Как Коломойский и Найем решили приватизировать лоббизм

Вокруг двух проектов закона о лоббизме ожидаются серьезные споры. В частности, вокруг того, действительно ли нам так нужно узаконить лоббистов в Украине

Как Коломойский и Найем решили приватизи…

Вокруг того, надо ли вводить закон о деятельности в сфере лоббизма в течение многих лет ломают копья различные политические силы. Некоторые представители общественности отмечали, что вопросы лоббирования должна быть хоть как-то регламентированы в законодательстве. Тем более в Украине лоббизм цветет и пахнет, несмотря на любые юридические моменты. В результате представители депутатских группировок попытались законодательно урегулировать данную непростую тему. Впрочем, оба законопроекта вызывают очень много вопросов.

Стоит отметить, что данной темой ранее занимались все кому не лень. В частности, в 2010 году закон о лоббизме зарегистрировал одиозный "регионал" Валерий Коновалюк, который очевидно решил показать свою приверженность к демократическим ценностям. Впрочем, этот документ до зала Верховной Рады так и не дошел. В общем, тема лоббизма то утихала, то снова поднималась политиками без никаких результатов.

Разговоры активизировались после Майдана. В конце концов, сразу два законопроекта (один альтернативный) были подготовлены для рассмотрения Верховной Радой. Первыми тему лоббизма "приватизировали" представители "Укропа" - а фактически Игоря Коломойского. Фамилии авторов говорят сами за себя - Тарас Батенко, Александр Дубинин, братья Александр и Виктор Шевченко, Валентин Дидыч, Виталий Куприй и Ирина Констанкевич.

В подготовленном ими проекте закона №5144 "О лоббизме", предлагается создать Единый реестр лоббистов Украины. Органом регистрации субъектов лоббизма является Министерство юстиции Украины. Одновременно предлагается создать ряд органов, который должен заниматься вопросами лоббизма в Украине. Речь идет об Ассоциации лоббистов Украины, совете лоббистов в регионах и даже съезд лоббистов. Зачем такое количество органов с учетом того, что лоббисты в отличие от тех же адвокатов не выполняют никаких государственных функций, совершенно непонятно.

Интересно, что по замыслу авторов, осуществление лоббизма "гарантируются свободным доступом субъектов лоббизма к помещениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий". То есть фактически лоббист – это человек, который, как минимум, сможет поесть в парламентской столовой. Тот факт, что лоббистом при желании сможет стать любой "городской сумасшедший", никого, похоже, не беспокоит...

Достаточно сырым вышел и альтернативный законопроект группы депутатов во главе с Мустафой Найемом, который был подан в последний момент. Впрочем, под данным документом подписались влиятельные депутаты. В частности, речь идет о главе фракции БПП Игоре Грыниве и его представителях фракции Леониде Козаченко, Андрее Вадатурском, Марии Ионовой, представителях "Самопомочи" Ярославе Маркевиче и Наталье Веселовой, а также членах "Батькивщины" Александре Кужель и Елене Кондратюк. Всего - тринадцать депутатов. Такое представительство может свидетельствовать о серьезности намерений.

Что же касается документа, то его преимущество заключается в отсутствии искусственных органов управления. Впрочем, есть и очень серьезный недостаток: такое впечатление, что во время написания этого документа Найем и другие упомянули лишь о существовании Верховной Рады, забыв про все другие органы власти. Так, все функции украинских лоббистов по их версии сводится к тому, что лоббист работает только с парламентом. Правительства, местных органов власти будто и не существует в природе.

Интересно, но в отличие от "укроповского" законопроекта разгуливать по властным коридорам лоббистам не разрешается. Единственное – это «беспрепятственный доступ, по предварительной аккредитации, на заседания комитетов Верховной Рады Украины». Все...

При этом Электронный реестр субъектов лоббирования предлагается вести Аппаратом Верховной Рады. Бороться с тем, что лоббисты не устроили коррупцию должно Национальное Антикоррупционное Бюро Украины, как ежеквартально получать сводную информацию с реестра о деятельности субъектов лоббирования, в котором также будут показаны финансовые результаты работы. Впрочем, здесь авторы явно дали маху: мониторингом финансовой деятельности занимается Национальное агентство по предотвращению коррупции при Кабинете министров, а не НАБУ.

Очевидно, во время принятие одного из этих законопроектов (очевидно, документ группы Коломойского здесь не является фаворитом), нас ожидает серьезная дискуссия среди парламентариев. Во-первых, ожидается огромное количество поправок. Во-вторых многим из депутатов будет не очень понятно, зачем легализировать лоббизм, если всем и так неплохо живется, а функции лоббистов фактически выполняют помощники народных депутатов, которые готовят и рассылают депутатские запросы и обращения...

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme