Деньги

Доходная альтернатива

Украине необходимо заработать. Ситуация в экономике не позволяет надеяться на прямые прибыли от реального сектора. Однако в распоряжении государства все еще есть ряд высоколиквидных активов, которые будут пользоваться спросом даже в нынешней кризисной ситуации

02 сентября 2014, 17:57

Доходная альтернатива

фото: Shutterstock

В конце августа международное рейтинговое агентство Fitch опубликовало прогноз, согласно которому реальный ВВП Украины сократится в 2014 году на 6,5%. Это намного хуже февральского прогноза агентства.

Такое падение экономики на фоне все возрастающей долговой нагрузки на бюджет свидетельствует о необходимости эффективного использования каждого имеющегося источника поступлений в казну государства.

Ликвидные частоты

И такие возможности, несмотря на сложность ситуации, в которой оказалась наша страна, имеются. Речь идет не о «большой приватизации», которая не так давно была анонсирована правительством и уже забыта ввиду ее несвоевременности.

Действительно продать самые ценные активы, такие как оставшиеся еще госмонополии или промышленные гиганты из серии «Турбоатома», как показывает практика, продать с учетом всех отечественных условностей и подводных течений, на фоне кризиса в экономике и военных действий на Востоке страны, было бы весьма проблематично.

Однако наличие политической воли со стороны президента и острая необходимость Кабмина пополнить казну не только за счет заемных средств, увеличивают вероятность того, что с мертвой точки сдвинется процесс проведения конкурса на выдачу 3G лицензий мобильным операторам.

Эти частоты на сегодняшний день являются одним из немногих активов, покупателей на который не нужно искать. Мобильные операторы вот уже несколько лет сами настаивают на скорейшей выдаче лицензий.

Европейский опыт свидетельствует о том, что 3G частоты являются по-настоящему ликвидным товаром. Аукцион за пять лицензий в Великобритании в апреле 2000 г. принес королевской казне $32 млрд, в Нидерландах - $2,3 млрд.

Рекордным стал аукцион в Германии, где в апреле того же года было продано 12 лицензий за $46,2 млрд. Отложенный спрос на этот товар, наблюдающийся в Украине, говорит о том, что государство имеет все предпосылки разумно использовать имеющиеся возможности для пополнения бюджета.

Конфликт интересов

С другой стороны сами мобильные операторы не оставляют надежды минимизировать свои затраты, в том числе за счет государства. С этим связана инициатива одновременной раздачи лицензий на 3G по стартовой цене, которая долгое время муссировалась различного рода экспертами как альтернатива для НКРСИ.

Дело в том, что мобильные операторы в Украине в значительной степени исчерпали имеющиеся возможности по расширению своего присутствия. Это касается и уровня проникновения связи и возможностей, которые дает абонентам GPRS интернет.

Поэтому возможность развертывания 3G сети для них, несмотря на все существующие сложности, является приоритетом №1.

Для государства разница в подходах к условиям выдачи 3G лицензий может стоить 3,5 млрд грн. Пока вариант «расписать» на троих, между тремя крупнейшими операторами, рассматривался исходя из базовых тарифов, утвержденных Кабмином еще в 2006 году. Тогда стоимость одной лицензии на 30 МГц составляла 200 млн грн за пакет объемом. Тогда как при условии последовательного проведения конкурса на каждую из трех лицензий сумма, которая может поступить в бюджет, увеличивается как минимум до 3 до 4 млрд грн.

Оборонный фактор

Стоит отметить, что Минобороны, во исполнение поручения президента Украины уже определило условия, на которых военные могут освободить нужные радиочастоты в диапазоне 2100 МГц.

Поскольку в условиях боевых действий вопрос нормальной работы радиолокационных служб не может быть предметом торга, рассматривать вариант единовременной раздачи лицензий было бы, мягко говоря, неосмотрительно.

Необходимость конверсии также ставит под сомнение возможность одновременного выделения лицензий сразу трем операторам. Выделение всего доступного ресурса частот без освобождения его военными создаст сложности не только для работы операторов, но и для подразделений Минобороны.

А вот нормальное проведение конверсии с размещением заказов на современное оборудование для армии на отечественных предприятиях можно назвать балансом интересов.

Таким образом, средства, полученные в результате конкурса на выдачу первой 3G лицензии, уже в ближайшее время могут быть направлены на нужды армии и поддержку оборонного комплекса.

Неупущенная возможность

Кроме того, тот, кто выиграет в конкурсе, будет вынужден активизировать развертывание сети 3G, чтобы воспользоваться преимуществом во времени перед конкурентами, ожидающими второго конкурса.

Тогда как в случае одновременного получения лицензий у ведущих игроков рынка будет велик соблазн выдержать паузу в инвестировании, ссылаясь на кризис и экономические сложности.

У НКРСИ практически не осталось времени на дальнейшие проволочки с оглашением условий выделения лицензий. Очевидно, что в таких условиях давление на членов комиссии может возрасти в разы.

Естественно, что для любого «неожиданного» варианта выдачи лицензий тут же найдется масса обоснований. Однако сейчас нужно понимать: государство находится не в тех условиях, чтобы разбрасываться имеющимися возможностями в угоду чьим-то коммерческим интересам.

 

Loading...
Loading...