Высший админсуд просит Порошенко ветировать закон о статусе судей

Высший административный суд Украины просит президента Украины Петра Порошенко применить право вето к Закону Украины "О судоустройстве и статусе судей"

Этот документ определяет новые правовые и организационные основы функционирования судебной власти, передает depo.ua со ссылкой на пресс-службу ВАСУ.

"В то же время закон частично не соответствует требованиям статей 1 и 8 Конституции Украины, согласно которым Украина является правовым государством, в котором признается и действует принцип верховенства права, элементом которого является принцип правовой определенности, о чем неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Украины", - считают в ВАСУ.

Там объяснили, что частью пятой статьи 125 принятого ВРУ закона "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)" предусматривается, что с целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды.

"Но эта статья полностью проигнорирована законом "О судоустройстве и статусе судей", а также не приняты во внимание рекомендации, которые 23 октября 2015 года Европейская комиссия "За демократию через право" (Венецианская комиссия), которыми признается существование административных судов автономной судебной системы", - отметили в пресс-службе.

Возглавлять вертикаль административных судов имеет лишь единственный, никому не подчинен Высший административный суд Украины, который организационно, юридически и процессуально будет полностью самостоятельным и независимым.

"Итак, предложенные законом организационные основы системы административных судов нарушают целостность этой системы, содержат существенные угрозы конституционным гарантиям права граждан на судебную защиту от неправомерных действий субъектов властных полномочий", - сказали в ВАСУ.

Отмечается, что часть первая статьи 31 закона предусматривает, что в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел. Соответственно, может возникнуть проблема относительно апелляционного и кассационного обжалования решений судов, поскольку она не предусмотрена в законе.

Часть вторая ст. 31 закона предусматривает исчерпывающий перечень высших специализированных судов, а именно Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд. Перечень высших специализированных судов, приведенный в законе, является неоправданным с точки зрения финансовых затрат для обеспечения деятельности такого суда (большая нагрузка на государственный бюджет) и одновременно с точки зрения нагрузки на судью (малое количество соответствующих дел для этих высших специализированных судов).

Также часть вторая ст.. 61 закона содержит перечень сведений, которые должен указать судья в декларации родственных связей судьи. При этом не учтены ситуации, когда родственники не желают предоставлять сведения о себе или находятся с судьей в неприязненных отношениях.

Статьей 106 закона предполагается установить дополнительные основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, а именно: непредставление или несвоевременное представление декларации родственных связей судьей в порядке, определенном настоящим законом; представление декларации родственных связей судьи заведомо недостоверных (в том числе неполных) сведений; декларирования заведомо недостоверных (в том числе неполных) утверждений в декларации добропорядочности судьи.

В ВАСУ отметили, что предложенные законом изменения направлены на нивелирование закрепленного в статье 126 Конституции Украины положения о независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины.

"Учитывая изложенное Высший административный суд Украины считает, что этот Закон направлен на разрушение системы административного судопроизводства, внедрение которого является свидетельством развития демократического, правового государства в соответствии с европейскими стандартами и гарантией права лица на справедливый суд. Закон противоречит нормам действующей Конституции Украины и принятого Верховной Радой Украины 2 июня 2016 года Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", является Законом с высокой долей коррупционной составляющей и приведет к ликвидации института независимости судей, невозможность осуществления эффективной судебной защиты прав граждан и юридических лиц", - заявили в ВАСУ.

Напомним, что Верховная Рада 2 июня приняла во втором чтении и в целом президентский законопроект "О судоустройстве и статусе судей", а также Закон "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)", который имеет деполитизировать судебную систему и создает механизм для обновления судейского корпуса.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme