Власть

В Украине началась война за то, кто будет иметь Генпрокурора

Дискуссия вокруг полномочий веток власти разгорелась с новой силой. Теперь все дискутируют о том, кто должен принимать кадровые решения по Генпрокурору

26 ноября 2015, 15:20

В Украине началась война за то, кто будет иметь Генпрокурора

фото: УНІАН

Должен ли Президент назначать Генерального прокурора, или это должна делать Верховная Рада? Именно этот вопрос вызвал оживленную и жесткую дискуссию среди "диванной сотни" после представления главой государства проекта изменений в Конституцию, касающихся реформы правосудия. Стоит отметить, что глава государства предлагает лишить Верховную Раду права выражать недоверие Генеральному прокурору, которое имеет следствием его отставку с должности. Вместе с тем, парламент и в дальнейшем сможет давать согласие на назначение и увольнение президентом главы ГПУ.

В результате, огромное количество разнообразных горе-экспертов заговорили о попытке Порошенко узурпировать власть, окончательно подмяв под себя главный следственный орган. Впрочем, по мнению хоть и экс-нардепа от Партии регионов, но действительно авторитетного и известного юриста Сергея Головатого, такой проект – это европейский стандарт. И главная проблема кроется не в механизмах, а в личностях. "Политические органы не должны принимать никакого участия в формировании институтов, которые входят в систему правосудия. Судьи должны быть независимыми, прокуроры должны быть независимыми, адвокаты должны быть независимыми, следователи должны быть независимыми. Все эти виды юридических институтов, которые входят в систему правосудия, не должны быть зависимыми от политических органов, президента, Верховной Рады. Это европейский стандарт, прокурор за реформой входит в систему правосудия так же, как адвокатура", - отметил он.

По словам Головатого, защита, обвинение, а также судья, который решает дело, за реформой входит в систему правосудия. "Сейчас, по действующей Конституции, она отдельно стоит, и по советской системе отдельно. Прокуроры всегда говорили – мы четвертая ветвь власти. Нет, есть только три ветви власти. Поэтому там влияния Верховной Рады не должно быть, как и президента. Теперь и назначение, и увольнение будет по согласованию обоих институтов – и увольнение, и назначение с согласия Верховной Рады. Зеркальная ситуация. Но вотум недоверия – это политическая функция, вотум недоверия  депутаты могут правительству выразить, политики политикам, но не представителям правосудия. Если Верховная Рада устраняется от процедуры назначения судей и увольнения судей, это касается и прокурора. Это требование верховенства права, это европейский стандарт, и точка", - подчеркнул Сергей Головатый.

Иными словами, недостатки действующего и будущих генпрокуроров стоит искать в качестве субъектов, имеющих отношение к назначению. При нынешней парламентско-президентской системе было назначено два прокурора с подачи президента – Виталий Ярема и Виктор Шокин. За того же Виктора Шокина с подачи Петра Порошенко проголосовало 318 нардепов, то есть конституционное большинство. Можно вспомнить и назначение генпрокурором Олега Махницкого – без всякого представления было принято решение, что за него надо проголосовать, поскольку по квотному принципу (который, кстати, в законодательстве нигде не упоминается) это место предоставляется "Свободе".
Поэтому, если подвести черту под тремя пост-майдановскими прокурорами, то вывод напрашивается один: какой Президент и какая Верховная Рада, такой и Генпрокурор. Не лучше и не хуже. "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь", - как говорят в России.

Также не стоит забывать, что те кто считают, что парламент остается совершенно не при делах, абсолютно неправы. Ведь у ВР остается право давать согласие на назначение и увольнение Генпрокурора. Если Порошенко, условно говоря, снова захочет видеть Ярему в кресле генпрокурора, то парламент имеет полное право отказать ему. Другое дело, как президент выбирает кандидатуру, которую он будет подавать парламенту. Так, Порошенко может провести конкурс, но вся страна видит, как можно сделать из конкурса абсолютно формальную вещь. Таким образом, остается немало вопросов, которые зависят от лиц, принимающих решения, а не от закона, который в Украине научились виртуозно использовать, как дышло.

Больше политических новостей читайте на Depo.Власть

Loading...
Loading...