Как радиоквоты начинают в Украине "новые 90-е"

Квоты на украиноязычный контент для радио открывают новую эпоху, которая напоминает веселые 90-е, но имеет одно серьезное отличие

Володимир Миленко
Журналист Depo.ua
Как радиоквоты начинают в Украине "новые…

Сегодня в Украине стартует, извините за пафос, новая эпоха. На радио начинают работать квоты на украиноязычный контент. Пока что только на радио, с телевидением все еще впереди – но главное в этой истории то, что лед наконец тронулся. И дальше будет больше, сильнее, мощнее.

Но был в нашей истории период, когда все это – "больше", "сильнее", "мощнее" – существовало, развивалось, изобиловало без всяких квот. Я говорю про 90-е годы прошлого века. Нет, речь не о двух первых "Красных рутах", которые были не только музыкальным, но и политическим явлением. И не о таких исполинах отечественной рок-музыки, как "ВВ", "Братья Гадюкины", "Плач Єремії", "Мертвий півень" и тому подобное. Они были порождением другого времени, позднесоветского. Плюс рок никогда не был в этих широтах мейнстримово популярным.

В 90-х же украинский язык как будто волной накрыл весь музыкальный массив. Те, кто помнят те времена, кто застал легендарную телепередачу "Территория А", мгновенно восстановят в памяти хиты того периода. Вот вам небольшая подборочка, вспомните/изучите.

И, что очень важно, это отнюдь не одна Галичина. (А некоторые персонажи вообще были в быту русскоязычными.) "Аква Вита" – Кропивницкий. "The Вйо" – Кобеляки, Полтавская Область. В составе ВУЗВ, например, в этой песне, можно услышать киевлянина Алексея Потапенко, известного ныне как русскоязычный Потап. А тогда он пел на украинском. И Катя Chilly – из русифицированного якобы Киева.

Киянкой является и "единственная звезда украинской эстрады" (был, был у нее такой титул в середине 90-х) Ирина Билык. Вот ее песня с альбома "Фарби" 1997-го года.

Это уже было новое качество – и текстов, и звука, и видео. Заметьте – на украинском языке. А дальше, в 2000-м, был альбом "ОМА" – еще один мощный, серьезный шаг в развитии украинской музыки. Украинской украиноязычной музыки. Послушайте его.

И не одной Билык, между прочим. Во второй половине десятилетия взошла заря львовянки Русланы Лыжичко, которая в 2004-м озарила всю Европу. А начиналось с вот этого клипа. И это тоже – качественная украиноязычная музыка.

А теперь я покажу вам то, чего, возможно, вы никогда не слышали и не видели. Вот с какой музыкой у вас, особенно это касается тех, кто моложе меня (30-), ассоциируется Таисия Повалий? То-то и оно, что с ужасно-банальной даже не российской, а неосоветской эстрадной попсой. А когда-то она пела такие вот песни – и выигрывала с ними международные конкурсы. На украинском, напомню, языке.

Ждите, это еще не все. Эту ее песню вы точно не слышали. 1993 год.

Да-да, это та же Повалий, которая позднее пела с Кобзоном, была нардепом от ПР и ездила в Госдуму кланяться московскому хозяину. А в 90-х она тоже уроженка столичного региона, пела такое и так.

И это я не упомянул тех исполнителей, которые пережили слом эпох – "Скрябина"...

"Океан Эльзы"...

"Тартак"...

ТНМК (просто напомню, что "Танки" – это Харьков, нынешнее царство Допы и Гепы)...

и других. И это я не упомянул те музыкальные передачи – а "Территория А" была лишь одной из, хоть и самой заметной – которые были на украинском ТВ 90-х. (Кто-то кроме меня еще помнит такую себе Оксу Русин?)

Одним словом, украинская украиноязычная музыка 90-х – это был целый океан. Который появился почти внезапно и заполнял собой всю музыкальную отрасль. Я недавно прочитал в Фейсбуке одну младшую коллегу, которая рассказала, что года до 2004-го для нее все украинское, украиноязычное было автоматически шароварным. Пересмотрите клипы выше. Это шароварщина? Это современная украинская музыка, которая проходила все стадии взросления и рано или поздно выросла бы в серьезную индустрию. И всего лишь надо было – не мешать.

А еще – отрезать последнюю нить, которая привязывала украинское медиапространство к империи. Зато ровно 10 лет, 20 октября 1996-го, ее легализовали – создав телеканал "Интер", который по сути был первым голосом нового "русского мира". Интересно, что именно 1 января 1996 года в империи появился проект "Старые песни о главном" – самые умные люди за поребриком уже в 2003-м называли "началом проекта "Реставрация".

Я не знаю, совпадение ли это – появление "Старых песен..." и легализация ОРТ под псевдонимом "Интер" в одно время – или нет. Собственно, это уже не имеет никакого значения. Ибо все это – произошло. А за этим "совпадением", через несколько лет, с началом нового тысячелетия и правления Путина (и здесь уже никакого совпадения быть не может), началось фактическое уничтожение того массива украинской музыки, который уже отрывал бывшую колонию от метрополии. Уничтожением прежде всего мощным финансовым десантом из Москвы. А дальше – как известно, кто платит, тот и заказывает музыку – были и волшебное слово "Неформат", которое выбросило почти всю музыку второго ряда из телерадиоэфира. И омосковление звезд – той же Билык, которая перешла на русский язык и стала петь такое, о чем в контексте ее альбомов 1997-2003 даже вспоминать противно. (Вы же помните, что у Ирины за год до русификации выходил альбом на польском языке?)

И все. К концу 2000-х украинское телерадиопространство было фактически зачищено от последствий украиноязычного взрыва 90-х. А тем, кто продолжал или начинал работу в русскоязычном формате (за исключением нескольких суперзвезд) приходилось, как пели "Мертвые петухи", биться головой об лед.

Именно поэтому нынешние квоты, без которых украинская музыка обошлась 20 лет назад, сейчас крайне необходимы. Тогда молодым украиноязычным исполнителям просто не было с кем бороться. Украинская советская эстрада в одно мгновение ушла на пенсию и по райцентрам, а больше никого на опустевшей сцене просто не было. Это была настоящая украинская дикая степь, где не существовало ничего – но в этом и был огромный плюс.

А сейчас украинский шоу-бизнес забит российскими деньгами и исполнителями. Здесь переплелись два очень важных момента – и финансовая выгода (представьте себе, сколько московские исполнители собирали денег на концертах в Украине до 2014 года; и кое-где собирают и до сегодня), и идеологическое указание. Вы думаете, они просто так отдадут этот огромный 40-миллионный рынок? O sancta simplicitas, друзья, sancta simplicitas.

Значит, нужны квоты. Больше и везде. Радио, телевидение, пресса. (В 90-х, если вы забыли, выходил украиноязычный эротический журнал "Лель". Оказывается, и о сексе писалось и читалось! – на украинском. А в конце десятилетия появился шикарный журнал Александра Кривенко "Пик".) И не надо бояться того, что, мол, не будет чем заполнить опустевшее пространство. Поверьте тому, кто помнит единственное свободное десятилетие – будет. "Новые 90-е", если дать им соответствующие толчок и поддержку, станут еще большим взрывом. Хотя бы из-за существования интернета, как доступа к лучшим образцам всего мира, и покупательной способности конечного потребителя.

Просто поддержите то, что есть, что развивается, несмотря на все "не форматы" и засилье русских попсы и шансона. И через десять лет вы не узнаете украинский телерадиоэфир. 90-е гарантируют это.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme