Украине нужен крупный аграрный компромисс, а не кулуарные договоренности

Наибольшую выгоду от предстоящей земельной реформы должен получить фермер и крестьянин

Украине нужен крупный аграрный компромис…

Быть или не быть? Гамлетовский вопрос сегодня вполне подходит к дискуссиям, которые ведутся вокруг открытия в Украине рынка земли. Ответ на него имеет решающее значение, ведь у государства огромный аграрный потенциал, который в перспективе позволяет стать не только житницей Европы, но и всего мира.

Сегодня агросектор генерирует более 30% ВВП, 40% валютной выручки, создает рабочие места для 17% работающих украинцев. При этом аграрная реформа будет иметь огромное влияние на повседневную жизнь людей и будущее государства. Или сформируется в нас мощный слой мелких и средних земельных собственников – фермеров – или же мы будем иметь земельные латифундии, которыми будут владеть в том числе и иностранцы. В случае первого сценария гарантировано стабильное развитие Украины, в случае второго – рост социальной напряженности и внутренние потрясения.

Политики много говорят о рынке земли, но в этих разговорах мало смысла, ведь до сих пор никто не удосужился сформировать хотя бы 2-3 альтернативные модели этого рынка. То есть как будет продаваться земля, по какой цене, кто сможет ее покупать и в каких объемах, смогут ли владельцы паев получить выгоду от купли-продажи и будут ли фермеры иметь доступ к кредитам, чтобы создать свое крепкое хозяйство?

В стране до сих пор отсутствует профессиональное экспертное обсуждение аграрной реформы. Недавно премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что такая общенациональная дискуссия крайне необходима. Он отверг попытки бездумного снятия моратория и выразил готовность инициировать масштабное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон.

К сожалению, некоторые политики не желают достижения крупного аграрного компромисса, проталкивают через парламент сомнительные с точки зрения здравого смысла инициативы. Речь идет о законопроекте 5535 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Формально не касаясь паев и участков личного крестьянского хозяйства, он в то же время снимает мораторий, что открывает дорогу для купли-продажи этих земель. Причем почти бесконтрольно. Документ в перспективе позволяет иностранцам - как физическим так и юридическим лицам покупать землю и раздувает роль государственных учреждений - правопреемников Госкомзема.

Уверен, что если бы положения этого документа широко обсуждались экспертами, то он не имел бы никаких шансов попасть в Верховную Раду. Во-первых, право на покупку земли украинскими иностранцами очень дискуссионно. С одной стороны это поможет модернизировать сельское хозяйство, а с другой в перспективе может угрожать национальному суверенитету. В частности, соседняя Польша недавно ввела значительные ограничения на приобретение иностранцами сельскохозяйственной земли. Подобная практика также в Венгрии и Румынии.

Во-вторых, законопроект 5535 предусматривает, что одновременно на рынок будет выведен весь массив земель. То есть на первом этапе предложение существенно превысит спрос, а это означает, что цена земельного участка будет падать. Низкая ожидаемая стоимость земли будет только способствовать проникновению на рынок транснациональных корпораций. Сегодня она в 10 раз дешевле чем у наших западных соседей. В то же время владелец земельного пая не получит почти ничего, кроме небольшой суммы, которая сразу пойдет на проедание.

В-третьих, авантюрная земельная политика перечеркнет перспективы развития украинского фермерства (речь идет и о личные крестьянские хозяйства, которые по сути являются маленькими фермами). Обезземеливание и уничтожение мелкого и среднего производителя будет означать, что рынок недополучит 80% овощей и фруктов, 40% мяса, 80% молока. То есть мы пойдем совсем не европейским путем. Ведь в странах Евросоюза 97% производителей сельскохозяйственной продукции - фермеры.

В-четвертых, законопроект дает в руки государства чрезвычайные полномочия. Собственников земли и банки, в которых земля находится в залоге, заставят передать свои функции по продаже правопреемникам Госкомзема.

Надеюсь, у депутатского корпуса хватит мудрости и дальновидности отклонить такие одиозные предложения, которые могут спровоцировать экономическую и социальную катастрофу. Зато есть надежда, что мы будем двигаться путем, который обозначил Владимир Гройсман: достигнем национального согласия в аграрном вопросе и на ее основе проведем реформу.

Тем парламентариям, которые занимаются аграрными вопросами и регистрируют резонансные законопроекты, рекомендую сначала, среди прочего, обратить внимание и на проблему “академических земель”, где царит полный беспорядок. Давайте хотя бы выясним, что происходит в этом земельном секторе, чтобы искоренить коррупционные схемы, которые там царят. С группой коллег обратились к руководителям Национальной академии наук, Академии аграрных наук с просьбой предоставить точную информацию о земельных участках, которые есть в пользовании академий, с указанием кадастрового номера, площади, места расположения, целевого назначения и фактического использования.

Надеюсь, что скоро дискуссия, о которой говорил глава правительства, скоро станет реальностью. Финальным результатом будет детальная дорожная карта реформ, которая учтет результаты каждого шага. Перед нами опыт приватизации 90-х годов, где "кавалерийским наскоком" распродали национальные активы группе лиц, которые стали олигархами. С землей это не должно повториться. Поэтому к аграрной реформе нужен особо взвешенный подход, который будет включать в себя ряд предохранителей в отношении земельных спекуляций и создания условий, когда главную выгоду от рынка получит собственник земельного участка – крестьянин или фермер.

Александр Ливик, народный депутат Украины

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme