Конституционный суд отложил выборы на Донбассе в долгий ящик

Конституционный суд Украины наконец-то обнародовал свое заключение относительно толкования понятия "следующая очередная сессия"

Конституционный суд отложил выборы на До…

Вот только актуальность этого вопроса за почти два месяца, что прошли от депутатского представления, существенно снизилась. А выборы на Донбассе в рамках Минских соглашений, под которые и писалась самая противоречивая часть изменений к Конституции, и без того выглядят абсолютным призраком.

Сегодня Конституционный суд наконец огласил свое заключение по делу, которое наделало немало шума еще в январе. Изучив мнение "ведущих научных учреждений", судьи ответили на вопрос, как правильно интерпретировать записанную в Конституции норму, что окончательно утверждать изменения к Основному закону парламент может на следующей очередной сессии после предварительного одобрения изменений.

По мнению Конституционного суда, "следующая очередная сессия" – это не обязательно только та сессия, которая идет непосредственно за той, на которой были предварительно одобрены изменения в Конституцию, а любая следующая сессия. Как и любое решение Конституционного суда, это является окончательным и не подлежит пересмотру.

Соответствует ли такая трактовка букве и духу Конституции? Это вопрос для узкого круга специалистов-юристов, и можно не сомневаться, что споры вокруг этого решения еще будут. Нас же сейчас интересуют прежде всего политические и геополитические последствия, а их, честно говоря, очень немного.

Для начала напомним, когда и зачем этот вопрос встал на повестке дня. Накануне 2 февраля этого года, когда должна была начаться текущая сессия Верховной Рады, группа из 51 нардепа от БПП обратилась в Конституционный суд с соответствующим запросом. Сделать этот шаг их подтолкнула ситуация вокруг принятия изменений к Конституции относительно децентрализации, куда входила и скандальная норма относительно "особенностей местного самоуправления" на оккупированном Донбассе, которую радикальные украинские политики разного толка считали "предательством". Эти изменения были предварительно одобрены простым большинством 31 августа 2015-го, а в январе уже становилось понятно, что 300 голосов для окончательного принятия изменений в парламенте явно нет. И на Банковой решили отложить этот вопрос на неопределенный срок, ведь, по большому счету, окончательное внесение изменений в Конституцию не нужно было в первую очередь президенту Петру Порошенко.

Как стало известно depo.ua, в Администрации президента в то время был определенный круг лиц, который активно уговаривал главу государства отказаться от этой затеи. Речь шла в первую очередь о заместителях главы АП Дмитрие Шимкиве и Алексее Филатове, и их точка зрения возобладала.

И действительно, изменения в Конституцию не несли тогда, да и сейчас не несут Петру Алексеевичу никаких дивидендов. Во-первых, он теряет часть своих полномочий в регионах. Что бы там ни вопили об "узурпации с префектами" оппоненты президента, ликвидация облгосадминистраций и передача большой части исполнительных полномочий в облсоветы значительно уменьшают влияние главы государства на политику в регионах, и компенсировать это новыми префектами, очевидно, окончательно не удастся.

Во-вторых, вопрос об "особом статусе Донбасса", хотя в нем нет никакой реальной "измены", усилиями национал-популистов превратился в красную тряпку для большой части населения и голосование в парламенте лишь помогло бы расшатывать ситуацию в стране. Зато всем уже давно понятно, что практической пользы в плане достижения мира на Донбассе от изменений в Конституцию все равно не будет. Минские договоренности, как не выполнялись в полном объеме, так и не выполняются. Нет даже устойчивого прекращения огня, нечего и говорить о контроле над границей или выборах по украинскому законодательству. Поэтому решение отсрочить голосование за изменения в Конституцию выглядело вполне резонным, а определенная коллизия в Конституции позволила это сделать.

Еще один позитив от такого решения заключался в том, что в парламенте уже ожидали "раздачи слонов" под голосование за изменения в Конституцию и каждый из тех, кто в принципе готов голосовать, пытался выторговать себе те или иные преференции при "пакетном переформатировании" правительства, ЦИК и так далее. А нет голосования, нет и торгов, и лишних конфликтов.

Таким образом, после направления запроса в Конституционный суд вопрос изменений в Конституцию успешно лег в долгий ящик, где о нем довольно быстро забыли. Тем временем и Минские соглашения окончательно зашли в тупик, и внутриполитический кризис вокруг непопулярного правительства дорос до таких размеров, что на его фоне вопрос изменений в Конституцию уже не выглядит вопросом номер один, как это было осенью. И если уже тогда 300 голосов под это не было, то сейчас и подавно.

Следовательно, обнародование сегодняшнего решения Конституционного суда лишь закрепляет отложение изменений в Конституцию в долгий ящик, оставляя, правда, гипотетическую возможность вернуться к ним в будущем. Но лишь гипотетическую, ведь очень сложно представить, что в Раде этого созыва найдутся нужные 300 голосов, хоть в течение текущей сессии, хоть на протяжении всех "очередных следующих".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme