Рынок фитнеса в Украине: большая перезагрузка

Рентабельность бизнеса сетевых клубов доходит до 25% в год, в то время как самостоятельные клубы бизнес - и даже премиум-сегментов балансируют на грани рентабельности

Операторы, предлагающие услуги единичных клубов в нише эконом-сегмента, вынуждены терпеть постоянные убытки и уходить с рынка.

За последние два года рынок фитнес-услуг в Украине в денежном (долларовом) эквиваленте просел в разы, и сегодня аналитики компании Pro-Consulting оценивают его объемы лишь в $ 160 млн против почти $ 700 млн, которые были отмечены в 2013 году. С чем это связано, есть ли будущее у рынка и можно ли его рассматривать как площадку для инвестирования и ведения бизнеса?

Начинали с подвалов

Немного истории. Фитнес, как явление, пришел в Украину еще в лихие 90-е прошлого века. Тогда услуга была в диковинку, но сразу приобрела огромную популярность. Первые клубы открывались на базе инфраструктуры, которая досталась в наследство от советских спортивных клубов и школ. Нередко использовались и неприспособленные помещения, включая подвалы, склады и т. п. Фитнес-клубы-первопроходцы были двух видов: заведения высокого класса для состоятельных клиентов, которые оказывали весь спектр фитнес-услуг плюс сопутствующие услуги, и примитивные залы-"качалки" - как бюджетный вариант. И те и другие давали неплохую рентабельность. По оценке Александра Меламуда, владельца столичного фитнес-клуба "Аквариум", который был открыт 15 лет назад, в начале 2000-х, вести этот бизнес было легко: конкуренции почти не было.

В течение пяти-семи лет с начала 2000-х на рынок вышла целая армия операторов - как одиночных, так и сетевых игроков. Выделилась и бурно развилась ниша бизнес-класса, ее предложили как раз сетевики, которые были готовы дать клиенту полный ассортимент услуг по приемлемой цене. Сетевая бизнес-модель уже тогда показала себя как наиболее рентабельная и надежная.

Рынок активно рос - на 15-20% в год. Примерно в той же пропорции поднимались и цены в классах премиум и бизнес. В то время, как фитнес-клуб эконом-класса затормозился и даже стал дешеветь. В 2007 году в Украине насчитывалось более 200 фитнес-клубов. Кризис 2008 года приостановил развитие рынка, но ненадолго. К 2012 году его емкость составила $ 675 млн, а в 2013-м - достигла почти $ 690 млн. Только в Киеве действовало около 300 клубов самого низкого уровня и класса - как сетевых, так и единичных.

Эхо войны

Резкое сужение рынка, которое наблюдается сегодня, аналитики объясняют несколькими причинами: оккупацией Крыма и значительной части восточных регионов, резкой девальвацией национальной валюты (объем рынка в гривне просел на 20%) и трансформацией самого рынка, который переживает период взросления, считают эксперты.

Оккупация и военные действия в зоне АТО лишили рынок пятой части всех заведений в стране, которые работали в разных сегментах от эконом - до лакшери-класса. Так, по данным Геннадия Романенко, владельца одного из черновицких спортклубов, в Донецке было сосредоточено значительное количество клубов - город занимал второе место после Киева.

Данные статистики подтверждают эти слова: до войны доля Донецкой области в общем объеме рынка превышала 11%. Луганская область давала еще около 4%. Столько же - Крым. Разумеется, потеряна и клиентская база. Аналитики компании Pro-Consulting утверждают: с начала военных действий и оккупации число посетителей фитнес-центров в Украине снизилось до 3,8 млн человек, или почти на 18% в сравнении с 2013 годом. При этом потенциальная емкость рынка как была, так и остается около $ 2 млрд, констатируют эксперты. То есть отложенный спрос на услугу по-прежнему огромный.

Попасть в сеть

Сегодня фитнес-клубы с той или иной периодичностью посещает примерно 10% украинцев, которые живут в крупных городах с населением от 500 тыс. человек.

"Несмотря на стрессы, переживаемые отраслью, рынок продолжает расти, - рассказывает Дмитрий Екимов, основатель группы компаний SportLife. - За последние два года на территориях, не вовлеченных в военные действия или оккупацию, наблюдается рост на 0,5-1%, что само по себе показательно ".

Важный штрих: интерес клиентов нацелен в первую очередь на недорогие пакеты фитнес-услуг, которые предоставляют сетевые операторы. Фитнес-клубы лакшери-класса потеряли часть клиентов и вынуждены работать на грани рентабельности.

"Сейчас рентабельность" Аквариума "близка к нулевой", - признается Александр Меламуд.

По прогнозам вице-президента Украинской фитнес-ассоциации Вадима Гуменюка, нынешний рынок направляется "в сторону прагматизма": будет корректироваться ценовая политика и сократятся расходы. К этому, как считает эксперт рынка, первый проректор Национального института физического воспитания и спорта Мирослав Дутчак, операторов вынуждают растущие расходы на управление помещениями, в частности - на коммунальные услуги, а также постоянное удорожание импортных оборудования и материалов, спровоцированное резкими курсовыми колебаниями.

"Тем не менее рынок фитнес-услуг сегодня более чем привлекателен как для инвестирования, так и для ведения бизнеса, - считает Дмитрий Екимов. - Одним из ключевых моментов, который сдерживал рост рынка, была цена аренды помещений. Сейчас этот фактор снят с повестки дня. На рынке недвижимости стагнация, третий год наблюдается высокая вакантность помещений, это существенно снижает порог входа, стоимость аренды упала в разы, что дает новые точки роста для нашего рынка. Однако стоит помнить, что при этом рынок таит несколько серьезных подводных камней, не учитывая которые можно лишиться инвестиций и потерять бизнес".

Выгода от сотрудничества с сетевиком фитнес-индустрии для девелоперского бизнеса очевидна. Как утверждают аналитики, при условии долгосрочных договоров и минимальных вложений в реконструкцию и адаптацию помещений при сдаче их в аренду сетевому оператору затраты на строительство таких помещений окупятся уже через три-пять лет.

Ярослава Никитенко

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme