверное, и логично – потому что попытка введения такой миссии неизбежно продемонстрирует степень неуправляемости оккупированной части Донбасса. И, автоматически, убьет не только надежду Путина на проведение выборов по его правилам – но и "священную корову" Минских договоренностей.

Потому что "эксцессы исполнителей" – даже если Кремль на самом деле согласится на введение вооруженной миссии – являются практически неизбежными. Публика, которая воюет за сепаратистов, изредка нападала даже на невооруженных и, в общем, безобидных работников спецмониторинговой миссии – что уж тут говорить о вооруженных наблюдателях, если те вдруг попытаются помешать проходу колонн из России? Ситуация очень быстро перейдет к боевым столкновениям. Что однозначно станет поводом для сворачивания миссии.

И если с Донбасса на джипах с надписью "ОБСЕ" начнут убегать мужчины с штурмовыми винтовками и в бронежилетах, требовать провести там "честные и демократические выборы" станет уже как-то неспортивно.

Поэтому затягивание процесса создания такой миссии стоит в приоритетах не только Кремля, но и Франции с Германией. И все усилия Петра Алексеевича в этой истории, похоже, нам не помогут.

Собственно, поэтому и предложила фрау Меркель блестящую в своей абсурдности идею - принять закон и начать избирательный процесс перед тем, как зайдут вооруженные наблюдатели ОБСЕ. То есть для миротворцев в Донбассе еще явно опасно, а вот, например, агитировать за проукраинские партии там уже смело можно.

А в целом, каждый из участников вчерашней встречи получил почти то, что хотел. Путин продемонстрировал россиянам – и самому себе, если на то пошло, что еще может слетать в Берлин. Пройти сквозь строй немецкого почетного караула. Сделать "фоточки" с Олландом и Меркель. Поговорить об Украине и Сирии – и вернуться домой целым и невредимым. Несмотря на нервные заявления друга Франсуа о военных преступлениях.

Олланд и Меркель продемонстрировали собственную самоотверженность в деле установления мира на Донбассе (5 часов за одним столом с Путиным, не считая сирийских переговоров – это тоже подвиг). Они изобразили даже наличие пусть небыстрого – но ощутимого "прогресса" в этом деле. Завершать который, вполне вероятно, придется уже не им.

Петр Алексеевич снова счастливо избежал необходимости назначать дату выборов, к которым Россия стремится и желает ЕС, но которые станут фарсом и политической катастрофой для всех, задействованных в их подготовке.

Конечно, остались, наверное, и недовольные встречей. Ну, там солдаты ВСУ на блок-постах под обстрелами. Мирные жители прифронтовой полосы, к которым как "прилетало – так и будет "прилетает". Проукраинские беженцы, которые как не могли – так и не могут вернуться домой. Но всех их в Берлин вчера не приглашали. Поэтому свое недовольство они могут выразить за вечерним чаем или утренним кофе, и не портить при том впечатление от конструктивной работы международного саммита.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme