Ратификация ассоциации с ЕС: Почему Украина не проиграет от бойкота Нидерландов

До 1 ноября парламент Нидерландов должен решить украинский вопрос по ратификации ассоциации с ЕС. Но даже в случае провала, Украина останется в игре, хоть и рискует несколько другим. В частности, из-за НАЗК

Ратификация ассоциации с ЕС: Почему Укра…

25 октября начался рабочий визит министра иностранных дел Павла Климкина в Нидерланды относительно завершения ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Климкин планирует встретиться с главой внешнеполитического ведомства страны Бертом Кундерсом, президентом Верхней палаты голландского парламента Анке Брукерс-Кноль, а также лидерами политических партий и парламентских фракций.

Еще в конце прошлой недели на саммите Евросоюза обсуждался вопрос Украины. Ассоциации Украина-ЕС вынесли на саммит, но окончательного решения принято не было. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте еще заранее прогнозировал, что на саммите не будет принято решение за последствия нидерландского весеннего референдума, на котором большинство проголосовали за не ратификацию Соглашения об ассоциации Украина-ЕС. Хоть этот референдум и был консультативным, то есть таким, с которым по закону парламент может не считаться, но он имеет достаточно серьезные последствия.

Сегодня результат данного референдума ощущается в политической жизни Нидерландов. Апрельский референдум был организован структурами нидерландских политических партий евроскептиков из Партии свободы и представителей Социалистической партии, которые по опросам являются одними из фаворитов предстоящих выборов в Парламент Нидерландов. Они состоятся через полгода, поэтому вопрос ассоциации с Украиной стал краеугольным камнем популизма.

Парламент Нидерландов должен решить вопрос о ратификации "ассоциации" до 1 ноября. И хотя партии правящей коалиции - Народная партия за свободу и демократию, а также Либеральная партия - весной поддержали Украину, сегодня существует большая вероятность, что монолитности в их рядах перед выборами не будет. Так или иначе, а референдум показал голос избирателя. И рисковать рейтингом из-за Украины, даже несмотря на благосклонность Брюсселя, никто не хочет.

Однако, отсутствие ратификации Соглашения вряд ли будет означать сплошной провал для нас. Конечно, для отдельных политиков, в частности для президента Порошенко, в данный момент внутри Украины чревато разочарованиями электората. Скорее всего, Рютте найдет возможность затянуть процесс вопрос с ратификацией еще до следующего лета (до момента смены власти), как он делал это все это время после референдума. И парламент Нидерландов не проголосует за отмену ратификации, и не сообщит Брюсселю, что Соглашение об ассоциации с Украиной не может быть заключено. По крайней мере, в такой сценарий мы все верим и он вполне реален.

Зона свободной торговли и безвиз

Многих волнует вопрос, повлияет ли отсутствие ассоциации с ЕС на Зону свободной торговли или предоставление безвизового режима, который уже на ноябрь анонсировал Порошенко.

Дело в том, что наше Соглашение об ассоциации с ЕС уже временно применяется и большинство его статей юридически работают. За решение о "временном применении", кстати, проголосовал Совет ЕС и Соглашение было подписано еще в 2014 году. И это несмотря на то, что "ассоциация" не является действующей. Евросоюз работает в данной юридической плоскости с многими международными соглашениями. Чтобы не ожидать ратификации всех парламентов, на что уходит немало времени, соглашения применяются временно.

Тогда Нидерланды также согласились на данное "временное применение" Соглашения между ЕС и Украиной. То есть теперь, даже если парламент Нидерландов проголосует за отмену ратификации, на документ о "временном применении" это никак не повлияет. Поскольку, по базовому соглашению о принципах функционирования ЕС, страны-члены не имеют права отозвать голос и подпись под решением, которое уже было принято и опубликовано. Поэтому "временный период" для Украины будет длиться до момента ратификации соглашения или отмены "временного применения". А это означает, что Зона свободной торговли для Украины в безопасности. Вот такая вот юридическая коллизия.

Конечно, юридически можно отменить "временное применение" Соглашения Украина-ЕС. Для этого необходимо, чтобы Еврокомиссия или внешнеполитическая служба ЕС обратились к Совету ЕС с предложением, а там уже голосование, на котором большинство стран-членов ЕС должны проголосовать за приостановление применения Соглашения.

Но нынешний состав Еврокомиссии всегда выражал поддержку Украине и является почти нереальным то, что данный вопрос будет инициирован. Правительства же отдельных "антиукраинских" представителей ЕС здесь ничего не решают без Еврокомиссии и внешнеполитической службы ЕС.

Благодаря тому, что Украина прошла точку с утверждением "временного применения", сегодня наше Соглашение с ЕС защищено в вопросе Зоны свободной торговли. И от "подвешенного" состояния ратификации Соглашения об ассоциации мы никак не проиграем, поскольку данный "временный период" может действовать вечно. Хотя, Украина должна быть заинтересована в ратификации, поскольку никто не гарантирует, что следующий состав Еврокомиссии резко не станет пересматривать вопрос "временного применения" и на Совете ЕС не будут голосовать за отмену соглашения. Однако, ситуация в Нидерландах сегодня, в лучшем случае, дарит нам "подвешенное состояние". Потому что верить в то, что Рютте сможет вытянуть ситуацию и как-то договориться с парламентариями, чтобы те проголосовали за ратификацию вопреки мнению "избирателей" на референдуме, близка к нулю.

Относительно других вопросов, в частности предоставления Украине безвизового режима, голосование за которое может состояться до 24 ноября, то здесь баталии по асоциациации в Нидерландах вряд ли играют определенную роль. Их можно рассматривать исключительно как показатель настроений. Так, Совет ЕС должен обнародовать свое решение относительно "безвиза", а уже потом будет голосование на пленарном заседании Европарламента. Ратификация ассоциации была бы позитивным сигналом для тех, кто сомневается относительно "безвиза" с Украиной в ЕС. Но и "подвешенное" состояние из-за Нидерландов не играет здесь ключевой роли. Ее могут сыграть, скорее, внутренние проблемы в Украине, в частности - антикоррупционная реформа. The New York Times уже написал статью относительно того, что "систему электронного декларирования пытаются заблокировать через парламент и даже уничтожить физически". Данный материал получился в разрезе неработающего сайта НАЗК, а также постоянных ошибок, несовершенства самой системы и вероятности непредставления деклараций 50 тысячами чиновников до 30 октября (крайний срок МВФ), что может привести к отсутствия транша МВФ.

Провал этой реформы так или иначе повлияет и на "безвизовые" настроения в ЕС.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme