Что делать Украине, если 1 сентября Путин прекратит стрелять

Прекращение огня на Донбассе с определенной точки зрения является для украинской власти является не меньшим вызовом, чем продолжение боевых действий

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Что делать Украине, если 1 сентября Пути…

На протяжении последних трех суток стрелять на Донбассе стали заметно меньше. Вполне вероятно, что с 1 сентября (с этой даты Путин пообещал Меркель и Оланду прекращение огня) стрелять не то чтобы перестанут, но уменьшат огонь до такого уровня, что даже скептики смогут поверить, что схватки, которые все еще будут происходить, - случайность.

"Ястребы" Ляшко, Тимошенко и Садового могут убеждать всех (или даже верить сами), что "затишье" было затеяно, чтобы подтолкнуть украинский парламент к "предательскому выполнению Минских соглашений". Правда, слухи о том, что Порошенко решил "притормозить" принятие изменений к Конституции до конца года (по нашим данным, даже до февраля 2016 года), делает такой вариант откровенно фантастическим.

Конечно, последнее донбасское затишье может быть просто способом обеспечить надлежащий информационный фон для визита Путина на Генассамблею ООН. Правда, в таком случае вопрос "что делать с донбасским миром" потеряет актуальность уже через 4-5 дней.

Но на самом деле все может пойти и по-другому. Может наступить более-менее стабильный мир. Более-менее по условиям Минск-2. На выходе Украина получит бонус в виде уменьшения человеческих потерь, и возможность несколько уменьшить расходы на ведение АТО. Впрочем, бонусом дело не ограничится.

После выхода конфликта из активной вооруженной фазы в международно-политическом смысле события на Донбассе отойдут на второй план. Особенно на фоне колоссальных проблем самого ЕС с мигрантами. Украина потеряет свой постоянный козырь "единой стороны конфликта, которая немного выполняет Минские соглашения".

А тем временем нам придется жить рядом с относительно "мирными "ДНР" и "ЛНР". Жители которых поймут, что их "предали все". Взамен бандам сепаратистов не пришли ни "путинский порядок", ни киевские освободители. А бандиты получили возможность полулегально жить в своем маленьком феодальном мире шахт и терриконов. Теперь уже мертвых. При том деньги на "финансовую гальванизацию угольного трупа" из Киева больше не придут. Их там нет.

Осознание полной бесперспективности дальнейшей жизни в таких "мирных "ЛНР" и "ДНР" может спровоцировать новую волну переселения, вполне сравнимую с количеством беженцев периода войны. Которые тоже не будут спешить вернуться на Донбасс, где перестали летать снаряды и меньше российских солдат - но все остальное фактически не изменилось.

Що робити Україні, якщо 1 вересня Путін припинить стріляти - фото 1

Интересной получается и военная дилемма центральной власти. С одной стороны, перемирие совершенно не гарантирует невозможности новых эскалаций со стороны сепаратистов - при том в произвольный момент. С другой стороны, прекращение активных боевых действий и "формальный мир" превратит и без того уже непростой процесс мобилизации украинцев на настоящий "праздник". О влиянии этого праздника на рейтинг пропрезидентских сил догадаться, в общем, несложно.

Складывается впечатление, что насладившись гибридной войной, и почувствовав на себе результаты войны экономической, Путин, возможно, решил испытать на устойчивость к экономическому и политическому коллапсу и Украину.

И при всем этом, как ни крути, альтернативы миру нет. Даже плохому. Даже минскому.

Вот только мир этот ставит перед украинской властью новые, кое в чем более радикальные вызовы, чем война. Хотя бы потому, что "списать на мир" все то, что до сих пор власть списывала на войну, больше не получится.

Например, обеспечивать спокойствие вокруг оккупированного Донбасса и фильтрацию всего, что попытается расползаться оттуда по Украине в течение достаточно длительного времени, могут только адекватные спецслужбы и профессиональные военные. А не за тридцать дней "подготовленные" бойцы "двадцать второй волне добровольно-принудительной мобилизации". При отсутствии мотивации или постоянных боевых действий, в условиях скуки и призрачной безопасности банально сопьются задолго до конца летнего срока мобилизации. Эту профессиональную армию придется создать, и не со скоростью в 2 тысячи контрактников за год, чем тешится сегодняшнее Минобороны, а быстрее. И обеспечивать и содержать ее должно государство, а не волонтеры. Потому что последним, потратив "подкожные запасы", придется возвращаться к работе, чтобы прокормить собственные семьи.

А обеспечить хоть немного адекватное восстановление Донбасса можно только путем привлечения значительных бюджетных и западных средств. И проведения прозрачных тендеров, которые выигрывают наименее затратные проекты. Потому что первый же разворованный западный кредит на восстановление Донбасса станет последним. А первая безнаказанно разворованная порция бюджетных денег откроет такую "дыру возможностей" для всех причастных к восстановлению, что скоро в ней исчезнет весь бюджет.

И привлечь к Украине жителей занятых сейчас сепаратистами территорий можно не многократным исполнением гимна, и не принудительным изучением Кобзаря наизусть, как того бы хотелось "профессиональным патриотам". Их лояльность к проекту "Украина" можно обеспечить, только если предложить им в этом проекте привлекательное для них будущее. Ну, и не только предложить, конечно. В этом плане катастрофа угледобывающей отрасли и разрушение шахт - это тоже своего рода шанс на перемены, который мог бы подвести черту под определенным этапом прошедшего "шахтерского края".

Выполнение всех этих задач требует незаурядной фантазии, менеджерского таланта и личной честности. То есть добродетелей, вполне чуждых украинской правящей элите. Но выполнять эти задачи придется. В противном случае мы просто обречены.

Наконец, без роста эффективности государственного механизма мы обречены в любом случае. С Донбассом - или без него.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme