Власть

Что делать новому премьеру с чужими "любими друзями"

Создав коалицию на двоих с Народным Фронтом, Порошенко очень рискует

22 марта 2016, 12:00

Что делать новому премьеру с чужими "любими друзями"

Сейчас в СМИ активно обсуждают новые слухи о переформатировании правительства. Так, по информации журналистов, главным претендентом на должность премьер-министра сегодня является спикер Владимир Гройсман. Состав его правительства предварительно будет выглядеть следующим образом: нынешний руководитель Администрации президента Борис Ложкин претендует на должность первого вице-премьера-министра, который будет курировать экономику, вице-премьером останется Геннадий Зубко.

Министром финансов может стать Иван Миклош, экс-министр экономики Словакии, а вице-премьером по евроинтеграции депутат Иванна Климпуш-Цинцадзе, которая ранее возглавляла организацию «Ялтинская европейская стратегия», которую организовывал олигарх Виктор Пинчук.

За Арсением Яценюком и Народным Фронтом в случае достижения договоренностей остается пять министерских портфелей. В частности, очевидно, министерство внутренних дел во главе с Арсеном Аваковым и министерство юстиции во главе с Павлом Петренко. Также вместо Сергея Квита Министерство образования должен возглавить нардеп от "Народного фронта" Лилия Гриневич. Государственную фискальную службу - по предварительной договоренности - возглавит Нина Южанина. Министерство здравоохранения - заместитель главы АП Дмитрий Шимкив, Министерство культуры - народный артист Украины Евгений Нищук, который уже занимал эту должность сразу после Революции Достоинства.

Фактически коалиция будет создана на двоих – между БПП и НФ. Возможно, к коалиции присоединится Олег Ляшко вместе со своими «радикалами». Также к большинству могут приобщить внефракционных, "Возрождение", людей Коломойского. Про «Батькивщину» и «Самопомич», похоже, можно забыть как об участниках коалиции. Обе силы явно настроены на перевыборы Верховной Рады. В любом случае, без двух этих фракций коалиция может прожить, но стабильной ее назвать будет трудно. В конце концов, и при участии мелкочленов она никогда не была стабильной. Нелегкое дело координировать новую конфигурацию выпадет, скорее всего, Андрею Парубию, который планируется на спикера. А помогать ему будет в качестве первого вице-спикера нынешней представителей президента в ВР Степан Кубив.

Если такая политико-управленческая система будет выстроена, то Петр Порошенко и, наконец, Владимир Гройсман очень рискуют. И вот почему.

Мы уже писали, что Яресько - это последний шанс Украины. Проигрышный. Объясняли мы этот тезис тем, что у нынешней власти при нынешних общественных настроениях есть сейчас только одна попытка изменить ситуацию. Если этого не получится сделать, то встанет вопрос о полной замене власти вместе с президентом, что несет внутри - и внешнеполитические риски. От того, что фамилия Яресько меняется на Гройсмана все эти риски не уменьшаются. А с учетом того, что властный пасьянс расписывается фактически на двух - БПП и НФ, то в чем-то и увеличиваются.

Во-первых, Порошенко и БПП теряют такой громоотвод как НФ и Яценюк (правда, он уже фактически перестал выполнять эту функцию). В новом формате президент начинает нести всю ответственность за деятельность правительства и парламента, а также и за "любих друзів" Яценюка - Авакова, Петренко и других.

Во-вторых, нестабильность большинства в парламенте будет очень мешать работе Кабмина, законопроекты которого могут тормозиться усилиями мелких лоббистов, которые будут торговать своими голосами. При этом правительству Гройсмана следует ожидать беспощадной критики и постоянной раскачки ситуации со стороны Саакашвили, Тимошенко и Оппоблока, а также "Самопомочи", которая, конечно, будет вести себя более сдержанно. Напомним, что интересы Садового во Львове для него превыше всего - а обеспечить их без сотрудничества с Кабмином сложно.

В-третьих, стоит понимать, что хотя Владимир Гройсман и зарекомендовал себя как эффективный менеджер на посту мэра Винницы (впрочем, как и спикеру ему удавалось удачно разруливать разные ситуации в ВР), но в этом областном центре у него была своя команда, которую он тщательно формировал годами. Другое дело – это наличие абсолютно разношерстной министерской "тусовки", которая выбрана по квотному принципу. В правительстве будут существовать сразу несколько независимых центров влияния - например, Авакова и Ложкина, которые будут подчиняться премьеру лишь условно и усиленно будут интриговать. В таких условиях сделать прорыв, прежде всего, в экономике, в социальной политике и в борьбе с коррупцией, будет чрезвычайно сложно. И если общество не увидит в течение 6 месяцев хоть какие-то положительные сдвиги, то с общественной отвращением к новой коалиции БПП и НФ, правительства и Порошенко можно будет сравнить разве что нынешний антирейтинг Яценюка. Или его папередника Азарова. Кстати, не исключено, что Яценюк как пока что премьер, а потом уже как "папередник" будет делать все, чтобы доказать - он в качестве главы Кабмина был не худшим вариантом. Это будет нужно Арсению Петровичу не только, чтобы отомстить, но и для того, чтобы продолжить свою политическую карьеру.

Что будет делать в этих условиях Запад? Созерцать, по возможности сотрудничая, но по мере нарастания усталости, склоняясь к радикальной перезагрузке власти через перевыборы и президента, и парламента. Для Украины это достаточно пессимистичный сценарий, ведь она опять должна будет все начинать с начала. И избежать этого, в принципе, можно - дело за малым, как это не банально звучит, властям пора начинать что-то делать.

Больше новостей политики читайте на Depo.Власть

Loading...
Loading...