Власть

Почему Президенту надо еще больше власти над судами

Президент должен не просто иметь возможность разгонять суды, но и быть обязанным это сделать

02 июня 2016, 15:00

Почему Президенту надо еще больше власти над судами

фото: УНІАН

Сегодня Верховная Рада со скандалами, криками и демонстрацией "гранаты" приняла незапамятные законы по судебной реформе Украины. Речь идет о законе о судоустройстве и статусе судей и изменениях в Конституцию относительно правосудия.

Проголосованные законопроекты глобально меняют всю систему правосудия, вводя новую трехуровневую систему судопроизводства с Верховным судом во главе, меняя систему отбора судей и их назначения, существенно ограничивается судейская неприкосновенность, меняется система оплаты труда судей. Но украинцев во всей судебной реформе волнует лишь один вопрос – вычистят ли из украинских судов всех продажных судей. А такие в наших судах если не все люди в мантиях, то подавляющее большинство. И в этом контексте действующей реформы есть довольно много вопросов.

Как уже писал depo.ua, первую скрипку в судебной системе Украины после внедрения реформы будет играть новый орган – Высший совет правосудия. Этот совет будет принимать окончательное решение о назначении судей на должность, увольнении судей и давать разрешение на привлечение судей к ответственности за правонарушения включительно с разрешением на арест.

Полномочия нового органа в общих чертах прописаны в проголосованных сегодня изменениях в Конституцию. ВСП будет состоять из 21 члена, действующего председателя Верховного суда и 10 судей или судей в отставке, которые будут избираться съездом судей. Еще на 10 мест в равных пропорциях - по двое – членов будут назначать президент, Верховная Рада, съезд адвокатов, конференция прокуроров, съезд юридических вузов. Сами судьи автоматически получают большинство в ВСП, которая в свою очередь и будет формировать весь судейский корпус. Но это только в случае, если вынести за скобки фигуру президента, но Петр Алексеевич быть за скобками судейской системы отнюдь не планирует и после реформы будет играть в ней решающую роль.

По новому законодательству, Высший совет правосудия будет создаваться на базе Высшего совета юстиции. Более того, пока состав ВСП окончательно не избран, действующий состав ВСЮ будет выполнять его функции. В переходных положениях закона об изменениях к Конституции даже установлен предельный срок, до которого должен быть избран состав ВСП, и это 30 апреля 2019 года. То есть в ВСЮ есть три года чтобы, выполняя функции ВСП, переформатировать состав судейского корпуса так, как ему заблагорассудится. И президент имеет все возможности влиять на этот процесс, ведь возглавляет ВСЮ Игорь Бендисюк, назначенный туда президентом, и господин Бендисюк уже давно создал в этом органе пропорошенковское большинство.

Итак, после того, как реформа вступит в силу, президент будет иметь возможность и инструментарий разогнать большинство действующих судей, которые вряд ли соответствуют новым довольно высоким требованиям к ним. Такой шаг явно помог бы главе государства поправить ситуацию с собственным рейтингом, но президент явно не будет этого делать, и не только потому, что не считает это правильным (о чем он неоднократно публично заявлял) а еще и потому, что новый закон отнюдь не обязывает его это делать. В тех же переходных положениях указано, что все судьи, которые находятся сейчас на должностях (и назначены на 5 лет, и бессрочно) остаются в своих креслах до окончания срока их полномочий, и уволить их можно только так сказать на общих основаниях. Конечно, ВСЮ под вывеской ВСП при желании сможет найти за что уволить того или иного судью, и теоретически заменить можно большую часть судейского корпуса, но для этого нужна политическая воля, о которой много говорят и которую редко обнаруживают.

Отдельно стоит отметить, что президент кроме опосредованного контроля над ВСП будет иметь и непосредственный контроль над судами вплоть до конца 2017 года. "До внедрения нового административно-территориального устройства Украины согласно изменениям к Конституции Украины относительно децентрализации власти, но не дольше чем до 31 декабря 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет Президент Украины", - говорится в переходных положениях Конституции. Ликвидация и реорганизация, если кто не в курсе, это еще один вполне законный повод устроить в судах масштабную чистку с увольнениями, какой бы президент мог воспользоваться напрямую.

В целом к повышению роли президента в судебной системе можно относиться по разному. Кому-то это кажется узурпацией; кто-то - наоборот – все еще надеется, что президент сможет разогнать продажное судейское гнездо своим волевым решением. Но, исходя из вполне очевидного желания украинцев разобраться наконец с насквозь прогнившей судебной системой, было бы правильно, чтобы судебная реформа не просто давала возможность, а обязывала кардинально поменять судей. И если бы такое обязательство вместе с полномочиями получил именно президент, никто бы, скорее всего, не был против и не занимался теориями об узурпации.

Больше новостей политики читайте на Depo.Власть

 

Loading...
Loading...