• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Пальмирские трофеи. Путин дал возможность ИГИЛ сбивать гражданские самолеты?

Генерал-лейтенант армии США Стивен Таунсенд, командующий силами международной коалиции против ИГ, заявил, что по всей видимости в руках джихадистов оказались средства ПВО
Фото: taringa.net
Фото: taringa.net
Реклама на dsnews.ua

Падение Пальмиры почти неделю назад привело к тому, что в руки боевиков "Исламского Государства" попало большое количество самого разного вооружения. На многочисленных видео, которые щедро выкладывают исламские пропагандисты, видны танки, бронеавтомобили, множество легкого стрелкового оружия. Однако в среду генерал-лейтенант армии США Стивен Таунсенд, командующий силами международной коалиции против ИГ, заявил, что по всей видимости в руках джихадистов оказались средства ПВО. Мало того, он выразил уверенность, что союзная авиация готова в ближайшее время нанести удары по боевикам, захватившим Пальмиру.

Так как в самой Пальмире никаких средств ПВО по видео не замечено, то скорей всего американский генерал говорил о батарее ЗРК С-125 "Печора", к северу от авиабазы ВВС Сирии "T4", взятой под контроль наступающими игиловцами буквально "по пятам" "тактически отступающих" российско-ассадовских войск.

На фото и видео реально видны несколько комплектов таких ЗРК с пусковыми установками и РЛС наведения. Казалось бы, почему так занервничали американцы? Ведь комплекс не то, что старый, а очень древний - принят на вооружение аж в далеком 1961 году и явно его возможности ни идут ни в какое сравнение с потенциалом современных самолетов. Ну, посудите сами - диапазон высот - от 0,02 до 16 км, максимальная дальность на высоте 6 км - всего 17 км, а время автозахвата цели целых 8 секунд.

То есть он не представляет серьезной опасности даже для такого достаточно не современного штурмовика типа А-10 "Тандерболт", чего уж говорить о F-15 или F-16 последних серий.

Однако для маломаневренного транспортного Ил-76 или огромного "Руслана" даже такая древняя ракета может быть крайне опасной. Как и для любого вертолета.

Определенную опасность комплексы могут представлять для гражданских лайнеров. Особенно если вспомнить высоты, на которых обычно располагаются коридоры полетов гражданской авиации - а это 5-6 километров. Впрочем и повышение высот до 10 километров не спасет от возможной атаки - вспомним сбитый над Донбассом "Боинг". С другой стороны все авиакомпании старательно избегают районов активных боевых действий и прокладывают маршруты исходя из опасности поражения с земли.

Однако в этой истории есть один нюанс - в отчетах о поставках вооружений Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) есть запись об огромном контракте между Россией и Сирией от 20011-2013 года, в котором кроме б/ушных Т-72Б, БРТ-82А, ПТРК "Корнет" и прочего есть такой интересный пункт как "модернизация ЗРК до версии "Печора-2".

Реклама на dsnews.ua

А это уже несколько меняет ситуацию. Так, по дальности характеристики фактически нового комплекса увеличены до 20 км, максимальная дальность на высоте 6 км повышена до 25 км, время автозахвата уменьшено до 2,5 - 3 секунд. Кстати, именно на этот вариант равняются и наши украинские оружейники, которые прямо сейчас проводят модернизацию имеющихся комплексов С-125. Причем есть сведения, что несколько поднятых с хранения комплексов уже включены в систему ПВО страны. То есть, по всей видимости, считается, что они могут оказаться полезными в случае массированного авиационного наступления "северного соседа".

Немаловажным является и тот факт, что комплекс был достаточно распространенным на Ближнем Востоке начиная с 1970-х годов и у арабов должно быть достаточно большое количество подготовленных расчетов. Впрочем, как говорят советские ветераны ПВО комплекс весьма прост к освоению и не требует особых усилий.

Если говорить о возможности поражения захваченных комплексов с земли или воздуха, то если в руки джихадистов попала целая батарея, то в ней штатно предусмотрены средства для буксировки ЗРК. Кстати, именно так действовали советские зенитчики - устраивая "ракетные засады" - в 1969 - 1970 годах во время так называемой "Битвы за Канал", когда были сбиты несколько израильских самолетов. Кстати, это единственный раз, когда ВВС Израиля получили "щелчок" от советских военспецов (правда, не без потерь для последних). Уже в 1982 году во время ливанской войны советские и сирийские расчеты ЗРК жестко уничтожались израильскими летчиками без потерь.

Есть, конечно, и еще один вероятный вариант - комплексы уже давно не представляют собой боевую единицу и просто либо выведены из строя, либо пришли в ветхость из-за недостатка технического обслуживания в ходе гражданской войны - сложно представить, что сюда на край света добирались заводские бригады из России или Беларуси для поддержания готовности.

Если это не так и комплексы вполне себе рабочие, то вариант дальнейшего развития ситуации вокруг них весьма печальный - сначала трагедия как с "Боингом" в июле 2014 года - ну а потом "лучшие друзья Хезболлы" могут уже выгрести от мирового сообщества гораздо сильней - и дело вряд ли ограничится санкциями.

    Реклама на dsnews.ua