"Мартовские кредитные заморозки": какой вопрос МВФ задал Порошенко

Решение, точнее, отсутствие решения МВФ относительно украинского кредита, ставит официальный Киев перед очень непростым выбором, от которого без преувеличения будет зависеть судьба страны

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики

Вопрос о предоставлении Украине кредита в размере 1 миллиарда долларов "снят с повестки дня" Исполнительного совета МВФ. При этом, убрав вопрос с повестки дня заседания 20 марта, МВФ не сообщил новой даты рассмотрения украинского вопроса. С одной стороны, подобное "удаление" будто и не является прямым отказом в кредитовании. С другой – является однозначным сигналом того, что в фонде явно недовольны политикой Украины. Экономической. И, более чем возможно, не только экономической.

Учитывая то, что еще в Давосе казалось, что дело с выделением данного кредита почти сделано. "У меня есть все основания верить, что несколько последних технических деталей, которые должны быть рассмотрены в следующие пару дней, приведут к реальному положительному результату", - утверждала директор-распорядитель фонда Кристин Лагард после переговоров с Порошенко. Не сложилось. Какие-то действия (или бездействие) осуществленные Украиной с того момента, стали причиной изменения позиции международных кредиторов.

И не требуется быть мастером политической аналитики, чтобы понять - этими действиями, скорее всего, стала "государственная" блокада транспортного сообщения с Донбассом. Которая, очевидно, была если и не экспромтом действующей власти, то однозначно – сюрпризом для западных партнеров Украины. Которые уже попривыкли к непрогнозируемым и хаотическим действиям путинской России. Но не расчитывали на то, что Киев тоже будет пытаться вести свою, непредсказуемую политическую игру.

Можно по-разному оценивать саму блокаду. Но что однозначно выглядит существенным просчетом украинской власти – это тот факт, что Украина не донесла свою позицию в отношении блокады западным партнерам, перед началом решительных действий и не потрудилась должным образом аргументировать свою позицию. Или, по крайней мере, глубоко прозондировать позицию партнеров. Очевидно, на Банковой надеялись, что Запад повозмущается – и стерпит". Не сложилось.

Среди украинских аналитиков является популярной мысль о том, что решение по кредиту принимается закулисным способом, между президентом США и лидерами стран – европейских партнеров Америки. Однако немалое – и, возможно, решающее влияние на это решение оказывает и макроэкономический прогноз будущего страны-реципиента, который, после начала транспортной блокады Донбасса, тоже мог существенно измениться.

Кроме того, по данным Depo.ua, на "заморозку" решения относительно кредита Украине, могли повлиять и представители на России, которые аргументировали перед руководством фонда необходимость такого шага, именно непредсказуемостью действий Киева и неготовностью Украины к "инклюзивному диалогу".

Шаг, который предусматривал определенные выгоды, как в противодействии оккупации Донбасса, так и в повышении рейтинга действующей власти, возможно и достигнет предполагаемых целей в этих областях. Но его последствия для макроэкономической стабильности страны могут быть разрушительными.

Ибо один миллиард МВФ-овских денег – это, на самом деле, лишь незначительная часть проблемы. Которая заключается в том, что на поведение МВФ последовательно ориентируются другие инвесторы. В первую очередь, это некоммерческие структуры – Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и другие подобные международные и национальные институты. Также не гнушаются оглядываться на поведение МВФ и частные инвесторы. Нет, они не всегда отказываются от инвестиций в зависимости от решений вашингтонского финансового супергиганта. Они просто меняют тактику и критерии инвестирования в "проблемные", с точки зрения МВФ, страны. Не в пользу "рискованных реципиентов", конечно.

К тому же, и европейские финансовые структуры не "выйдут" из Украины одним махом. В Берлине и Брюсселе, на полном серьезе, опасаются волны украинских беженцев. Но стратегия их деятельности, тоже может измениться не в нашу пользу. Потому что бывают гранты и инвестиции для развития – а бывают для выживания. Мы рискуем перейти из одной категории в другую.

При этом "подвешивание" вопроса относительно кредита МВФ, как раз и означает, скорее всего, демонстрацию желания предоставить Киеву возможность выбора. Выбора между самостоятельной внешней политикой – без оглядки на Запад и выживанием на собственные средства, и напротив - глубоким сотрудничеством с западными партнерами, которое неизбежно предполагает согласование позиций нашего национального государства, с интересами и взглядами наших партнеров. Говорить о преимуществах и недостатках этих путей развития – дело весьма длительное и непростое. В принципе, для размышлений на эту тему у нас было более чем четверть века независимости. А сейчас настал тот момент, когда украинская власть должна дать ответ МВФ, Трампу, Меркель – и, в первую очередь, самим украинцам – каким она видит наше будущее. От ответа на этот вопрос, зависит не только получение миллиарда-второго или, для примера, гарантия второго срока конкретно взятого президента. От него зависят жизни сорока с лишним миллионов людей, на протяжении многих последующих лет. Ну и перспективы выживания нашего государственного проекта, конечно, тоже.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme