Азаров бы плакал. Налоговый кодекс Гройсмана отодвигает налоговую от бизнеса

На фоне таких бурных налоговых инициатив прошедших времен предложения Владимира Гройсмана выглядят довольно скромно, но вместе с тем принципиально

Азаров бы плакал. Налоговый кодекс Гройс…

Правительство Владимира Гройсмана представило свое видение изменений в Налоговом кодексе. "Это будет антикоррупционный Налоговый кодекс", - заявил премьер Владимир Гройсман. В законопроекте, по его словам, предусмотрено создание единого реестра НДС, передача соответствующих баз данных Минфину, ликвидацию налоговой милиции. Предполагается, что теперь фискалы лишаться ресурса для давления на бизнес, ну и остается только надеятся, чтобы этим ресурсом не воспользовались в другом месте. Впрочем, если судить по риторике, то главная задача, которую ставит перед собой правительство - это создать комфортные условия для бизнеса и добиться значительного ускорения экономического роста.

Большие традиции

Ежегодное переписывание налогового законодательства это давняя украинская традиция, так делали всегда. Особый шарм эта операция приобрела после принятия в 2010 году Налогового кодекса. Тогда он преподносился властями как выдающее достижение украинской экономической мысли, впрочем, сразу же вызвал неудовольствие и критику экспертов всех мастей и даже всплеск протестной активности малого бизнеса, случился Налоговый майдан. И хотя предполагалось, что кодекс принесет "стабильность" в налогообложение, этого не случилось, его тут же начали менять.

И так каждый год на протяжении всех последних шести лет. Особо стоит отметить, инициативу по слиянию Налоговой администрации и Таможенной службы в Министерство доходов и сборов. Впрочем, надежд "гибридное" ведомство не оправдало, а заработало неблагозвучное название "Минсдох" и после революции было ликвидировано.

При Януковиче в 2012 году украинцев порадовали идеей всеобщего декларирования доходов. Мол, как в цивилизованных странах. Понятное дело идея поддержки не нашла, хотя она в принципе правильная, если уж на то пошло то, все граждане должны быть равны, пропорционально доходам нести государственное бремя. Не красть должны не только чиновники, но и вполне обычные борцы с коррупцией, а также и "маленькие украинцы". Впрочем, поговорив о всеобщем декларировании идею так и не успели реализовать, а потом пришла революция и стало не до этого.

Что, впрочем, не мешало премьеру Арсению Яценюку внести свою лепту в переделку Налогового кодекса. Военный сбор и резкое снижение Единого социального взноса (ЕСВ) - это фирменный почерк Арсения Петровича. Тем не менее, попытка использовать эффект "кривой Лаффера" и увеличить бюджет пенсионного фонда за счет снижения ставки ЕВС не удалась, но пока отменять новшество не решились.

Азаров би плакав. Податковий кодекс Гройсмана відсуває податкову від бізнесу  - фото 1

Почему обидели фискалов

На фоне столь бурных налоговых инициатив прежних времен предложения Владимира Гройсмана выглядят довольно таки скромно, но вместе с тем принципиально. Что удивило, так это сам факт разговора о превращении фискальной службы из карающего органа государства в сервисную службу. "У нас так повелось что предприниматель всегда кому-то должен", - отметил премьер и пообещал, что теперь все будет по другому. О таких вещах разговора не было давно, другое дело, что из этого получится, но пока, как говорится и на том спасибо.

Что касается НДС, то не первый год идут разговоры об автоматическом возмещении НДС, периодически на этом фронте бывают даже определенные успехи, но потом все скатывается к старым схемам, когда возмещают нужным людям, а прочие коллеги стоят в очереди долго и нудно. Идея сделать реестр публичным и открытым, да еще и передать его из ведения Фискальной службы в Минфин хороша, но опять таки возникает вопрос - сколь долго она проживет? Да и будет ли реализована вообще, ведь украинские фискалы при любой власти отличаются удивительными способностями по части отстаивания собственных интересов и даже вопрос подчинения налоговой службы Минфину и далее по вертикали, премьеру всегда мастерски саботировали, всегда оставаясь де-факто в двойном подчинении - президенту и премьеру.

Послабления малому бизнесу в виде предложенных пятилетних каникул выглядят привлекательно, особенно если не вспоминать, что обещание это из программного набора выдающегося деятеля Донецкого края, томящегося ныне то ли в Москве, то ли в Ростове, а именно Виктора Януковича.

Ну и кроме того, не совсем понятно, почему именно нужен мораторий на проверки, а не нормальная организация работы фискальной службы, когда проверяют не всех подряд, и не по принципу малый или большой, а тех кто не внушает доверия или пытается мухлевать.
Впрочем, это рискованный путь, потому как непросто найти предпринимателя, который внушает доверие украинскому фискалу. Резюмируя, стоит отметить, что небольшие, и вполне рациональные изменения Налогового кодекса должны пойти на пользу украинскому бизнес-климату.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme