Деньги

Кто Вы, мистер АТБ?

Как Геннадий Буткевич и его партнеры построили успешную сеть в непопулярной нише

04 апреля 2016, 16:55

Кто Вы, мистер АТБ?

Феномен сети супермаркетов АТБ уже почти 10 лет для многих остается загадкой. Более двух десятилетий назад Геннадий Буткевич и его партнеры создали продовольственную сеть, которая из года в год удерживает лидирующие позиции в своем сегменте, о чем свидетельствуют данные о налоговых отчислениях и расширении торговых площадей, пишет "Деловая столица".

Что же служит успеху торговой сети Буткевича? Возможно, правильно разработанная бизнес-стратегия или удачная ставка на эконом-сегмент. А может продолжительный кризис, заcтавляющий украинцев, затянув пояса, выбирать недорогие продукты. Однозначный ответ дать сложно. Можно допустить, что все вышеперечисленное имеет свое влияние на развитие сети.

История создания «АТБ» берет начало в 1993 году, когда днепропетровские бизнесмены Геннадий Буткевич и его партнеры Виктор Карачун, Евгений Ермаков и Сергей Тарасюк открыли свой первый магазин. Тогда компания назвалась «Агротехбизнес» и торговала всем: от бензина и до продуктов питания. В 1999 году «Агротехбизнес» успешло прошло перерегистрацию и стало ООО «АТБ-маркет». Название было выбрано неспроста – «АТБ» взяла свою аббревиатуру от «АгроТехБизнес». Изначально владельцы разделили свои обязанности в управлении активами. Ермаков стал координировать производство, Карачуну достались магазины, а Тарасюк занимался строительством и розничной сетью. А вот Геннадий Буткевич отвечал за стратегию и GR. Для создания «АТБ» основатели взяли заграничный опыт немецкой сети Aldi. Тогда в далеком 2002 году владельцы ее владельцы Тео и Карл Альбрехты вошли в тройку рейтинга миллиардеров Forbes с состоянием более $26 млрд.

Так, что вскоре покупатели первого Днепропетровского «АТБ» увидели новый формат магазина с меньшим ассортиментом (всего до 800 позиций), но очень конкурентной ценой. Правда, такой подход ограниченного выбора потребителей не воодушевил. Ежедневная выручка начала стремительно падать и вскоре составила из ранее приносимых 2 млн. грн. почти убыточные 600 000 гривен. Тут же, днепропетровские «доброжелатели», стали пророчить банкротство «АТБ». Но ни один из партнеров руки не опускал. И снова бизнесмены обратили свой взор на зарубежный опыт. Теперь это уже был немецкий бренд Lidl, конкурент взятого за основу первого магазина Aldi. Принцип кардинально был изменен. Разновидность товара на полках «АТБ» росла с каждым днем и насчитывал от 2500 до 3500 позиций.

Для снижения арендных трат недвижимость стали просто выкупать. Но самое главное в развитии «АТБ» то, что торговые точки открывались не в крупных городах, а в маленьких. Привлекая, тем самым потребителей, которые скупали товар в «АТБ» и везли его продавать на рынки. Логистика была продумана до мелочей. Бизнесмены прописали оптимальные маршруты от распредилительных центров до магазинов и разработали жесткий логистический график. Изменился и сам механизм погрузо-разгрузочных работ. Теперь Карачун покупал грузовики с отделяемыми прицепами. Приезжая под магазин машина оставляла один прицеп с товарами и отправлялась в другой. Такое логистическое ноу-хау Карачуна позволило сократить затраты на логистику в 2,5 раза. Перенятый опыт у Lidl определенно принес свои плоды. С 2003-го по 2007-ой прибыль «АТБ» возрастала на 25% ежегодно.

В течение лишь одного года сеть открывала 40-50 точек в центральных, восточных и южных регионах Украины. Именно в это время из корпорации выходит Сергей Тарасюк. Но бизнесмена не обделили. В виде компенсации он получил один из активов холдинга – мясоперерабатывающий комбинат. Еще при создании бизнеса Геннадий Буткевич взял обещание с партнера – не продавать на сторону свою долю бизнеса: 100%-ый пакет остается у основателей. Кризисный 2008-ой год для «АТБ» был только на руку. В то время, когда большинство ритейлеров взяло курс на сокращение торговых точек, «АТБ» с 2008-ого по 2010-ый открыла более 200 магазинов. К концу 2010-го выручка сети составила 10,8 млрд. грн., а спустя год уже было открыто 500 магазинов.

Однако события 2014-2015 годов внесли свои коррективы. Как отмечают в корпорации, за время АТО на востоке Украины боевики «национализировали» 152 магазина сети. На данное время на территории Донбасса, подконтрольной Украине продолжают работать всего 42 магазина: 26 в Донецкой области и 16 в Луганской. В ЛНР магазины захвачены и работают под вывеской «Народный, а в Антраците и Красном Луче в отжатых магазинах торгуют ополченцы. Там же размещена и комендатура казачества. В ДНР большинство торговых точек теперь носят «гордое» республиканское название: «Первый Республиканский». Геннадий Буткевич и его партнеры понесли финансовые потери на общую сумму в 7 млрд. грн. со 152-мя отобранными магазинами, не считая перенесенных стрессов и тяжелейших ситуаций в которых оказался персонал «АТБ». Оставив свои дома и привычный уклад жизни, сотрудники сети стали приспосабливаться к новой жизни в других регионах Украины. Геннадий Буткевич и партнеры, как могли материально и морально поддерживали своих соработников, обеспечивая жильем, продуктами питания и устраивая на работу в магазинах на подконтрольных территориях.

Едва Буткевич, Ермаков и Карачун начали приходить в себя после начала военных действий и налаживания работы в новых условиях, как на сеть обрушился новый удар, на этот раз со стороны украинской власти. Весной 2015 года в парламенте от Радикальной партии был внесен на рассмотрение законопроект №2689 о национализации имущества АТБ. В качестве аргументов депутаты выдвигали тезисы, что «АТБ» якобы финансирует террористов на отдельных территориях Донбасса. В добавок еще и притянули связи с бывшим окружением Януковича. СБУ и ГПУ, проведя расследование опровергли все ложные «радикальные» обвинения популистов и часть депутатов один за одним стали отзывать свои подписи.

Не смотря на различные давления на Геннадия Буткевича и его партнеров, 2015 год корпорация «АТБ» завершила с товарооборотом в 46,7 миллиардов гривен (с учетом НДС – ИФ). А это 16,5 % больше чем в 2014 году. И это притом, что «АТБ» постоянно проводит акции благотворительности для детей в прифронтовой зоне, а также оказывает поддержку малооимущим. За 2014-2015 гг. корпорация реализовала 29 программ адресной помощи на сумму 6,8 миллиона гривен. Помощь получили ветераны ВОВ, пенсионеры, инвалиды, семьи воинов АТО. Не обходит «АТБ» стороной и детские дома. Так к примеру, детский дом №1 в Днепропетровске уже на протяжении 10 лет находиться на дополнительном финансировании у корпорации. Помимо этого, Геннадий Буткевич регулярно финансирует спортивные мероприятия, поддерживает творческое развитие детско-юношеских школ, в частности специализированную школу №9 Днепропетровска.

В планах у руководства «АТБ» в 2016 году укрепить позиции украинского ритейлера №1 и провести стратегическое расширение сети в западных областях Украины.

Больше новостей на depo.ua

Loading...
Loading...